Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 693   694   695   696   697   698   699   700   701  702   703   704   705   706   707   708   709   710   711  » »»

непоколебимо до конца жизни благородным  человеком  и  гражданином.  Что
касается до  Г.,  как  писателя,  то  центр  тяжести  его  деятельности,
конечно, в поэзии; но и значение его, как публициста и  критика,  отнюдь
не может быть признано маловажным.  Правда,  органические  свойства  его
натуры, как человека, а главное -  как.  поэта,  мешали  ему  в  статьях
политических  быть  последовательным  в  частных,  касавшихся  того  или
другого отдельного вопроса, взглядах и мнениях; но в основных воззрениях
своих он оставался всегда неизменным, и сущность этих воззрений  выразил
как нельзя лучше он сам, когда назвал себя "храбрым солдатом в войне  за
освобождение человечества". Как критик литературный, Г. стоит  еще  выше
Г. публициста; под блестящею легкою формою, иногда  переходящею  даже  в
некоторого  рода  фривольность,  под  смесью   научной   серьезности   в
фельетонной шутливости, во всех критических, философских и т. п. статьях
Гейне столько глубокого понимания явлений, столько чутья, сколько мог бы
пожелать  себе  любой  из  ученых  историков   литературы.   Поэтическая
деятельность  Г.  важна   с   двух   сторон:   историко-литературной   и
чистохудожественной. Выросши и  развившись  под  влиянием  романтическое
школы, выступив на сцену в пору "бабьего лета" романтизма (по  выражению
Готшаля) и наложив на свои первые произведения несомненную печать  этого
направления, Г., однако, на первых  же  порах  проявил  и  свое  полное.
отличие  от  романтиков.  В  то  время  как  они   совсем   уходили   из
действительной жизни в  созданный  ими  фантастический  мир,  Г.  только
убаюкивал себя им, "точно пел колыбельную  песню  своим  страданиям".  В
противоположность романтической поэзии, которая,  особенно  в  последние
годы, состояла из двух элементов: рыцарства и монашества, Г. внес в свою
поэзию единственный элемент - человечество. Отсюда до открытой борьбы  с
романтизмом, с болезненными стремлениями его был всего один шаг -  и  Г.
скоро сделал его, пойдя затем  быстро  и  победоносно  по  новому  пути.
Первые серьезные  произведения  Г.  знаменуют  собой  падение  немецкого
романтизма и начало эры новой немецкой поэзии. Взятая сама по себе,  без
отношения   к   современным   литературным   направлениям,   поэзия   Г.
представляется нам с резко двойственным характером.  Одну  категорию  ее
составляют стихотворения, делающие Г. одним им величайших  лириков  всех
времен и народов - произведения чистого искусства, те "жемчужины лирики,
которые в своей чистоте и своей хрустальной шлифовке  составляют  вечное
украшение его поэтического венца и принадлежат к  лирическим  сокровищам
немецкой  национальной  литературы";  это  -   песни,   перерабатывающие
народные  мотивы,  песни  любви   в   их   бесконечном   и   обаятельном
разнообразии, при видимом однообразии основного мотива, а  также  чудные
звуки, вызываемые у поэта природою и особенно морем, полеты фантазии его
в поразительной шири и грандиозности. Но на ряду с этими произведениями,
где все - эфир, чистый аромат, волшебная гр„за, идут продукты отрицания,
"мировой  скорби",   получающей   у   Г.   совершенно   самостоятельный,
индивидуальный характер и почти  с  хронологическою  последовательностью
проходящей чрез три фазиса. Тут сперва ирония или, вернее, юмор, который
сам  Г.  характеризует  как  "смеющиеся  слезы",  как   то,   без   чего
"колоссальные скорби и страдания  были  бы  невыносимы",  и  орудие  его
"прекрасный звонкий  смех")  поражающий  других  и  дающий  своего  рода
отраду, хотя и мучительную, тому, кто может так смеяться.  Под  влиянием
современной действительности совершается переход этого  юмора  в  жгучую
сатиру, на которую Г. смотрел как на своего  рода  историческую  миссию,
придавая карающей силе поэзии великое значение. Самое  яркое  проявление
ее  мы  находим  в  поэме  "Зимняя   сказка".   И   наконец   -   апогей
пессимистического отношения к  жизни,  когда  выступает  во  всей  своей
наготе  полное,  беспредельное,  доходящее  иногда  даже   до   цинизма,
отрицание всего, когда из сердца поэта вылетает один за другим звуки,  в
которых  "все  желчь,  горькая  желчь  в  красиво  шлифованных  сосудах,
предсмертные проклятия  умирающих,  язвительный  хохот  духов  тьмы  над
жалким миром, обреченным на смерть,  зараженным  внутренним  гниением  и
ложью...". Но сквозь все, написанное Г., проходить  красною  нитью  одна
главная, основная идея - человечества, гуманности  в  самом  обширном  и
благородном значении этого слова. Эпитеты "рыцаря духа", который он  сам
придал себе в своей "Горной Идиллии", и "лихого барабанщика",  каким  он
назвал себя в "Доктрине", как нельзя лучше характеризуют его поэтическую
деятельность  во  всей  ее  совокупности,  точно   также,   как   вполне
применяются к ней и другие слова его: "Я право не знаю, заслужил  ли  я,
чтобы после моей смерти мой гроб украсили лавровым венком.  Но  на  этот
гроб вы должны положить меч, потому что я был храбрый солдат в войне  за
освобождение человечества". Полное собрание сочинений  Г.  издано  в  16
раз,  в  1861  г.,  Штродтманом;  в  1869  г.  он  же  издал  посмертные
произведения поэта: "Letzte Gedichte nna Gedanken".  За  Штродтмановским
изданием последовало несколько других, не прибавивших однако  к  первому
ничего существенного. Недавно появилась часть его "Мемуаров". На русском
языке, кроме небольших сборников  стихотворений  в  перевода  Михайлова,
Костомарова, Мейснера, Шкаффа  и  Вейнберга,  имеется  более  или  менее
полное изд. Г. под ред. П. Вейнберга и В. Чуйко (с биогр. очерком,  нап.
последним). Ср. биографию Гейне П. И. Вейнберга, изд. Павленкова (1892).
Лучшие  иностранные  биографии  Г.  :  "Н.  Heine's  Leben  und   Werke"
Штродтмана  и  "Heinrich  Heine"  Пр„льса;  см.   также   "Воспоминания"
Мейснера, книжку Камиллы Сельден: "Les derniers jours de Heine",  статьи
Гюфера в "Deutsche Rundschau".
   П. Вейнберг.
   Геката  (›Ekath)  -  у  греков  божество  лунного  света.  Культ   Г.
существовал сначала у фракийцев и от них уже перешел к грекам. У  Гомера
мы не встречаем имени Г.; в "Теогонии" же Гесиода,  где  о  ней  впервые
упоминается, она называется дочерью гитана Персея;  другие  называют  ее
дочерью Зевса и Деметры или Зевса и Геры. Г. дарует мудрость в  народных
собраниях, счастье на войне, богатую добычу на охоте и т. д. Как  богиня
преисподней, она считалась  также  богиней  всего  таинственного;  греки
представляли ее себе порхающей с душами умерших на перекрестках,  где  и
совершался иногда, поэтому, культ ее. Она помогает волшебницам, который,
как  напр.  Цирцея  и  Медея,  научаются  у  ее  своему  искусству.   Г.
изображалась иногда в виде одной женской фигуры с 2-мя факелами в руках,
иногда же в виде 3-х связанных спинами фигур. Геката есть также название
100-го астероида.
   Гекзаметр - размер в стихосложении, при котором каждый  стих  состоит
из шести стоп, именно: пяти дактилей (- ИИ) и одного спондея или  трохея
(- - или - И). Каждый из первых  четырех  дактилей  может  быть  заменен
спондеем, но в пятой стопе такая замена происходит очень редко, и  такие
стихи называются spondaici. При  чтении  каждого  Г.  следует  соблюдать

Страницы: «« « 693   694   695   696   697   698   699   700   701  702   703   704   705   706   707   708   709   710   711  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь