Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 » »» "Intensitas vis magneticae terrestris ad mensuram absolutam revocata" (1833). Работая вместе с Вебером, Г. изобрел новый прибор для наблюдения земного магнетизма и его изменений. В 1883 г. им была построена в Геттингене образцовая магнитная обсерватория и основано общество под названием: "Magnetisches Verein", издававшее в 1836 - 1839 гг. журнал "Resultate der Beobachtungen des Magnetischen Vereins". В 1838 и 1839 гг. помещены в этом журнале два важных мемуара Г. : "Allgemeine Theorie der Erdmagnetismus" и "Allgemeine Lehrsatze in Beziebung auf die im verkehrten Verhaltnisse des Quadrats der Entfernung virkenden Anziehungs und "Abstossungskrafte". Инструменты и методы наблюдения геттингенской обсерватории получили всемирное распространение. Из работ по физике укажем еще на "Dioptrische Untersuchungen" (1840). Замечательно, что в 1833 г. геттингенская магнитная обсерватория была соединена с городом Нейбургом проволокою, по которое давались сигналы при помощи гальванического тока, по телеграфной системе Г. С 1821 г. Г. принимал участие в датской и ганноверской триангуляции, причем увеличил точность результатов важными усовершенствованиями. Между прочим, им изобретен инструмент назыв. гелиотропом. Под конец своей плодотворной деятельности Г. занимался геодезией и издал по этому предмету два мемуара под заглавием: "Untersuchungen uber Gegeastande der hоhеrеn Geodasie" (1846 - 1847). Умер 23 февраля 1855 г. В Г. мы видим человека с универсальными математическими способностями; им затрагивались почти все главные отрасли чистой и прикладной математики, причем всюду девизом автора было: раnса sed matura (немного, но зрело); он оставил неопубликованными много работ, считая их не достаточно обработанными. Г. всегда стремился к оригинальности; затрагивая уже ранее разрабатывавшийся вопрос, казалось, что Г. не знаком с предшествовавшими работами, так оригинальны приемы и формы, которые Г. придавал изложению. К сожалению, эта оригинальность методы при излишней лаконичности изложения делает многие места сочинений Г. весьма трудными для читателя. Замечательная способность Г. к числовым выкладкам обнаружилась во многих его работах, о чем свидетельствуют посмертные рукописи, как, например, таблица превращения в десятичные обыкновенных дробей со знаменателем меньшим 997. Большого труда стоили автору также таблицы для счета классов квадратичных форм и разложения на множителей чисел вида: а2+1, а2+4, а2+9,... а2+81. В 1868 - 1871 гг. королевское ученое общество в Г„ттингене издало под редакцией Шеринга полное собрание сочинений, в семи томах. В 1880 г. Г. поставлена в Брауншвейге бронзовая статуя. Ср. Winnecke, "G. Ein Umris seines Lebens u. Wirkens" (1877); Hanselmann, "Gr. Zwolf Kapitel aus seinem Leben" (1878). Его переписка: с Шумахером издана в 1860 - 62 гг., с Гумбольдтом - в 1877 г. и с Бесселем - в 1880 г. Д. Граве. Гауф (Hauff Вильг.) - один из даровитейших и до сих пор еще популярных немецких рассказчиков (1802 - 1827). Его "Альманах сказок на 1826 г. " сразу завоевал ему видное место в немецкой литературе. Он явился в нем романтиком младшей школы и учеником Гофмана. Уступая своему учителю в силе и глубине фантазии, Г. далеко превосходил его ясностью образов и мысли, законченностью формы и изяществом языка. В его сказках бездна добродушного, веселого юмора, одинаково обаятельного и для детей, и для взрослых. Самый избитый сюжет восточной сказки (вроде, напр., "Маленького Мука"), бродивший по Европе уже несколько столетий, он умел превратить в занимательную, исполненную житейской и психологической правды повесть. Его "Альманах", под именем "Сказок Гауфа", перепечатывался несчетное количество раз. В том же 1826 г. явился его роман "Лихтенштейн", один из лучших исторических романов Германии. В 1827 г. выходят его "Mitteilungen aus Memoiren des Satans", в которых он удачно и далеко не рабски усваивает фрагментарную манеру Гофмана. В том же году появляется его небольшая, до сих пор усердно читаемая книжка: "Phantasien im Bremer Rathskeller", в которой его жизнерадостная фантазия высказывается во всей своей силе. Тогда же издан им ряд удачно задуманных новелл (лучшими из них считаются "Die Bettlerin vom Font des Arts" в "Das Bild des Kaisers"). Германия надеялась иметь в нем одного из лучших своих беллетристов и поэтов (некоторые из его лирических пьес немедленно после своего появления сделались народными песнями), но он умер, не дожив и до 25 лет. Полное собрате его произведений издано Швабом, (с биографией) в 1830 г. См. Klaiber, "W. Ch Hauff. Ein Lebensbild des Dichters" (Штутг. 1881). На русском языке: "Тайны Бианетти" (в "Библ. для Чтения", 1855, 134) и "Сказки Гауфа" (СПб. 1883). А.. Кирпичников. Гаучосы (Gauchos) - так наз. в Аргент. республике жители пампасов, занимающиеся скотоводством. Хотя они считают себя белыми в очень этим гордятся, но на самом деле большею частью принадлежат к метисам и сожительством с индианками способствуют даже возвращению населения внутренних провинций к первоначальному типу туземцев, от которых сами мало отличаются в нравах и образе жизни. Живут круглый год в землянках или легких кожаных шатрах (ранчо, rancho). Г. - смелые и неутомимые наездники. Несмотря на свою грубость и жесткость, Г. питают большую склонность к музыке и поэзии. Их певцы и поэты странствуют с одной эстанции (фермы) к другой, встречая везде самый радушный прием. Отчасти Г. являются сами собственниками небольших стад, частью же состоят на службе крупных владельцев. Гвадалахара (Guadalajara) - город в Мексиканской республике, столица штата Халиско (Jalisco), на левом берегу Рио-де-Сант-Яго; основан в 1551 г. Великолепный древний собор сильно потерпел от бывшего здесь в 1818 г. землетрясения. Женская коллегия, воспитательный дом, опера, арена для боя быков; фабрики шерстяных, бумажных, кожаных изделий и майолики. 95 тыс. жит. (1890). Гварди (Francesco Guardi) - итальянский (венецианский) живописец (1712 - 1793), ученик Каналетто, усвоивший его манеру и технику в работавший в молодости вместе с ним. Подобно Каналетто, он посвятил себя исключительно изображению Венеции. Многие картины Г. долгое время считались принадлежащими кисти Каналетто и только сравнительно в недавнее время критика определила более точно то, что принадлежит ученику и что учителю. Из картин, несомненно принадлежащих Г., следует упомянуть: "Вид Венеции" (в Лувре), изображающий на первом плане порт Лидо и открытое море, усеянные множеством позолоченных гондол, наполненных патрициями в праздничных костюмах; дож, на палубе Буцентавра, выступает из Лидо и направляется к св. Марку. Затем: "Дож, отправляющийся в церковь Санта-Мария делла-Салуте"; "Четверг на Масленице в Венеции"; "Праздник Тела Господня" (Corpus Domini); " Страницы: «« « 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |