Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Словари
Мид Д. - Теософский словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 221
Размер файла: 965 Кб
Страницы: «« « 169   170   171   172   173   174   175   176   177  178   179   180   181   182   183   184   185   186   187  » »»

Главы" или "Президента" (Когана).


СТХИРАТМАН (Санскр.) Вечное, верховное, применяется к Всемирной
Душе.


СТХИТИ (Санскр.) Свойство сохранения; стабильность.


СТХУЛА (Санскр.) Дифференцированная и обусловленная материя.


СТХУЛА ШАРИРА (Санскр.) В метафизике - грубое физическое тело.


СТХУЛОПАДХИ (Санскр.) "Принцип", отвечающий низшей триаде в
человеке, т.е. телу, астральной форме и жизни, в Тарака Раджа
Йоге системе, которая перечисляет только три главных принципа в
человеке. Стхулопадхи соответствует джаграта или бодрствованию,
сознательному состоянию.


СТУПА (Санскр.) Конусообразный памятник, в Индии и на Цейлоне,
воздвигаемый над останками Будды, Архатов и других великих людей.


СУБХАВА (Санскр.) Бытие; самообразующая субстанция или "сущность,
самодающая себе сущность". (См. "Экашлока Шастра" Нагарджуны.)
Объясняется парадоксально, как "природа, не имеющая своей
собственной природы", а также как то, что в действии и вне
действия. (См. "Свабхават".) Это есть Дух внутри Субстанции,
идеальная причина сил, воздействующих на процесс формирующей
эволюции (не "творения", в смысле, обычно придаваемом этому
слову); эти силы в свою очередь становятся реальными причинами.
Выражаясь словами, употребляемыми в Философиях Веданта и Вьяя:
нимитта, действующая, и упадана, материальная, причины вечно
сосуществуют в Субхаве. В одной санскритской шлоке сказано:
"Достойнейший из подвижников, через ее мощь (мощь действующей
причины) каждая сотворенная вещь выявляется в силу присущей ей
природы".


СУБСТАНЦИЯ Теософы употребляют это слово в двояком смысле,
определяя субстанцию как ощущаемую и неощущаемую; и, различая
материальную, психическую и духовную субстанции (см. "Судда
Сатва"), на идеальную (т.е. существующую на высших планах) и
реальную субстанцию.


ШУЧИ (Санскр.) Имя Индры; а также третьего сына Абхиманима, сына
Агни, т.е. одного из предвечных сорока девяти огней.


СУ-ДАРШАНА (Санскр.) Диск Кришны; пламенное оружие, играющее
значительную роль в биографиях Кришны.


СУДДА САТВА (Санскр.) Субстанция, неподверженная свойствам
материи; светоносная и невидимая (для нас) субстанция, из которой
сформированы тела Богов и высших Дхиани. В философском смысле,
Судда Сатва скорее представляет собой сознательное состояние
духовного Эго-ства, чем какую-либо сущность.


ШУДДХОДАНА (Санскр.) Царь Капилавасту; отец Готамы, Владыки Будды.


СУДХА (Санскр.) Пища богов, похожая на амриту, субстанцию,
дарующую бессмертие.


ШУДРА (Санскр.) Последняя из четырех каст, возникших из тела
Брамы. "Каста рабов", которая вышла из ноги божества.


СУДЬЮМНА (Санскр.) Эпитет Илы (или Иды), отпрыска Вайвасвата Ману
и его прекрасной дочери, возникшей из его жертвы, когда он остался
один после потопа. Судьюмна была андрогинным существом, один
месяц - мужчиной, другой - женщиной.


СУФИЗМ (Греч.) От корня София, "Мудрость". Мистическая секта в
Персии, напоминающая ведантистов; и хотя она довольно
многочисленная, но включает в себя лишь очень образованных людей.
Они заявляют, и вполне справедливо, что обладают эзотерической
философией и учением истинного Магометанства. Учение Суффи (или
Софи) во многом соприкасается с Теософией, поскольку проповедует
одну всемирную веру, и внешнее уважение и терпимость ко всем
народным экзотерическим верованиям. Оно также соприкасается с
Масонством. Суфии имеют четыре ступени и четыре степени
посвящения: 1-я, испытательная, со строгим внешним соблюдением
мусульманских обрядов, с объяснением кандидату сокровенного
значения каждой церемонии и догмы; 2-я, метафизическое обучение;
3-я, степень "Мудрости", когда кандидат посвящается в самую
сокровенную природу вещей; и 4-я, заключительная Истина, когда
Адепт достигает божественных сил, и завершает единение с Единым
Вселенским Божеством в экстазе или Самадхи.



Страницы: «« « 169   170   171   172   173   174   175   176   177  178   179   180   181   182   183   184   185   186   187  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Мид Д., Теософский словарь