Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Грот К. - Пушкинский лицей (1811-1817)

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 143
Размер файла: 746 Кб
Страницы: «« « 131   132   133   134   135   136   137   138   139  140   141   142   143  »

некоторые из военных отдают хотя немного уважения сей службе; зато отчаянные
товарищи в  отмщение называют  их  титулярными советниками. Но  чтобы короче
познакомиться с духом нашего времени;  чтобы лучше узнать, в чем полагаем мы
достоинство  и важность военного человека, - надобно  войти в  1-ой  квартал
Полотняной части и послушать разговоры наших воинов, которые в большом числе
там  собираются  в  свободные  от  классов часы,  чтобы  заниматься  важными
исследованиями и размышлениями по военной части, между тем как другие тратят
золотое время на пустые занятия, на чтение,  на науки  и  проч. - Постояв  и
послушав, вы узнаете, что  такой-то гусар купил  себе новую  лошадь, гнедую,
серую  или вороную, и что у нее зад дурной, голова красивая и проч.; узнаете
имя ее и  породу; узнаете все модные названия всех частей и нарядов конских;
узнаете  по  имени  и  качеству  всех  жеребцов  гусарских;  услышите острые
насмешки  на  счет офицеров и  лошадей, отличившихся сегодня в манеже,  -  и
порадуетесь, узнав  в один  день  так  много  вещей  достойных  примечания и
удивления,  приобрев  много познаний важных для ума  и для сердца.  Ступайте
туда всякий день - и всякий день вы услышите такие занимательные  разговоры,
достойные  внимания  Лицеян; вы  приметите  также  между  ними  любимца  их,
любезного ребенка П...а, который всякое  воскресение занимает их любопытными
рассказами  и новостями, происшедшими  в мире лошадином, и доставляет им  на
целую  неделю  обильную материю для разборов,  для критических исследований,
для споров  и  т.  д.  Зато  наши  уланы  осыпают  ласками  нашего ребенка и
позволяют ему задавать тон в их собраниях. Вы вспомните прошедшее  и скажете
с удивлением: неужели это  те самые Лицеяне, кои за несколько  времени  тому
назад  осмеивали пансионеров,  услышав, что  они пред  выпуском беспрестанно
занимаются своими будущими мундирами...
     Что ж делать? tempora mutantur et nos mutamur in illis1.
     Из журнала 1821 года "Муза возобновленного Лицея" (No 1-й, 15 ноября).
     Письмо из города Лицея
     Сегодня, друг мой, ровно год как  я поселился  в сем городе2.  Тебе уже
известны многие  местные  примечательности  оного; -теперь поговорим о самых
жителях. В течение всего этого времени я не упускал ни  одного случая узнать
их короче и подробнее, ибо они заслуживают

     1 Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними (лат
     2 Т. е. после перехода на старший курс.
     462
     все  внимание  наблюдателя.  Я  познакомился  с  большею  частью  оных,
присутствовал  в  их  обществах  и  теперь  кажется  имею  об  них  довольно
правильное и ясное понятие.
     Особенно поразила меня любовь и  привязанность их к  отечеству. Не хочу
здесь  философствовать,  и  не  буду  рассматривать  причин  сей  прекрасной
добродетели; во многих она достигла до степени страсти и даже  энтузиазма; -
вы  холодные жители Л...1 может  быть  в этом  месте бросите  друг на  друга
насмешливую,  придворную улыбку  -  энтузиазм, энтузиазм!  ха!  ха!  ха!.. к
несчастью вероятно  и в сем городе  найдутся многие люди, которые  бы то  же
сказали, -  но Бог  с  ними;  пусть смеются, а я  с сердечным  удовольствием
повторю:  Лицеяне любят свое отечество, любят  сильно  и  пламенно.  Недавно
разговаривал я с одним  из здешних патриотов - разговор коснулся Лицея: он с
жаром схватил  меня за руку:  - Государь мой! В Лицее много хорошего, ибо мы
все так любим его... Кто из граждан наших не может сказать: здесь научился я
благородно чувствовать и мыслить, -  научился любить добродетель, ненавидеть
порок, - научился  говорить  правду без  страха, смело защищать  невинность,
дерзко   вооружаться   противу   несправедливости,    любить   человечество,
восхищаться  прекрасным, высоким  -  и  гнушаться  низким  и  подлым!.. Так,
Государь  мой, в Лицее всякий научится сим  чувствованиям, - всякий, у  кого
сердце  склонно  к добру...  горе!  горе!-тому,  кто  и  здесь  останется  с
обыкновенными мыслями... это  пустой, ничтожный  человек  - отошлите  его  в
другой город:-я горжусь именем Лицеянина; я считаю себя первым сыном России,
первым подданым ее  Государя;  первым ее защитником и  хранителем... От  нас
должны  излиться  на  нее   благодетельнейшие   лучи   просвещения;  высокие
чувствования, коими дышим,  должны некогда  одушевить всю  Россию -да  будет
Лицей  источником  их;  Государь  мой! какая  благородная  цель!  Ах!  ежели
когда-нибудь я должен буду оставить место сие, - ежели когда-нибудь в бурном
океане света - страсти и коварные люди вовлекут меня в горести и бедствия...
на краю  ужасной  бездны, под навесом грозящей тучи -  Лицей спасет  меня, -
любезное имя его оживит увядшую душу, - чувство  добродетели снова закипит в
этом пламенном сердце - и грозная бездна сокроется от взоров моих...
     Из этих слов ты  уже можешь видеть - сколько Лицеяне привыкли к  своему
отечеству; разумеется,  это не ко всем  относится! и в Риме и в Спарте  были
люди,  которые не  славились патриотизмом -  и  здесь есть граждане, которые
довольно равнодушны к Лицею.
     Это  прекрасное   чувство  есть   источник  многих  других,  столь   же
благородных и редких, которые свойственны большей части граждан и составляют
славу и благоденствие Лицея.
     Всякий  - или  почти всякий -  принимает живейшее участие  в  том,  что
касается до Лицея. Гражданин, который  уличен в каком-либо худом, бесчестном
поступке,  подвергается  всеобщей  ненависти:   -  все   избегают  его.  все
прекращают с ним связи. Его поступок, говорят они,
     Петербурга.
     463
     делает  нам стыд, чернит  нас, - это пятно, падающее на все общество, -
он вреден для Лицея, следственно не достоин нашей дружбы.
     Великодушие, просвещенный  образ мыслей  Лицеян и их начальника, многие
преимущества,  коими  пользуются и проч.  навлекли  всему  городу  множество
врагов сильных и опасных. - Если б ты видел,  как они ненавистны Лицеянам: -
все, все  до  одного  ненавидят  их;  как  часто  имена  их предаются  здесь
проклятию, как часто злоба народная изливается в саркастических, язвительных
насмешках,  и с какою смелостью,  с  какою силою... О! ты бы  удивился этому
после  светских  разговоров столицы,  -ты бы подумал,  что переехал в  новый
мир...
     В обиде причиненной  одному -все граждане принимают живейшее участие. -
Это было для меня самым новым явлением, самым приятным и трогательным, после
того  как в  продолжение  20  лет всей  моей  жизни я видел  в  свете  одних
эгоистов, которые никогда о других не заботятся и весь мир заключают в самих
себе...  Недавно же случился здесь  самый разительный пример такого  тесного
соединения  граждан.  -  Когда-нибудь опишу  тебе сие  происшествие  со всею
подробностью. Теперь осталось еще многое говорить о духе и свойстве жителей.
     Лицеяне имеют многих друзей,  которые им привержены и готовы жертвовать
всем для счастия  их; граждане умеют - быть хотя и не совсем - благодарными,
и большая часть из них любят искренно и постоянно своих друзей-покровителей.

Страницы: «« « 131   132   133   134   135   136   137   138   139  140   141   142   143  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Грот К., Пушкинский лицей (1811-1817)