|
Главная - Наука - История
Грот К. - Пушкинский лицей (1811-1817) Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 143 Размер файла: 746 Кб Страницы: «« « 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 » любовию к Отечеству и желанием принести ему пользу, если душа твоя
очарована, изумлена прелестями и ужасами природы, если сердце твое тронуто
глубоко каким-нибудь великодушным поступком, - словом, если ты сильно
чувствуешь и хочешь сообщить свое чувство другому: - приходи в Лицей - здесь
многие поймут тебя, многие наедине разделят их; но страшись обнаруживать их
пред публикою, - она заражена духом нынешнего света и ею управляют злые,
холодные насмеш-
1 Вероятно Сакена (фон-дер Остен-Сакена, Ал. Фед.). служившего в Лицее
с 1817 по 1824 г.
466
ники, которые с презрением назовут тебя сентиментальным и учтивым
образом прогонят.
Лицеяне известны по своему образованию. Все читают книги - Вольтер,
Рейналь, Верто, Шиллер, Герен и проч. проч. здесь очень известны, но
поверишь ли? Нигде в обществах и в публичных собраниях не услышишь о том ни
слова. - Я, не зная того, что такие разговоры здесь не в моде, заговорил
однажды о Шиллере, моем любимом поэте. Все смотрели на меня с удивлением,
замолчали и потихоньку разошлись. Я стоял, разинув рот и развеся уши... ах!
Лицеяне, как я в вас ошибся!!. Впоследствии времени я привык к их
разговорам, - и немудрено привыкнуть: это отголосок тех, которых наслушался
я в П...1. Беспрестанные насмешки, иногда удачные, иногда противные, -
громкие восклицания, анекдоты все почти выдуманные, пустые замечания, споры
об именах, платьях, орденах или шляпах людей, над которыми хотят смеяться и
даже жаркие споры: - вот все, что слышишь, - и горе тебе, если ты не знаешь,
что такой-то человек в сером фраке с черною плосковатою шляпою называется
так-то; что у кондитера Л. нет более мороженного, что повар Г. хуже другого
ты не будешь принят ни в какие общества, или по крайней мере будешь молчать
в них, сложа руки и поникнув головою.... Здесь издаются иногда журналы: в
них всем жертвуют, чтобы рассмешить публику, но о вкусе ее нельзя сказать
ничего привлекательного. Имя какого-нибудь известного смешного лица
производит более хохоту, нежели тонкая шутка, забавная мысль или острота.
Иногда помещаются здесь сочинения, требующие большого размышления, но на них
мало кто обращает внимание, и даже часто чтение оных заглушается разговорами
и криками публики. Если б по случаю сие письмо было напечатано, то оно
вероятно имело бы ту же участь, - единственно от того, что это длинное,
слишком серьезное сочинение. Никогда почти не рассуждают о том, что было
читано; это хорошо, это мне нравится, это очень хорошо, это скучно: в сих
словах заключается вся критика наших господ слушателей; а никто не скажет,
что такое-то место особенно хорошо или худо, чем оно хорошо, чем худо, - что
бы должно выпустить, что прибавить и т. д. - Нет! это слишком ученая
материя, - какое нам до того дело - мы не философы, мы светские люди, должно
быть к таким вещам всегда хладнокровным, всегда быть рассеянным... И так из
сего ты видишь, любезный друг, что образование в Лицее не на такой ноге, как
ему должно быть и как многие думают. Я же сказал: все читают книги, но
читают для того, чтобы прочесть, для славы, и то не в Лицее, а в других
городах, посещаемых жителями, ибо у нас можно очень обойтись без этой славы.
- Не забудь, что нет правил без исключения, и здесь особенно исключение не
маловажно: на 25.000 ж.2 может придется 10.000, которые совершенно преданы
образованию, любят иногда - даже слишком рассуждать, сочинять и проч. - и
удиви-
Петербурге. 1 На III курсе было, действительно, 25 воспитанников.
467
тельно, что сии люди, будучи в таком числе, не могли переменить духа
лицейской публики!..
Лицеяне суть самые ревностные почитатели моды, только не в одежде, а в
разговорах, в занятиях, а иногда и в пище. - Я говорю о большей части. Все
почти здесь делается из подражания. Если многим нравится какое-нибудь
кушание, то другие, хотя не любят оного, находят его самым вкусным. Кому-то
вздумалось пить чай после ужина, и чрез несколько дней во многих домах
ввелось то же в обыкновение. Один смельчак вздумал прогуляться ночью по
руине - и на другой день набралось несколько охотников итти на кладбище.
Некто вздумал было чертить - и в короткое время явилась целая Академия
рисовальщиков; какой-то ветренный академист вышел - и Академия опустела. -
Сегодня все тебя любят, потому что друзья твои говорят о тебе - пусть они
замолчат, пусть враги твои скажут несколько слов - и тебя возненавидят, -
единственно из подражания, один за другим... Вчера целый день говорили о
Якове Ильиче, сегодня о вчерашней свадьбе, завтра будут говорить об остротах
нового Петра Микулина и тому подобное.
- Вот тебе, друг мой, довольно странностей про Лицеян. - Ты видишь -
везде добро смешано со злом; боюсь даже, что все их пороки не заставили тебя
забыть о их добродетелях - о любви к отечеству и примерном товариществе. Но
это моя вина - надобно было менее говорить о последнем и более о первом. Не
забудь также и того, что везде худая сторона перевешивает хорошую, везде
более недостатков, нежели совершенств. Притом добродетели, проистекая из
чистых источников, кажется, имеют менее оттенок (sic), нежели пороки,
которых страсти образуют и делают чрезвычайно многообразными. Всякий день
печатают комедии в которых осмеиваются все новые, да новые пороки или
слабости, достойные сожаления или смеха - и когда это кончится? - И так я
надеюсь, что последние замечания мои не изгладят в тебе хороших понятий,
которые старался я сначала внушить тебе о Лицее. - Люблю его, - он того
достоин. - По крайней мере я привязан к нему, как к отечеству, и всем готов
жертвовать для его счастия.
1821 года. Ноября 8.
В дополнение к помещенным здесь памятникам литературных занятий и
упражнений воспитанников Ш-го курса, нельзя не упомянуть здесь еще об одной
их категории, образчики которой сохранились не в бумагах отца, но были у
меня в руках, быв одолжены мне для ознакомления - владельцем их, внуком
директора Е. А. Энгельгардта, бароном Ф. Р. Ос-тен-Сакеном1. Это именно -
рукописные драматические пьесы, которые игрались в эту эпоху в Лицее
воспитанниками не только III-го, но также 11-го и IV-ro курсов.
За что приношу ему мою искреннюю признательность.
468
Пьесы эти немецкие и французские. Директор Энгельгардт видимо поощрял
эти лицейские спектакли, считая их полезным развлечением в смысле общего
развития молодежи и усовершенствования в языках. При действующих лицах в
этих пьесах обозначены и имена игравших их воспитанников. В точности время
исполнения обозначено только при одной (французской) пьесе - 13 окт. 1818 г.
Вероятно и прочие относятся приблизительно к эпохе около 1820г., когда
воспитанники П-го курса были уже близки к выходу из Лицея, a IV-ro вскоре
Страницы: «« « 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 » |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |