Главная - Наука - История
Грот К. - Пушкинский лицей (1811-1817) Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 143 Размер файла: 746 Кб Страницы: «« « 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 » любовию к Отечеству и желанием принести ему пользу, если душа твоя очарована, изумлена прелестями и ужасами природы, если сердце твое тронуто глубоко каким-нибудь великодушным поступком, - словом, если ты сильно чувствуешь и хочешь сообщить свое чувство другому: - приходи в Лицей - здесь многие поймут тебя, многие наедине разделят их; но страшись обнаруживать их пред публикою, - она заражена духом нынешнего света и ею управляют злые, холодные насмеш- 1 Вероятно Сакена (фон-дер Остен-Сакена, Ал. Фед.). служившего в Лицее с 1817 по 1824 г. 466 ники, которые с презрением назовут тебя сентиментальным и учтивым образом прогонят. Лицеяне известны по своему образованию. Все читают книги - Вольтер, Рейналь, Верто, Шиллер, Герен и проч. проч. здесь очень известны, но поверишь ли? Нигде в обществах и в публичных собраниях не услышишь о том ни слова. - Я, не зная того, что такие разговоры здесь не в моде, заговорил однажды о Шиллере, моем любимом поэте. Все смотрели на меня с удивлением, замолчали и потихоньку разошлись. Я стоял, разинув рот и развеся уши... ах! Лицеяне, как я в вас ошибся!!. Впоследствии времени я привык к их разговорам, - и немудрено привыкнуть: это отголосок тех, которых наслушался я в П...1. Беспрестанные насмешки, иногда удачные, иногда противные, - громкие восклицания, анекдоты все почти выдуманные, пустые замечания, споры об именах, платьях, орденах или шляпах людей, над которыми хотят смеяться и даже жаркие споры: - вот все, что слышишь, - и горе тебе, если ты не знаешь, что такой-то человек в сером фраке с черною плосковатою шляпою называется так-то; что у кондитера Л. нет более мороженного, что повар Г. хуже другого ты не будешь принят ни в какие общества, или по крайней мере будешь молчать в них, сложа руки и поникнув головою.... Здесь издаются иногда журналы: в них всем жертвуют, чтобы рассмешить публику, но о вкусе ее нельзя сказать ничего привлекательного. Имя какого-нибудь известного смешного лица производит более хохоту, нежели тонкая шутка, забавная мысль или острота. Иногда помещаются здесь сочинения, требующие большого размышления, но на них мало кто обращает внимание, и даже часто чтение оных заглушается разговорами и криками публики. Если б по случаю сие письмо было напечатано, то оно вероятно имело бы ту же участь, - единственно от того, что это длинное, слишком серьезное сочинение. Никогда почти не рассуждают о том, что было читано; это хорошо, это мне нравится, это очень хорошо, это скучно: в сих словах заключается вся критика наших господ слушателей; а никто не скажет, что такое-то место особенно хорошо или худо, чем оно хорошо, чем худо, - что бы должно выпустить, что прибавить и т. д. - Нет! это слишком ученая материя, - какое нам до того дело - мы не философы, мы светские люди, должно быть к таким вещам всегда хладнокровным, всегда быть рассеянным... И так из сего ты видишь, любезный друг, что образование в Лицее не на такой ноге, как ему должно быть и как многие думают. Я же сказал: все читают книги, но читают для того, чтобы прочесть, для славы, и то не в Лицее, а в других городах, посещаемых жителями, ибо у нас можно очень обойтись без этой славы. - Не забудь, что нет правил без исключения, и здесь особенно исключение не маловажно: на 25.000 ж.2 может придется 10.000, которые совершенно преданы образованию, любят иногда - даже слишком рассуждать, сочинять и проч. - и удиви- Петербурге. 1 На III курсе было, действительно, 25 воспитанников. 467 тельно, что сии люди, будучи в таком числе, не могли переменить духа лицейской публики!.. Лицеяне суть самые ревностные почитатели моды, только не в одежде, а в разговорах, в занятиях, а иногда и в пище. - Я говорю о большей части. Все почти здесь делается из подражания. Если многим нравится какое-нибудь кушание, то другие, хотя не любят оного, находят его самым вкусным. Кому-то вздумалось пить чай после ужина, и чрез несколько дней во многих домах ввелось то же в обыкновение. Один смельчак вздумал прогуляться ночью по руине - и на другой день набралось несколько охотников итти на кладбище. Некто вздумал было чертить - и в короткое время явилась целая Академия рисовальщиков; какой-то ветренный академист вышел - и Академия опустела. - Сегодня все тебя любят, потому что друзья твои говорят о тебе - пусть они замолчат, пусть враги твои скажут несколько слов - и тебя возненавидят, - единственно из подражания, один за другим... Вчера целый день говорили о Якове Ильиче, сегодня о вчерашней свадьбе, завтра будут говорить об остротах нового Петра Микулина и тому подобное. - Вот тебе, друг мой, довольно странностей про Лицеян. - Ты видишь - везде добро смешано со злом; боюсь даже, что все их пороки не заставили тебя забыть о их добродетелях - о любви к отечеству и примерном товариществе. Но это моя вина - надобно было менее говорить о последнем и более о первом. Не забудь также и того, что везде худая сторона перевешивает хорошую, везде более недостатков, нежели совершенств. Притом добродетели, проистекая из чистых источников, кажется, имеют менее оттенок (sic), нежели пороки, которых страсти образуют и делают чрезвычайно многообразными. Всякий день печатают комедии в которых осмеиваются все новые, да новые пороки или слабости, достойные сожаления или смеха - и когда это кончится? - И так я надеюсь, что последние замечания мои не изгладят в тебе хороших понятий, которые старался я сначала внушить тебе о Лицее. - Люблю его, - он того достоин. - По крайней мере я привязан к нему, как к отечеству, и всем готов жертвовать для его счастия. 1821 года. Ноября 8. В дополнение к помещенным здесь памятникам литературных занятий и упражнений воспитанников Ш-го курса, нельзя не упомянуть здесь еще об одной их категории, образчики которой сохранились не в бумагах отца, но были у меня в руках, быв одолжены мне для ознакомления - владельцем их, внуком директора Е. А. Энгельгардта, бароном Ф. Р. Ос-тен-Сакеном1. Это именно - рукописные драматические пьесы, которые игрались в эту эпоху в Лицее воспитанниками не только III-го, но также 11-го и IV-ro курсов. За что приношу ему мою искреннюю признательность. 468 Пьесы эти немецкие и французские. Директор Энгельгардт видимо поощрял эти лицейские спектакли, считая их полезным развлечением в смысле общего развития молодежи и усовершенствования в языках. При действующих лицах в этих пьесах обозначены и имена игравших их воспитанников. В точности время исполнения обозначено только при одной (французской) пьесе - 13 окт. 1818 г. Вероятно и прочие относятся приблизительно к эпохе около 1820г., когда воспитанники П-го курса были уже близки к выходу из Лицея, a IV-ro вскоре Страницы: «« « 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 » |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |