Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Энциклопедия мировых сенсаций XX века: том 1-2

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 261
Размер файла: 1571 Кб
Страницы: «« « 222   223   224   225   226   227   228   229   230  231   232   233   234   235   236   237   238   239   240  » »»

ции для спектаклей, балетов, работал  в  рекламе,  использовал  в  своем
творчестве многие материалы - от ювелирных изделий и мебели до стекла  и
фарфора.
   "Божественный Дали", как он сам любил себя называть, был во всем нео-
быкновенно колоритен: длинные гладко зачесанные волосы, навощенные  усы,
бесконечные перелеты между Нью-Йорком, Парижем и замком в  Испании,  де-
монстрация своей горностаевой мантии и  трости  с  серебряной  ручкой...
Список чудачеств великого художника мог бы быть бесконечным.


   "Давайте залезем на дерево..."

   "Просыпаясь каждое утро, я испытываю огромное удовольствие  от  того,
что я - Сальвадор Дали, и я спрашиваю себя, что бы это мне сегодня такое
чудесное совершить?" - сказал он однажды.
   Во время своей первой поездки в Америку - деньги на нее он одолжил  у
Пабло Пикассо - Сальвадор Дали показал встречавшим его репортерам карти-
ну, где была изображена его обнаженная подруга Гала  (Галина  Дмитриевна
Дьяконова) с бараньими отбивными на плечах. Когда его спросили, при  чем
здесь отбивные, он ответил: "Все очень просто. Я люблю Гала и люблю  ба-
раньи отбивные. Здесь они вместе. Отличная гармония!"
   Спустя несколько дней,  когда  Дали  нужно  было  прочесть  лекцию  в
Нью-Йорке, он появился в аудитории в костюме цвета морской волны и в во-
долазном шлеме. "Так будет удобнее опускаться в  глубины  подсознания", -
сохраняя полную серьезность, сказал художник. К сожалению, во время лек-
ции он чуть не задохнулся, потому что забыл  прихватить  с  собой  дыха-
тельную трубку.
   В 1974 году Дали подписал с американским рекламным агентством договор
на телерекламу, в которой он расписывал красками надетые на модель  кол-
готки. Позднее, когда он уезжал из Америки во Францию, его видели с  ог-
ромной куклой Баггс Банни, прощальным подарком фирмы. "Это самое уродли-
вое и ужасное создание в мире, - сказал Дали. - Я ее покрашу  майонезом  и
сделаю предметом искусства".
   Когда однажды в дом Дали в Коста-Браво пришел репортер, художник отвел
его в сад и сказал: "Давайте залезем на дерево, там нам будет  удобнее".
На дереве были подвешены два стула.
   Сальвадор Дали официально женился  на  Гала,  с  которой  прожил  всю
жизнь, в 1982 году, незадолго до ее смерти. Детей у них не было.  Худож-
ник всегда говорил, что ни в коем случае и не хотел их  иметь.  "Великие
гении всегда производят на свет посредственных детей, и я не  хочу  быть
подтверждением этого правила, - сказал он. - Я хочу оставить в  наследство
лишь самого себя".
   Дали обожал поражать, шокировать людей. Чем иным можно объяснить  та-
кое его высказывание: "Порой я плюю на портрет собственной матери, и это
доставляет мне удовольствие".
   Эпатаж Дали был подчас как бы продолжением его оригинальности.  Когда
кто-то из сюрреалистов вдруг объявлял себя коммунистом,  вдруг  оказыва-
лось, что Дали - ярый испанский роялист. Когда другие художники  утверж-
дали, что единственный путь к успеху - через бедность и богемную просто-
ту, то он не скрывал, что стремится к успеху потому, что успех  приносит
ему деньги и удобства. Когда  его  современники  стали  утверждать,  что
правды в искусстве можно достичь лишь через авангардистский эксперимент,
Дали объявил, что он сам весьма старомоден.
   Несмотря на всю эту словесную эквилибристику, Дали утверждал, что  он
- единственный в мире здравомыслящий человек. Об этом художник написал в
своей автобиографии "Необыкновенные признания Сальвадора Дали",  опубли-
кованной в 1976 году: "Клоун на самом деле не я, а наше страшно циничное
и бесчувственное общество, так наивно играющее в  серьезность,  что  это
помогает ему наилучшим способом скрывать собственное безумие. А я не ус-
тану это повторять! - я не сумасшедший".
   Пик творчества Дали пришелся на период от середины 20-х годов до  на-
чала 40-х, когда сюрреализм переживал подъем. На многих его работах это-
го периода изображены не связанные друг с другом по смыслу вещи  в  нес-
войственном для них окружении. Картину "Настойчивая память" многие  кри-
тики до сих пор вспоминают как самый яркий образец сюрреализма. На  кар-
тине Дали изобразил поврежденные часы на фоне странных предметов,  вклю-
чающих засохшую ветку.
   Слывший балагуром, Дали заявил, что часы для него были "чем-то  вроде
нежного, экстравагантного, одинокого,  параноидально-критического  союза
времени и пространства".


   Гений в кадке

   Сальвадор Дали родился в испанском городке Фитуэрас в семье  среднего
достатка 11 мая 1904 года - через два года после смерти брата,  которого
тоже звали Сальвадор. Но, по своему обыкновению, Дали оспаривал  и  этот
факт. К примеру, он утверждал, что родился на два  месяца  раньше,  пос-
кольку был уверен, что начал думать, еще когда находился во чреве  мате-
ри, в семь месяцев. "Было тепло, мягко и тихо, -  говорил  он. -  Это  был
рай".
   С самого раннего возраста Сальвадор хотел быть художником и к  десяти
годам уже написал маслом яркую картину "Елена Троянская". Вместе  с  тем
он был весьма оригинальным мальчиком, любившим привлекать к себе  внима-
ние, даже если для этого приходилось падать с высокой школьной лестницы.
Его любимым местом отдыха была большая кадка в комнате для стирки белья,
где Сальвадор мог часами сидеть, размышляя и рисуя. Он также любил  пря-
тать свои длинные волосы под большой черной шляпой и позже называл  себя
первым в мире хиппи.
   Когда Сальвадору исполнилось семнадцать лет, отец послал сына в  Ака-
демию искусств Сан-Фернацдо в Мадриде, где талантливый  юноша  ухитрился
одновременно получить несколько призов за лучшие работы и  быть  отстра-
ненным от учебы на год за подстрекательство  студентов  на  бунт  против
неправильного, как он считал, назначения нового профессора.  Год  спустя
он вернулся, чтобы снова быть исключенным в 1926 году, как было объявле-
но в академии, "за поддержку революционных идей".
   В юности художник был подвержен влиянию разных стилей в искусстве. Во
время поездки в Париж в 1928 году его приятельница  испанская  художница
Джоан Тиро познакомила Сальвадора Дали сюрреализмом. Основанное в 1924 году
французским поэтом Андре Бретоном сюрреалистическое  направление  в  ис-

Страницы: «« « 222   223   224   225   226   227   228   229   230  231   232   233   234   235   236   237   238   239   240  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Энциклопедия мировых сенсаций XX века: том 1-2