Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Богданов А. - Очерки организационной науки

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 93
Размер файла: 602 Кб
Страницы: «« « 82   83   84   85   86   87   88   89   90  91   92   93  »

 
   слоем молекул, его натяжением. Но эта поверхностная пленка, по законам
геометрии, растет не так быстро, как об'ем капли, а с ним и вес.
Деформирующее же каплю давление ея частиц зависит именно от их тяжести;
оно, следовательно, увеличивается быстрее, чем сопротивление пленки;
соотношение того и другого обусловливает меняющуюся форму капли, а затем и
ея распадение - когда ея тяжесть превзойдет силу сцепления пленки.
 
   прогрессивного подбора "величин", т.-е., измеряемых комплексов; это
производная. Когда она имеет знак плюс, то означает положительный подбор;
знак минус - отрицательный.
   Когда она обращается в нуль или в бесконечность или перерывается или
меняет свой знак - это соответствует кризисам величин. Простейший пример:
при движении тела производная расстояния по времени есть скорость. Когда
она больше нуля, разстояние возрастает; когда меньше нуля - оно
уменьшается; когда равна нулю - это кризис остановки движения, и т. д.
 
   мне уже удалось показать, как много важных выводов получается от
систематическаго применения схем прогрессивного подбора (см. "Тектология".
ч. I, глава о гедоническом подборе, стр. 75 - 89, и "Эмпириомонизм", книга
II, вся статья "Психический подбор", где вопрос рассматривается подробнее,
но тектологические приемы еще недостаточно выработаны). Этому будет
посвящен один из ближайших "Очерков организац. науки".
 
   отрицательный подбор связан все же с постепенным разрушением,
количественная устойчивость при нем понижается; вопрос в том, как далеко
зайдет разрушительный процесс; а достаточное его развитие приводит вообще
к дезорганизации.
 
    
   историческая ограниченность "авторитарного" типа организаций. Он
характеризуется тем, что "организаторская функция", т.-е. структурное
приспособление всей системы, зависит всецело от индивидуального мозга
"авторитета" или властителя, тогда как масштаб организационной жизни,
конечно, коллективный. Следовательно, частичная и хотя бы кратковременная
индивидуальная недостаточность отражается, иногда непоправимо или даже
гибельно, на всем коллективе.
 
   через туннель, вышиною в 10 аршин на одном конце, 6 на другом, а в среднем
8 аршин, тогда как локомотив с трубой был всего 7 аршин вышины. Конечно,
таких инженеров не бывает. Однако, прежние статистики нередко принимали за
меру "народного благосостояния" средние доходы населения. Рассматривая
доходы, как меру социально-кристаллизованных активностей-сопротивлений,
которыми люди располагают в поддержании своей жизни против стихийных сил,
- за величину, выражающую уровень народного благосостояния, следует
принимать именно доходы социальных низов.
 
   представить себе, что "площадь" есть не что иное, как тело
безконечно-малой, или просто игнорируемой толщины, а "линия" - тело
игнорируемой толщины и ширины.
   Такова еще сила схоластически-абстрактного мышления. Между тем
достаточно сообразить следующее. Площадь только двух измерений, которую
они, якобы, "мыслят", равно как и линия только одного измерения, не могут
существовать в восприятии, ибо они невидимы и неосязаемы; не могут поэтому
существовать в представлении, потому что оно есть след восприятий; не
могут тем самым существовать и в понятии, т.-е. "мыслиться", потому что
материалом понятий служат представления. На деле, конечно, математики
"мыслят" не то, что говорят в своих словесно-противоречивых определениях,
а совсем иное - площади и линии, доступные зрению и зрительному
представлению.
 
   дальнейшем. Пока достаточно указать, что правило концентрации действия
служит для решения задач, относящихся к определенно-изменяющейся среде:
соответственно ее определенным изменениям (или различиям ее частей) и
производится концентрирующее распределение активностей. Для среды
неопределенно-изменчивой, как уже было упомянуто, метод решения иной, а
первый метод там недостаточен и не подходит, так что созданные им
приспособления, в роде специализации, дают тогда неблагоприятные
результаты.
 
   пережиткам авторитарно-консервативной педагогии. Религия учит относиться к
жизни, как к установленному высшей властью порядку, где каждый выполняет
предопределенное ему назначение, смиренно и покорно, т.-е. без инициативы
и без критики.
 
   оправдания; напр., школьный классицизм отстаивали под тем предлогом, что
он помогает общему развитию логических способностей, или развитию
идеализма в детской душе, и т. п. Нет надобности считаться со всеми этими
аргументами: они имели бы значение лишь в том случае, если бы было
доказано, что тех же положительных результатов нельзя достигнуть другими
педагогическими путями, реально подготовляющими организм к условиям его
социальной и природной среды; только тогда можно было бы рассматривать
классицизм, как дорого стоящее, но необходимое решение воспитательной
задачи в ее неопределенной части (т.-е.
   относящейся к неопределенным изменениям среды).
 
    
   

Страницы: «« « 82   83   84   85   86   87   88   89   90  91   92   93  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Богданов А., Очерки организационной науки