Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Голубев Максим - Энциклопедия чудес загадок и тайн

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 478
Размер файла: 1926 Кб
Страницы: «« « 331   332   333   334   335   336   337   338   339  340   341   342   343   344   345   346   347   348   349  » »»

лошади и с помощью длинных веревок мог приводить его в движение, пугая
своих помощников. А бараньи кишки он научился так очищать и утоньшать, что
они помещались на ладони. Скрытым в другой комнате мехом его помощник
надувал эти кишки так, что вся комната ими заполнялась, прижимая изумленных
гостей к стенам. 

Другое чудище Леонардо - механический лев. На встрече французского короля
Франциска I с папой римским Львом Х в знак примирения папа передал королю
драгоценный подарок - самого Леонардо. Гениальность мастера была скоро
продемонстрирована. Лев, переступающий лапами и издающий рыканье, подошел к
королю. Грудь льва раскрылась и оттуда выпали белые лилии - символ
королевской власти. Это представление вызвало безмерное восхищение короля и
всех присутствующих. 

Такие забавы для Леонардо имели большой смысл. На них он оттачивал свою
идею - целью произведения искусства является способность поразить зрителя,
заставив отшатнуться в ужасе, или заворожить. Многие его творения будят
сильные эмоции, потрясают и волнуют людей. Это продолжается более четырех
веков, полной мерой относясь к последнему его крупному детищу - к
"Джоконде"... 

Перед отъездом из Рима во Францию Леонардо посетил умирающего от чахотки
Джулиано Медичи, вернувшегося скоро после свадьбы на родину. Джулиано
оставил портрет Пачифики художнику, продавшего в конце концов портрет
французскому королю за крупную сумму. Может быть Джулиано чувствовал
страшную силу картины, а может быть он хотел скомпенсировать Леонардо
утрату здоровья и старческое разрушение, настигшее его неожиданно, подобно
тому, как погибали сами Медичи. "Медичи меня создали и разрушили" - заметил
в дневнике Леонардо, сокрушаясь по поводу резко ухудшившегося здоровья. Но
не Медичи, я полагаю, явились причиной разрушения мастера, а синьора
Пачифика, роковые качества которой наложили отпечаток на его дальнейшую
жизнь. Этому способствовало само общение с ней, а затем - ее живописное
воплощение, произведенное Леонардо... 

На службе французского короля Леонардо проектировал пышные празднества,
новый дворец для короля, канал, но все это было совсем не того уровня, что
раньше. За год до смерти он написал завещание. Прежде такой энергичный,
Леонардо сильно сдал. Непривычным для человека, в молодости спокойно
гнущего рукой подковы, было постоянное чувство усталости. Еще недавно он
писал, пытаясь разными словами выразить одну мысль: "Скорее лишиться
движения, чем устать. Скорее смерть, чем усталость. Я не устаю, принося
пользу. Все труды неспособны утомить меня." Неправда ли, очень похоже на
современную аутогенную тренировку? Теперь его состояние близко к тому, что
в наше время характеризуется синдромом хронической усталости. Он неделями
не встает с постели, правая рука окончательно перестала ему повиноваться.
Такое состояние не могло продолжаться долго и в возрасте 67 лет титан
Возрождения угас. Так Пачифика явилась и причиной создания необыкновенного
творения, и причиной быстрого угасания великого ученого и инженера,
архитектора и художника... 

Гоголь в повести "Портрет" упоминает портрет Леонардо да Винчи, над которым
великий мастер трудился несколько лет и все еще считал неоконченным, хотя
его современники почитали эту картину за совершеннейшее и окончательнейшее
произведение искусства. Нет никаких сомнений, что Гоголь имеет в виду
знаменитую "Джоконду", хотя и не называет ее. Но в связи с чем понадобилось
Гоголю вспоминать Леонардо да Винчи? Напомню, что действие повести
начинается с того, что молодой бедный художник Чартков на последние деньги
покупает выбранный им из старья портрет старика в азиатском костюме, глаза
которого не только были тщательно отработаны, но и странным образом
казались живыми, оставляя у смотрящего на портрет неприятное, странное
чувство. Так вот, придя домой, отмыв купленный портрет от грязи и повесив
его на стену, Чартков пытается понять причину возникновения странного
чувства. Именно в это время он вспоминает о "Джоконде", как о ближайшем
аналоге необыкновенного приобретения. 

Нельзя не процитировать ход дальнейших рассуждений Чарткова под
впечатлением портрета старика: "Это было уже не искусство: это разрушало
даже гармонию самого портрета. Это были живые, это были человеческие глаза!
Казалось, как будто они были вырезаны из живого человека и вставлены сюда.
Здесь не было уже того высокого наслаждения, которое объемлет душу при
взгляде на произведение художника, как ни ужасен взятый им предмет; здесь
было какое-то болезненное, томительное чувство... Почему же простая, низкая
природа является у одного художника в каком-то свету, и не чувствуешь
никакого низкого впечатления; напротив, кажется, как будто насладился, и
после того спокойнее и ровнее все течет и движется вокруг тебя? И почему же
та самая природа у другого художника кажется низкою, грязною, а между
прочим, он также был верен природе? Но нет, нет в ней чего-то озаряющего.
Все равно как вид в природе: как он ни великолепен, а все недостает
чего-то, если нет на небе солнца." И еще о пугающем портрете: "Это уже не
была копия с натуры, это была та странная живопись, которою бы озарилось
лицо мертвеца, вставшего из могилы." Напомним, что под влиянием этой
картины у Чарткова начались галлюцинации и страшные сновидения. Ему
казалось, что старик выходит из картины, садится к нему на постель и
считает золотые монеты, и вдруг... на следующий день мечта Чарткова
разбогатеть материализовалась - из рамы портрета старика выпал сверток
монет, тот самый, что привиделся ему во сне. Привалившее богатство сделало
Чарткова модным портретистом, но счастье не пришло. Золото давало ему
обеспеченность и почет, но отнимало мастерство живописца и способность
уважительно относиться к своим молодым коллегам. Вдохновение уже не
казалось ему необходимым условием творчества, гораздо важнее представлялась
ему аккуратность. Утрата таланта привела к зависти по отношению к
талантливым художникам, к озлоблению на весь мир, а в итоге - к потере
богатства и к ужасной смерти. Он понял, что необыкновенный портрет,
купленный им в пору бедной молодости, явился причиной его превращения. 

После смерти Чарткова открылась история создания портрета. Оказалось, что
замечательному художнику-самоучке заказал этот портрет ростовщик, которого
многие считали дьяволом из-за того, что судьба всех людей, бравших у него
деньги взаем, была ужасной. В них вместе с деньгами как бы вселялась злая
сила, приводившая к гибели. Ростовщик, чувствуя близкую смерть, заказал

Страницы: «« « 331   332   333   334   335   336   337   338   339  340   341   342   343   344   345   346   347   348   349  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Голубев Максим, Энциклопедия чудес загадок и тайн