Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Грот К. - Пушкинский лицей (1811-1817)

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 143
Размер файла: 746 Кб
Страницы: «« « 122   123   124   125   126   127   128   129   130  131   132   133   134   135   136   137   138   139   140  » »»

     III-й  курс  Царскосельского  Лицея,  к  которому  принадлежал   Д.  Н.
Замятнин,  и  который в лицейской старине оставил  по себе  такой любопытный
памятник умственной серьезности,  деловитости и литературных  интересов, как
знаменитое "Общество друзей полезного", оставил потомству еще и другое яркое
свидетельство  этого  литературного,  умственно- и нравственно-пробужденного
настроения.  Этот  памятник  -  плоды  постоянных  литературных   упражнений
воспитанников  в  виде  Журналов, издававшихся  почти  непрерывно  в  период
1818-1821  г., бережно  сохраненных Д. И.  Зачятниным и переданных  им моему
отцу,  вероятно вместе с  другими бумагами. Следует  вспомнить, что  к этому
курсу принадлежал сын директора Лицея Максим Егор.  Энгельгардт, а  потому -
надо  думать - старый директор, хотя, как образцовый  начальник  и  педагог,
отличавшийся высоким беспристрастием, относился к этому курсу  тем с большею
отеческою заботливостью и попечением; за это несомненно  и воспитанники  (по
крайней  мере  большинство) платили  ему соответственными чувствами глубокою
уважения и  благодарности, ценя его истинные достоинства редкого  педагога и
видя  противные ему, уже  явные в  1820г., течения на верхах, на что имеются
указания  и в сохранившихся рукописях. (См. напр., в нижепомещаемых статьях:
"Взгляд на  состояние  любезного отечества" -  в  No 1 "Лицейского Аргуса" и
"Письмо из города Лицея" в журн. "Муза возобновленного Лицея").
     Сохранилось  семь   различных,  последовательно  издававшихся   разного
наименования журналов  - в  17 NoNo  или  тетрадках  разного формата и вида,
писанных несколькими почерками, по большей части очень тщательно. Издателями
и авторами были без сомнения (как мы это видим и на I курсе) всего несколько
лиц - "записных" любителей этих
     440
     литературных упражнении и  сочинителей  в разных родах:  прозе, стихах,
сатире, эпиграмме, критике и etc. Вследствие анонимности журнальных статей -
имена их нам, к сожалению, неизвестны. Возможны, конечно, разные догадки, но
для их проверки потребовалось бы особое  исследование. Одно  можно сказать с
полною вероятностью: что к числу этих издателе и-авторов в лиц. журналах III
к. не  могли  не принадлежать по крайней  мере  некоторые  из  известных нам
членов основанного Е. А. Энгельгардтом  в 1821  г.  литературного  общества,
очевидно уже раньше заявившие себя своим литературным направлением и любовью
к словесности. Это были, кроме самого Д. И.  Замятнина (у которого недаром и
сохранились эти журналы!), еще А. А.  Белуха-Кохановский, С. П.  Убри, Н. И.
Васьков,  А.В.Малиновский, Э. Самсон. Очень  вероятно,  что, если не все, то
некоторые из них,  принимали в свое время деятельное  участие в "журнальном"
сочинительстве.
     Содержание  и  характер  дошедших до нас  журналов очень  разнообразны:
некоторые  держатся  серьезного,  очень  благонамеренного  и  даже  немножко
сентиментального  направления и тона, другие  -  сатирического, шутливого  и
насмешливо-веселого.  В  последних  встречаем и  едкую  критику,  и полемику
(иногда  между издателями  и  неудовлетворенными  их  читателями),  а  также
постоянные сатирические выходки и  насмешки  по адресу  педагогов,  особенно
гувернеров ("консулов"),  и  товарищей, причем известные лица и  в  той  или
другой категории (как это было  на  1-м курсе)  являлись излюбленной мишенью
для всяких нападок, шуток  и острословия1.  В  рассматриваемых журналах есть
много  общего  с журналами 1-го  курса -  по общему характеру  и  схеме,  по
отделам содержания, но индивидуальные особенности и условия жизни и развития
того  и  другого  курса делают отличия  между  ними  весьма существенными  и
резкими.  Гений Пушкина  и  таланты его курса  не  могли не дать  особенного
отпечатка  силы  и бойкости даже самым пустым и иногда пошловатым выдумкам и
пробам пера сочинителей-сотрудников "Лицейск.  Мудреца".  В  журналах III к.
недостает этой  острой и подчас злой, изобретательной шутки, нет той жизни и
через край  льющейся веселости,  нет,  наконец,  признаков той  литературной
начитанности и  соприкосновения с общественною жизнью,  которые бросаются  в
глаза в литературных упражнениях товарищей Пушкина. Затем - в то время как в
журналах I курса поэзия и стихотворство всякого рода занимают первенствующее
место, - в журналах III  курса этот род не только отходит на задний план, но
представлен сравнительно очень бледным и ничтожным  образом. Быть может, все
стихотворное  в  этих журналах  принадлежит одному или - много - двум лицам.
Впрочем  и  здесь  помещены  образчики  своего  рода  "национальных  песен",
традиционно сочинявшихся вероятно и преемниками лицейских первенцев.
     1  Из  наставников  такой  мишенью  был,  по-видимому, гувернер Фотий П
Калинин, который в статьях журналов именуется то прямо Фотием, то буквами.
     441

     Зато для  изображения  и характеристики  жизни  и  быта Лицея  этих лет
(1818-21 гг.)  -  по  непосредственному отношению  содержания  своего к этой
жизни, к быту Лицея и отношениям  воспитанников между собой и к наставникам,
-  эти журналы  дают очень много: они полны мелких  подробностей, описаний и
черт,  и из них бытописатель старого Лицея  может извлечь не мало штрихов  в
дополнение к тому, что известно из остатков архива 1-го курса.
     В этом смысле любопытны бывшие  в  большом  ходу у сотрудников журналов
иносказательные описания Лицея и его педагогического и ученического  состава
- под видом государства  ("республики")  или  города с  подразделением их на
территории или на кварталы, с разрядами жителей  или национальностями,  и  с
соответственными  наименованиями.  Так как внутренние порядки  и быт в Лицее
оставались неизменными  в  первое его 10-летие  с лишком, в которое входит и
семилетнее директорство  Е. А. Энгельгардта (1816-1823), то  изображаемые  в
этих описаниях характер и черты их могут быть в значительной мере  применены
и к Пушкинскому времени. Нельзя поэтому не отнестись с особенным вниманием к
таким статьям, как "Нечто о жителях Лицея",  "Описание города Лицея", "Черты
землеописания   владений   мал.  Лицея",   "Взгляд  на  состояние  любезного
отечества" и т. д., или к отделу "Внутренних известий" (с сообщениями о том,
что творилось  в разных  лицейских "кварталах").  Любопытны также  некоторые
статьи, имеющие  сюжетом некоторые  выдающиеся эпизоды и случаи из лицейской
жизни. Курьезны (хотя в большинстве для  нас непонятны) в одном из  журналов
"Отрывки  из лицейского  словаря"  (особые слова и  изречения, имевшие  свое
происхождение и свой смысл).
     Наконец заслуживают особого  внимания  - по своему общему историческому
(для старого лицея и  для данного  периода) характеру  и  значению следующие
статьи: "Обозрение  наших  журналов" (именно за 1818-19 гг.) - в  "Лицейском
Аргусе"  (No  2),  "Дуд: нашей истории"  (в No 3  того же журнала) и наконец
особенно интересное "Письмо  из города  Лицея"  в журнале (последнем)  конца
1821  г.  "Муза возобновленного  Лицея"  (No 1), где уже  видна  в  авторе и
зрелость мысли  и  большая  вдумчивость и рассудительность.  Это  было время
неофициального открытия и деятельности знаменитого в летописях старого лицея
"Общества Друзей Полезного".
     Мы  дадим здесь  общий  перечень и  описание сохранившихся журналов,  а

Страницы: «« « 122   123   124   125   126   127   128   129   130  131   132   133   134   135   136   137   138   139   140  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Грот К., Пушкинский лицей (1811-1817)