|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 » »» путешествие, плодом которого была первая часть "Путевых Картин"
(Reisebilder). Весною 1825 г. он получил степень доктора юридических
наук; за месяц до этого он перешел в лютеранство. После кратковременного
пребывания в Нордернее, давшего поэту богатый материал для будущего
цикла стихотворений: "Северное море", он переехал в Гамбург, где его
ждал целый ряд неприятностей от людей противодействовавших его стараниям
добыть себе возможно большее обеспечение от богатого дяди; и сам он,
впрочем, действовал во многих случаях не совсем безупречно. Тогда же он
выпустил в свет 1-й том "Путевых Картин" ("Путешествие на Гарц",
"Возвращение на родину", "Северное море" и несколько мелких стихотвор.),
имевший громадный успех, но подвергнувшийся запрещению в Геттингене, а
потом и во многих других городах Германии. Еще более сильное действие во
всех лагерях произвел вышедший скоро после того 2 т. "Пут. Карт. ",
восторженно встреченный публикой и частью критики, и запрещенный в
Ганновере, Пруссии, Австрии, Мекленбурге и большинство мелких
государств, при чем и лично против автора, по-видимому, готовились
принять такие меры, что Г. счел благоразумным уехать на время в Лондон.
По возвращении оттуда он прожил несколько времени снова в Гамбурге, где
выпустил, под общим заглавием "Книги Песен", полное собрание написанных
и напечатанных им до того времени стихотворений. Вследствие
стеснительных денежных обстоятельств, а также желая испробовать свои
силы в качестве писателя политического, Г. принял предложение Котты
редактировать в Мюнхене газету "Politische Annalen" и переехал туда в
конце 1827 г. Редакторство его продолжалось всего полгода, обнаружив
непригодность его для такого дела, и он отправился путешествовать по
Италии, по возвращении откуда в Берлин выпустил в свет 3 т. "Пут. Карт."
("Путешествие от Мюнхена до Генуи" и "Луккские воды"), который тотчас же
был запрещен в Пруссии. В видах личной безопасности Г. уехал из Берлина,
поселился на время в Гамбурге, для поправления здоровья ездил в
Гельголанд, и здесь получил глубоко взволновавшее его известие об
июльской революции 1830 г. Сопоставление надежд, вызванных этим
событием, с современною немецкого действительностью послужило для него
поводом к выпуску "Дополнения к Путевым Картинам" и очень резкой статьи
"Кальдорт о Дворянстве" и усилило давнишнее желание его переехать в
Париж. Сюда прибыл он в мае 1831 г. и принялся за корреспонденции из
Парижа в "Allgemeine Zeitung". Они создали ему очень странное положение
относительно различных политических партий: лишенный необходимых для
истинного публициста свойств, он беспрестанно давал повод обвинять его в
шаткости политических убеждений. По настоянию австрийской дипломатии,
Котта прекратил печатание корреспонд., но Г. издал все. прежде
напечатанное, отдельной книгой: "Французские Дела", снабдив ее таким
резким предисловием, которое навсегда уничтожило для него возможность
возвращения в отечество. За этим последовали работы в ином роде,
писавшиеся пофранцузски для парижских журналов и затем переводившиеся
автором на немецкий язык: "Романтическая Школа", "К истории религии и
философии в Германии", "О Германии" и др.; производительность же
поэтическая оскудевала и почти единственным плодом ее за этот период был
сборник цинично чувственных стихотворений: "Парижские Женщины".
Усилившееся гонение "Молодой Германии", избравшей своими вождями Берне и
Гейне, тяжело обрушилось на последнего в отношении материальном и
нравственном. Нужда, которую он испытывал, увеличилась еще больше
благодаря его связи, а потом и браку с Евгенией Мира (Матильда),
женщиною очень бестолковою; заметно ухудшилось и здоровье поэта,
появились зловещие нервные припадки. Под влиянием этих обстоятельств
написаны им книга "О Берне" - весьма неблаговидный в некоторых
отношениях памфлет; поэма. "Атта Тролль" (1842), резко осмеивавшая
односторонние крайности тогдашней немецкой политической поэзии; "Новые
Стихотворения" (1844), запечатленные уже мрачным пессимизмом, и поэма
"Зимняя Сказка", в которой с беспощадным, часто даже циническим
остроумием заклеймена господствовавшая тогда в Германии смесь
средневекового феодального порядка и "квасного" патриотизма. Понятно,
что она была подвергнута строгому запрещению во всех городах Пруссии,
причем начальству всех пограничных городов было предписано арестовать
автора, где бы он ни появился. Жестоким ударом для Г. явилось и то, что
умерший дядя его Соломон завещал ему всего 8 тыс. фр., а единственный
наследник старика, Карл, отказался выплачивать, ту пенсию, которую
покойный словесно обязался выдавать поэту во все продолжение его жизни,
а жене его - в половинном размере после его смерти, но о которой в
завещании не было упомянуто. Это столкновение хотя и окончилось тем, что
Карл согласился выплачивать пенсию, получив от поэта письменное
обязательство за себя и своих наследников никогда не выпускать в печать
ни одной строки, оскорбительной для семейства Г., но оказало на здоровье
поэта самое пагубное действие, открыв собою последний и страшный период
его жизни. Старая болезнь пошла вперед исполинскими шагами; в мае 1848
г., он, полуслепой, полухромой, в последний раз вышел из дому на
прогулку, и с тех пор уже до самой смерти остался прикованным к своей
"матрацной могиле", как называл он те 12 матрацев, на которых лежал.
Ужасные страдания, не мешали ему однако, сохранить удивительную мощь
духа, необычайную ясность и крепость мышления, выразившуюся в нескольких
прозаических произведениях ("Боги в изгнании", "Стихийные духи",
"Признания" и др.), а главное - в стихотворениях, составивших циклы
"Романсеро", "Лазарь" и "Последние стихотворения", которые сам автор
назвал "Жалобою, выходящею как бы из гроба". Пессимизм и отчаяние дошли
здесь до последнего предела. К этому же времени относится и окончание
его "Мемуаров", из которых была напечатана, после смерти вдовы, только
часть, ничтожная в количественном и не особенно важная в качественном
отношении. Окруженный попечениями жены, согретый незадолго до смерти
внезапно вспыхнувшею в нем любовью к Камилле Сельден, которую он
обессмертил в нескольких стихотворениях под именем "мушки", продолжая,
вместе с тем, испытывать невыносимые физические страдания, поэт
мучительно доживал последние дни. Еще 13 февраля 1856 г. он писал шесть
часов сряду (свои мемуары); 16-го, после обеда, сказал: "бумаги и
карандаш", но то были последние слова его; началась мучительная агония,
и 17 февр. Г. не стало. Он похоронен на Монмартрском кладбище; над
могилою жена его поставила памятник. на плите которого вырезаны всего
два слова: "Henri Heine". Как человек, Г. и по своей натуре, и в
качестве типичнейшего представителя одного из главных течений того
времени (байроновского), представляется существом, в котором соединялись
самые вопиющие противоположности: с высоким нравственным достоинством
совмещалось много суетного и мелочного. В общему однако, Г. остался
Страницы: «« « 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |