Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Хайек Фридрих Август - Частные деньги

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 58
Размер файла: 354 Кб
Страницы: « 1  2   3   4   5   6   7   8   9   10   11  » »»

способами координации хозяйственной деятельности, в том числе перед
социализмом. Рыночная экономика координирует действия участников путем
выработки сигналов -- рыночных цен, -- которые и сообщают агентам нужную им
для принятия решений информацию. Другим важным инструментом рынка является
конкуренция, которая, отбирая лучшие индивидуальные решения участников,
является для общества в целом процедурой открытия новою. Свобода напрямую
связана с эффективностью: чем свободнее экономика, тем больше экономических
открытий может совершить свободное творчество людей.
Хайековская концепция рынка означает революционный пересмотр как самого
предмета экономической науки, так и ее выводов относительно экономической
политики государств.
Согласно ортодоксальной концепции экономики, рынок является лишь одним из
инструментов оптимального распределения ресурсов. Следовательно, всякий раз,
когда рыночное распределение ресурсов будет сочтено "неоптимальным",
"неэффективным", желательно или даже необходимо предпринимать меры, которые
"улучшали" бы работу рынка. Тем самым традиционная доктрина экономики
становится матерью ползучего западного социализма:
непрекращающегося усиления государственного регулирования хозяйственной жизни
общества. Согласно хайековской концепции не так важно, является ли нынешнее
распределение ресурсов "наиболее эффективным". Важно, посылает ли
экономическая система сигналы, которые указывают людям правильное с точки
зрения настоятельности потребностей общества действий.
Примеры. Из хайековской концепции вытекают многочисленные следствия и
рекомендации прямо противоположные тем, которые продуцирует ортодоксальная
экономическая наука. Хорошо известно, например, что монополии приводят к
нерациональному использованию ресурсов. Значит, говорит, традиционная наука,
его можно и нужно улучшить, регулируя монополии государственными органами и
проводя в жизнь антитрестовское законодательство. Надо создать соответствующие
государственные органы, и они увеличат эффективность экономики.
Нет, следует из теории Хайека, проблемы монополий вообще не существует.
Сверхвысокие монопольные цены посылают правильные сигналы другим экономическим
агентам. Данная сфера -- сверхэффективна, и стоит пытаться тем или иным
способом обойти монополию. В условиях отсутствия государственного
регулирующего органа монополия будет так или иначе похоронена. <Другая теория,
развиваемая Вирджинской школой Общественного выбора Public Choice, утверждает,
что государственный регулирующий орган имеет намного больше шансов плясать под
дудку монополии, чем ее контролировать.>
Традиционная экономическая наука вполне оправдывает государственную помощь
бедным: согласно ей общество имеет право заставлять всех платить за то, чтобы
не быть травмированным бросающейся в глаза нищетой. Нет, следует из теории
Хайека, государственная обезличенная помощь беднякам посылает им ложные
сигналы: не зарабатывать, не делать сбережений, разрушать семьи, тратить время
на стояние в очередях за пособиями и справками. Эти сигналы настолько сильны,
что забивают и без того уже слабые сигналы рынка, побуждающие бедняков
обратиться к полезной и лучше оплачиваемой деятельности. Результатом
государственного денежного "спроса" на бедность будет лишь ее увеличенное
производство. И надо сказать, что примеры широкомасштабных программ помощи
беднякам, в частности в США, полностью подтверждает это умозаключение.
Заметим, однако, что данный теоретический вывод не применим к "штучной" работе
с бедняками, которую осуществляют частные благотворительные организации.
Государственное регулирование
Из теории Хайека следует, что вмешательство государства в свободу контрактных
сделок приводит к экономическим рассогласованиям и потерям, так как сигналы,
посылаемые заказчиком, искажаются другим, более мощным источником --
государственным аппаратом.
Так, поддержка государством одной из сторон сделки путем, например,
установления минимальной заработной платы или особых прав потребителей, не
принесет пользы ни обеим ее сторонам, ни обществу в целом.
Особенно вредно оперативное государственное вмешательство. В этом случае
рыночным агентам почти невозможно распознать правдивую рыночную информацию в
сопровождающем ее непредсказуемом государственном "шуме", и рынок
дезорганизуется.
Последнее утверждение имеет важное приложение к сфере денежного обращения. В
прошлом эмиссионная деятельность регулировалась государством в целях
увеличения доходов казны. В нынешнем веке в соответствии с его общей доктриной
исправления природы, денежное обращение стали оперативно регулировать для
"улучшения рынка и исправления его недостатков": стимулирования экономического
роста, борьбы с безработицей и т.п. Эти действия имеют, однако, далеко идущие
негативные последствия.
Искусственно занижая кредитную ставку для стимулирования экономического роста,
денежные власти формируют в предпринимательской среде необоснованный оптимизм.
В результате начинают осуществляться инвестиционные проекты, для завершения
которых в будущем не хватит ресурсов. Как только несоответствие потребных и
наличных ресурсов становится очевидным, происходит массовое очищение рынка от
ошибочных проектов, сопровождаемое свертыванием производства. Происходит
экономический кризис, порожденный не рынком, а государственным регулированием.
"Игры" с кредитно-денежной политикой, которые вели в XX веке центральные банки
почти всех стран, стали постоянным источником экономической дезинформации,
вызывающим глобальную дискоординацию хозяйства, проявляющуюся в частности в
искусственных колебаниях деловой активности.
Из общей хайековской концепции рынка следуют и требования к денежной системе.
Ее задача состоит в том, чтобы обеспечить общество такими деньгами, которые
передавали бы правильную ценовую информацию в сделках -- и не только текущих,
но и на срок.
Попытки решения проблемы
Перед тем как остановиться на предложении Хайека по денационализации денег как
средстве достижения их нейтральности, коснемся попыток решения проблемы
ограничения денежного произвола.
"Независимый центральный банк" -- название самой распространенной на
сегодняшний день схемы организации кредитно-денежной системы. В идеале
предусматривается передача руководства денежной политикой страны в руки
небольшой группы профессионалов -- руководителей центрального банка,
огражденных от влияний групповых интересов и блюдущих интересы страны и ее
хозяйства.
Независимый центральный банк успешен тогда, когда занимает определенное
положение в обществе. Профессиональная этика его руководителей должна делать
их зависимыми от оценок признаваемых ими специалистов по денежной системе,
среди которых должно быть определенное единодушие относительно того, что можно
считать компетентной денежной политикой. Общественное мнение также должно
ценить центральный банк и защищать его свободу от политических давлений.

Страницы: « 1  2   3   4   5   6   7   8   9   10   11  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Хайек Фридрих Август, Частные деньги