Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Голубев Максим - Энциклопедия чудес загадок и тайн

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 478
Размер файла: 1926 Кб
Страницы: «« « 330   331   332   333   334   335   336   337   338  339   340   341   342   343   344   345   346   347   348  » »»

самая знаменитая картина мира - шедевр великого флорентийца, титана
Возрождения Леонардо да Винчи. Только было бы неплохо, если вы с
"Джокондой" не были бы наедине. Был случай, когда у картины надолго
задержалась русская туристка вечером, когда музей закрывался. Посетителей в
зале не было - можно без помех попытаться проникнуть в замысел автора.
Через минуту ей стало не по себе, а затем и вообще возникла тоска и стало
страшно. По-видимому у нее начиналось проявление синдрома Стендаля, когда
люди внезапно падают в обморок перед некоторыми произведениями искусства,
особенно перед творениями великих флорентийцев. Впервые такое случилось с
самим Стендалем, а к настоящему времени подобных случаев зарегистрировано
несколько сотен. Туристку избавило от обморока то, что она прервала контакт
с картиной и поспешила на выход. Только на улице успокоилась, но тяжелое
впечатление сохранялось долго...
 
Леонардо да Винчи, хотя ему исполнился 61 год, был полон физических и
творческих сил, когда его призвал в Рим Джулиано Медичи - брат и ближайший
соратник папы Римского Льва Х для написания портрета своей возлюбленной
синьоры Пачифики Брандано. Пачифика - вдова испанского дворянина имела
мягкий и веселый нрав, была хорошо образована и являлась украшением любой
компании. Немудрено, что такой жизнерадостный человек, как Джулиано,
сблизился с ней, свидетельством чему явился их сын Ипполито. 

В папском дворце для Леонардо была оборудована прекрасная мастерская с
подвижными столами, с рассеянным светом. Во время сеанса играла музыка,
пели певцы, шуты читали стихи - и все это для того, чтобы Пачифика
сохраняла постоянное выражение лица. Картина писалась долго, она поражала
зрителя необыкновенной тщательностью отделки всех деталей, особенно лица и
глаз. Пачифика на картине была как живая, что изумляло зрителей. Правда у
некоторых нередко возникало чувство страха, им казалось, что вместо женщины
на картине может возникнуть чудовище, какая-нибудь морская сирена, а то и
еще что-нибудь похуже. Да и сам пейзаж за ее спиной навевал что-то
таинственное. Знаменитая с косиной улыбка Пачифики тоже никак не
соответствовала понятию о праведности. Скорее здесь было некоторое
ехидство, а может быть что-то из области колдовства. Именно эта загадочная
улыбка останавливает, завораживает, тревожит и зовет проницательного
зрителя, как бы вынуждая его вступить в телепатическую связь с
изображением. 

Кстати, подобная улыбка была присуща самому Леонардо. Об этом
свидетельствует картина его учителя Вероккио "Товия с рыбой", при написании
которой моделью архангела Михаила послужил Леонардо. Да и в статуе Давида
учитель несомненно воспроизвел облик своего ученика с его характерным
насмешливым выражением лица. 

Может быть, это обстоятельство позволило в наше время предположить, что
моделью для "Джоконды" явился сам автор, т.е. картина - его автопортрет в
женском одеянии. Компьютерное сравнение картины с известным автопортретом
красным карандашом, хранящимся в Турине, не опровергло это предположение.
Определенное сходство действительно имеется, но этого совершенно
недостаточно для каких-то дальнейших выводов. Кстати, Леонардо говорил, что
многие живописцы, кого бы ни изображали, портретируют самих себя. Хотя это
утверждение было укором другим, но оно вполне могло в определенной мере
коснуться и его самого. Некоторые собственные черты живописца могли
объединиться с чертами модели, тем более, что он заканчивал работу над
портретом в ее отсутствие. Скорее всего именно это и заметил компьютер. 

Непростой сложилась судьба Пачифики. Ее брак с испанским дворянином был
недолгим - муж скоро умер. Джулиано Медичи не захотел взять в жены свою
любовницу, а вскоре после женитьбы на другой умер от чахотки. Сын Пачифики
от Джулиано скончался молодым, будучи отравленным. Да и здоровье самого
Леонардо за время работы над портретом пришло в полное расстройство. Судьба
людей, приближающихся к Пачифике, оказалась трагической, подобно бабочке,
летящей к огню. Видно она обладала силой притягивать к себе мужчин и, увы,
забирать их энергию и жизнь. Вполне возможно, что ее прозвище было
Джоконда, что означает Играющая. И она действительно играла людьми, их
судьбами. Но игра с таким хрупким предметом всегда кончается одинаково -
предмет разбивается. И гениальность автора знаменитого портрета заключалась
не только в точном воспроизведении физического облика своей модели, но в
необыкновенной по достоверности передаче ее роковой сущности. 

Джулиано Медичи, желавший укрепить связь с французским королевским
семейством, женился на принцессе Филиберте Савойской. Но в составе свиты
вместо Леонардо в Савойю отправился его ученик Чезаре да Сесто. Для того,
чтобы не огорчать невесту изображением недавней возлюбленной, Леонардо был
оставлен в Риме, продолжая вносить изменения в картину, с точки зрения
любого стороннего наблюдателя являющейся совершенно законченной. Но
какая-то сила заставляет его продолжать работу, хотя на него нередко
накатывается усталость и апатия, ранее никогда ему незнакомые. Правая рука
его трясется все сильнее и сильнее. Хотя он с детства был левшой и часто
попадал из-за этого под насмешки, связанные с суеверием, что левой рукой
водит сатана или нечистая сила, работать ему было все трудней и трудней.
Кстати, особенностью Леонардо был особый вид его письма - справа налево,
причем буквы писались зеркально отраженными. То ли так ему было удобно
писать левой рукой, то ли свои записи он таким образом укрывал от чужого
взгляда. Мог он писать и обычным способом, применяя его иногда среди своего
текста для окончательного запутывания любопытных. 

Леонардо часто развлекался причудливыми забавами. Когда однажды садовник
поймал ящерицу странного вида, Леонардо на нее нацепил сделанные из кожи
других ящериц крылья, наполненные ртутью, а также рога и бороду. Когда
ящерица двигалась, то крылья ее трепетали. Это вызывало ужас у зрителей,
которые пускались наутек. В молодости, получив заказ на роспись щита, в
одной из комнат Леонардо сотворил жуткое чудище, составленное из множества
хамелионов, ящериц, змей, летучих мышей и прочих тварей. Чудище, как живое,
выползало из расселины скалы, устроенной в комнате, брызжа ядом из пасти,
огнем из глаз, дымом из ноздрей. Выбрав нужный ракурс, он изобразил это
чудище на щите. Нужно было иметь очень крепкие нервы, чтобы остаться
неподвижным около щита. 

Изучая анатомию людей и животных, Леонардо как-то собрал полный скелет

Страницы: «« « 330   331   332   333   334   335   336   337   338  339   340   341   342   343   344   345   346   347   348  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Голубев Максим, Энциклопедия чудес загадок и тайн