Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 682   683   684   685   686   687   688   689   690  691   692   693   694   695   696   697   698   699   700  » »»

однако,  прямо  и  сразу  упразднить  его,  будучи  по  существу  своему
бессильной и пассивной;  поэтому  она  достигает  своей  цели  косвенным
путем. Управляя в мировом процессе  слепыми  силами  воли,  она  создает
условия для появления органических существ, обладающих  сознанием.  Чрез
образование сознания мировая идея или мировой разум (по-немец. и разум -
женского рода: die Vernunft) освобождается от владычества слепой воли, и
всему   существующему   дается   возможность   сознательным   отрицанием
жизненного хотения возвратиться опять в состояние  чистой  потенции  или
небытия, что и составляет последнюю цель мирового  процесса.  Но  прежде
чем достигнуть этой высшей цели,  мировое  сознание,  сосредоточенное  в
человечестве и непрерывно в нем прогрессирующее, должно пройти через три
стадии  иллюзии.  На  первой  человечество  воображает,  что  блаженство
достижимо для личности в условиях земного природного  бытия;  на  второй
оно ищет блаженства (также личного) в предполагаемой загробной жизни; на
третьей, отказавшись от идеи личного блаженства  как  высшей  цели,  оно
стремится  к  общему  коллективному  благосостоянию  путем  научного   и
социальнополитического прогресса. Разочаровавшись  и  в  этой  последней
иллюзии, наиболее сознательная часть человечества, сосредоточив  в  себе
наибольшую сумму мировой воли (?!), приметь решение покончить с собою, а
чрез то уничтожить и весь мир. Усовершенствованные способы сообщения,  с
невероятною наивностью замечает Г., доставят просвещенному  человечеству
возможность мгновенно принять и исполнить это самоубийственное решение.
   Написанная 26-летним юношей, "философия бессознательного",  обилующая
в  своей  первой  части  верными  и  важными   указаниями,   остроумными
комбинациями  и  широкими  обобщениями;  подавала  большие  надежды.   К
сожалению, философское развитие автора  остановилось  на  первых  шагах.
Несмотря на  явные  противоречия  и  несообразности  его  метафизической
системы, он не пытался ее исправить и в дальнейших своих  многочисленных
сочинениях разрабатывал  только  те  или  другие  частные  вопросы,  или
приспособлял к своей точки зрения  различные  области  жизни  и  знаний.
Важнейшие   из    этих    сочинений:    "Kritische    Grundlegung    des
transscendentalen   Realismus",   "Ueber   die   diaiektische    Methode
Nenkantianismus,   Schopenbauerialismus   und    Hegelianismus",    "Das
Unbewusste  vom  Standpunkt  der  Physiologic  and   Descendenztheorie",
"Wahrheit und Irrthum im Darwinismus",  "Phanomenologie  des  sittlichen
Bewnsstseyns", "Zur Geschichte und  Begrundung  des  Pessimismus",  "Die
Selbstzersetzung des Christenthums und die Religion der  Zukunft",  "Die
Krisis des Christenthums in  der  modernen  Theologie",  "Das  religiose
Bewusstseyn  der  Menschheit",  "Die   Religion   des   Geistes",   "Die
Aesthetik". Г. писал также о спиритизме, о еврейском вопросе, о немецкой
политике  и  о  воспитании.  Философия  Г.  вызвала  довольно   обширную
литературу. Главное  его  сочинение  переведено  на  многие  иностранные
языки. По-русски существует несколько  сокращенный  его  перевод  А.  А.
Козлова, под загл. : "Сущность мирового процесса". Из авторов  отдельных
сочинений о Г. - за и против него  -  могут  быть  упомянуты  следующие:
Weis, Bahnsen, Stiebeling, J. С. Fischer, A. Taubert (первая  жена  Г.),
Knauer,  Volkelt,  Rehmke,  Ebbinghaus,  Hansemann,  Venetianer,  Heman,
Sonntag, Huber, Ebrard, Bonatelli, Carneri, 0. Schmid, Plumacher, Braig,
Alfr. Weber, Kober, Schuz, Jacobowski, кв. Д. H.  Цертелев  (современный
пессимизм в Германии). Хронологический перечень литературы о Г. приложен
к сочинению Plumacher'a: "Der Kampf ums Unbewusste". См. также в истории
новой философии Ибервега-Гейнце (русск,  пер.  Я.  Колубовского).  Влад.
Соловьев.
   Гарун - знаменитый калиф, по прозванию Аль-Рашид, т. е. справедливый;
имя это он, впрочем, получил не от потомства, а от  отца  своего,  когда
был назначен наследником. Вступил на престол в 786 г. Правление его было
сначала счастливо. Он имел в своем распоряжении хороших  государственных
деятелей и полководцев,  из  состоявшей  у  него  на  службе  персидской
фамилии  Бармекидов,  которые  и  приняли  на  себя  почти  все  отрасли
управления. Он разукрасил роскошными  зданиями  свою  столицу  Багдад  и
вообще отличался любовью к роскоши, науке,  поэзии  и  музыке.  В  конце
своего правления, он начал относиться с подозрением к фамилии Бармекидов
и в 803 г. одних членов ее заключил  в  темницу,  других  -  казнил.  Не
пощажен был даже и любимец его Джафар, постоянный спутник его знаменитых
ночных прогулок по Багдаду, с целью  разузнавать,  что  делается  в  его
государстве. С этого  времени  одно  восстание  следовало  за  другим  и
империя калифа сделалась театром междоусобиц, подорвавших благосостояние
населения. Умер 809. Г. прославлен  в  различных  песнях  и  особенно  в
рассказах "Тысяча и одна ночь".
   Гаруспиции - (Haruspices) - название гадателей у древних римлян.  Они
происходили из Этрурии, где, кроме гаданий по  внутренностям  жертвенных
животных, занимались толкованием молнии и других чрезвычайных явлений. В
Риме, где уже действовала государственная коллегия авгуров, на  долю  Г.
осталось преимущественно первое  из  этих  гаданий.  Действовали  долгое
время и при христианских императорах.
   Гаршин (Всеволод Михайлович) - один из наиболее выдающихся  писателей
литературного поколения семидесятых  годов.  Род.  2  февр.  1856  г.  в
Бахмутском уезде, в старой дворянской семье. Детство его было не  богато
отрадными  впечатлениями;   в   его   восприимчивой   душе,   на   почве
наследственности, очень рано стал развиваться безнадежно мрачный  взгляд
на жизнь. Немало этому содействовало и необыкновенно  раннее  умственное
развитие. Семи лет он прочел "Собор Париж. Богоматери" Виктора  Гюго,  и
перечитав его 20 лет спустя, не нашел в нем ничего для себя нового. 8  и
9 лет он зачитывался "Современником". В 1864 г. Г.  поступил  в  7  спб.
гимназию (теперь первое реальное учил.) и по окончании в  ней  курса,  в
1874 г., поступил в горный институт. В 1876 г., он совсем  уже  собрался
отправиться добровольцем в Сербию, но его не пустили, потому что он  был
призывного возраста. 12 апреля 1877 г. Г. сидел с товарищем и  готовился
к экзамену из химии, когда принесли манифест о войне.  В  ту  же  минуту
записки  были  брошены,  Г.  побежал  в  институт  подавать  просьбу  об
увольнении,  а  чрез  несколько  недель   он   уже   был   в   Кишиневе,
вольноопределяющимся  Волховского  полка.  В  сражении  11  августа  под
Аясларом,    как    гласила    официальная    реляция,    "рядовой    из
вольноопределяющихся В. Гаршин примером личной  храбрости  увлек  вперед
товарищей в атаку, во время чего и ранен в ногу". Рана  была  неопасная,
но  в  дальнейших  военных  действиях  Г.  уже  участия   не   принимал.
Произведенный в офицеры, он вскоре вышел в отставку,  с  полгода  пробыл
вольнослушателем филологического факультета петербургского университета,
а затем всецело отдался литературной деятельности, которую, незадолго до
того, начал с блестящим успехом. Еще до своей раны, он  написал  военный

Страницы: «« « 682   683   684   685   686   687   688   689   690  691   692   693   694   695   696   697   698   699   700  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь