|
Главная - Наука - История
Грот К. - Пушкинский лицей (1811-1817) Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 143 Размер файла: 746 Кб Страницы: «« « 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 » некоторые из военных отдают хотя немного уважения сей службе; зато отчаянные
товарищи в отмщение называют их титулярными советниками. Но чтобы короче
познакомиться с духом нашего времени; чтобы лучше узнать, в чем полагаем мы
достоинство и важность военного человека, - надобно войти в 1-ой квартал
Полотняной части и послушать разговоры наших воинов, которые в большом числе
там собираются в свободные от классов часы, чтобы заниматься важными
исследованиями и размышлениями по военной части, между тем как другие тратят
золотое время на пустые занятия, на чтение, на науки и проч. - Постояв и
послушав, вы узнаете, что такой-то гусар купил себе новую лошадь, гнедую,
серую или вороную, и что у нее зад дурной, голова красивая и проч.; узнаете
имя ее и породу; узнаете все модные названия всех частей и нарядов конских;
узнаете по имени и качеству всех жеребцов гусарских; услышите острые
насмешки на счет офицеров и лошадей, отличившихся сегодня в манеже, - и
порадуетесь, узнав в один день так много вещей достойных примечания и
удивления, приобрев много познаний важных для ума и для сердца. Ступайте
туда всякий день - и всякий день вы услышите такие занимательные разговоры,
достойные внимания Лицеян; вы приметите также между ними любимца их,
любезного ребенка П...а, который всякое воскресение занимает их любопытными
рассказами и новостями, происшедшими в мире лошадином, и доставляет им на
целую неделю обильную материю для разборов, для критических исследований,
для споров и т. д. Зато наши уланы осыпают ласками нашего ребенка и
позволяют ему задавать тон в их собраниях. Вы вспомните прошедшее и скажете
с удивлением: неужели это те самые Лицеяне, кои за несколько времени тому
назад осмеивали пансионеров, услышав, что они пред выпуском беспрестанно
занимаются своими будущими мундирами...
Что ж делать? tempora mutantur et nos mutamur in illis1.
Из журнала 1821 года "Муза возобновленного Лицея" (No 1-й, 15 ноября).
Письмо из города Лицея
Сегодня, друг мой, ровно год как я поселился в сем городе2. Тебе уже
известны многие местные примечательности оного; -теперь поговорим о самых
жителях. В течение всего этого времени я не упускал ни одного случая узнать
их короче и подробнее, ибо они заслуживают
1 Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними (лат
2 Т. е. после перехода на старший курс.
462
все внимание наблюдателя. Я познакомился с большею частью оных,
присутствовал в их обществах и теперь кажется имею об них довольно
правильное и ясное понятие.
Особенно поразила меня любовь и привязанность их к отечеству. Не хочу
здесь философствовать, и не буду рассматривать причин сей прекрасной
добродетели; во многих она достигла до степени страсти и даже энтузиазма; -
вы холодные жители Л...1 может быть в этом месте бросите друг на друга
насмешливую, придворную улыбку - энтузиазм, энтузиазм! ха! ха! ха!.. к
несчастью вероятно и в сем городе найдутся многие люди, которые бы то же
сказали, - но Бог с ними; пусть смеются, а я с сердечным удовольствием
повторю: Лицеяне любят свое отечество, любят сильно и пламенно. Недавно
разговаривал я с одним из здешних патриотов - разговор коснулся Лицея: он с
жаром схватил меня за руку: - Государь мой! В Лицее много хорошего, ибо мы
все так любим его... Кто из граждан наших не может сказать: здесь научился я
благородно чувствовать и мыслить, - научился любить добродетель, ненавидеть
порок, - научился говорить правду без страха, смело защищать невинность,
дерзко вооружаться противу несправедливости, любить человечество,
восхищаться прекрасным, высоким - и гнушаться низким и подлым!.. Так,
Государь мой, в Лицее всякий научится сим чувствованиям, - всякий, у кого
сердце склонно к добру... горе! горе!-тому, кто и здесь останется с
обыкновенными мыслями... это пустой, ничтожный человек - отошлите его в
другой город:-я горжусь именем Лицеянина; я считаю себя первым сыном России,
первым подданым ее Государя; первым ее защитником и хранителем... От нас
должны излиться на нее благодетельнейшие лучи просвещения; высокие
чувствования, коими дышим, должны некогда одушевить всю Россию -да будет
Лицей источником их; Государь мой! какая благородная цель! Ах! ежели
когда-нибудь я должен буду оставить место сие, - ежели когда-нибудь в бурном
океане света - страсти и коварные люди вовлекут меня в горести и бедствия...
на краю ужасной бездны, под навесом грозящей тучи - Лицей спасет меня, -
любезное имя его оживит увядшую душу, - чувство добродетели снова закипит в
этом пламенном сердце - и грозная бездна сокроется от взоров моих...
Из этих слов ты уже можешь видеть - сколько Лицеяне привыкли к своему
отечеству; разумеется, это не ко всем относится! и в Риме и в Спарте были
люди, которые не славились патриотизмом - и здесь есть граждане, которые
довольно равнодушны к Лицею.
Это прекрасное чувство есть источник многих других, столь же
благородных и редких, которые свойственны большей части граждан и составляют
славу и благоденствие Лицея.
Всякий - или почти всякий - принимает живейшее участие в том, что
касается до Лицея. Гражданин, который уличен в каком-либо худом, бесчестном
поступке, подвергается всеобщей ненависти: - все избегают его. все
прекращают с ним связи. Его поступок, говорят они,
Петербурга.
463
делает нам стыд, чернит нас, - это пятно, падающее на все общество, -
он вреден для Лицея, следственно не достоин нашей дружбы.
Великодушие, просвещенный образ мыслей Лицеян и их начальника, многие
преимущества, коими пользуются и проч. навлекли всему городу множество
врагов сильных и опасных. - Если б ты видел, как они ненавистны Лицеянам: -
все, все до одного ненавидят их; как часто имена их предаются здесь
проклятию, как часто злоба народная изливается в саркастических, язвительных
насмешках, и с какою смелостью, с какою силою... О! ты бы удивился этому
после светских разговоров столицы, -ты бы подумал, что переехал в новый
мир...
В обиде причиненной одному -все граждане принимают живейшее участие. -
Это было для меня самым новым явлением, самым приятным и трогательным, после
того как в продолжение 20 лет всей моей жизни я видел в свете одних
эгоистов, которые никогда о других не заботятся и весь мир заключают в самих
себе... Недавно же случился здесь самый разительный пример такого тесного
соединения граждан. - Когда-нибудь опишу тебе сие происшествие со всею
подробностью. Теперь осталось еще многое говорить о духе и свойстве жителей.
Лицеяне имеют многих друзей, которые им привержены и готовы жертвовать
всем для счастия их; граждане умеют - быть хотя и не совсем - благодарными,
и большая часть из них любят искренно и постоянно своих друзей-покровителей.
Страницы: «« « 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 » |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |