Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2032   2033   2034   2035   2036   2037   2038   2039   2040  2041   2042   2043   2044   2045   2046   2047   2048   2049   2050  » »»

лирической поэзии XIX в. О. уже не играет  видной  роли;  она  оттеснена
более мелкими и  популярными  "песенными"  формами  романтиков.  Великие
лирические поэты,  совмещавшие  в  себе  энтузиазм  и  силу  фантазии  с
философским образованием, прибегали, тем не  менее,  к  О.,  хотя  и  не
держались ее традиционных метрических форм; таким образом  О.  писали  в
Германии - Г„те, в Англии - Шелли, во Франции - Виктор Гюго, в Италии  -
Манцони и т. д. Многие  из  этих  одописцев,  как  романтики,  тщательно
избегают устарелого "псевдоклассического"  слова  "О.".  Масса  новейших
стихотворении на случай" носят характер и строфообразное строение О. - В
русской народной поэзии характером  О.  отличаются  так  наз.  "духовные
стихи" или старческие песни - поэтические думы народа о высших  вопросах
жизни, а также часть обрядных песен, поскольку  они  касаются  языческих
божеств, часть хороводных (песня Царь слава": "Слава Богу на небе" и  т.
д.  может  служить  хорошим  примером  народной  О.).   Первые   попытки
искусственной О. принадлежат Кантемиру; на манер  западноевропейской  О.
написаны  его  "песни"  (напр.  песня  "В  похвалу   наук",   изложенная
шестистишными строфами). В более торжественном тоне (строфами по  десяти
стихов),  с  применением  всего   излюбленного   одописцами   XVIII   в.
мифологического арсенала метафор и уподоблении,  написана  Третьяковским
"Ода торжественная о сдаче города Гданьска, 1734" (на  взятие  Данцига);
стих в ней (тоничесый 4-стопный хорей) правильнее  силлабических  виршей
Кантемира, во содержание представляет собою лишь перепевы мотивов  Буало
и Малерба. Первыми вполне литературными  по  форме  и  оригинальными  по
содержанию   русскими   О.   были   О.   Ломоносова,   в   которых,    с
непосредственностью и живостью только что  пробудившегося  литературного
гения, выражается патриотический энтузиазм  (О.  в  которых  воспевается
Петр Вел.) или религиозно-философский пафос (О. на тему из  книги  Иова,
начинающаяся словами: "О ты, что в горести  напрасно  на  Бога  ропщешь,
человек!). Новую и высшую стадию  в  развитии  русской  О.  представляет
собою поэтическая деятельность Державина, внесшего в содержание своей О.
необычайное  разнообразие:  ему  одинаково  удавался   и   простодушный,
задушевный тон реалистической О. ("Фелица", в которой Державин  подражал
Горацию); и пиндарический пафос, в  соединении  с  деистическими  идеями
новой философии ("Бог"), и О.  описательная  ("Водопад"),  и  О.  сатира
("Властителям и судьям"). Державинская О. "Бог" может считаться едва  ли
не знаменитейшим из всех европейских произведений в этом роде: она  была
переведена  на  множество  языков.  Державинский  тип  О.  надолго  стал
руководящею нормою; влияние ее  на  литературу  продолжается  до  самого
Пушкина.  Пушкин  новыми  формами  романтической  поэзии  и  всем  своим
художественным реализмом окончательно вывел из моды старую  О.  насмешки
над которой  начинаются  уже  со  времен  И.  И.  Дмитриева,  осмеявшего
одописцев в "Чужом толке".
   Вс. Ч.
   Одензе - гл. гор. датского о-ва Фионии, на судоходной  р.  Одензе-Аа,
соединяется с Одензефиордом каналом О. (7 км. длины, 7 м. ширины,  3  м.
глубины). 30268 жит. Памятник Фридриху VII, музей, собор  с  мощами  св.
Кнута и гробницами королей Иоанна и  Христиана  II  (замечателен  резной
алтарь  Клауса  Берга,  1500  г.);  библиотека,  архив;   промышленность
развита; оживленная торговля.
   Один  -   старший   и   высший   из   богов   севера,   олицетворение
всепроникающей, всеодухотворяющей мировой силы,  сотворивший,  вместе  с
Вили и Вэ, вселенную, а с Лодуром и Генером - первых людей. О.  называют
Альфадером, как наместника Альфадера (всеотца, отца всего) и отца богов,
и Вадьфадером, т. е. отцом павших на поле брани, а также многими другими
именами, которых насчитывается в сев. мифологии и сев. поэзии до 200. Он
представляется высоким одноглазым старцем, с длинной бородой и пытливым,
выразительным лицом; на голове  у  него  широкополая  шляпа,  на  плечах
полосатый плащ, в руках  копье  Гунгнер,  всегда  попадающее  в  цель  и
наводящее непреодолимый страх на того, на  кого  направлено;  на  пальце
чудесное кольцо Др„пнер, каждую девятую ночь  отделяющее  от  себя,  как
капли, восемь таких же колец; на каждом плече О. сидит по  ворону  (один
Хугин, т. е. мысль, другой Мугин, т. е. воспоминание), которые ежедневно
облетают мир и затем докладывают О. обо всем виденном; у ног его  лежать
два волка, Гере и Фреке (алчный и  жадный);  О.  отдает.  им  всю  пищу,
которая ставится перед ним в чертогах богов. По воздуху  О.  переносится
на восьминогом коне Слейпнере, на зубах которого начертаны руны. Обитает
О. в светлом чертоге Валаскьяльф, восседает на золотом троне Лидскьяльф,
с которого окидывает взглядом всю вселенную.  Есть  у  него  еще  особая
палата, Валгалла, в которой он пирует с эйнгериями.  Питается  О.  одним
виноградным вином, тогда как прочие боги довольствуются медом. О. мудрее
всех богов, так как каждый день пьет из источника мудрости,  охраняемого
великаном Мимером; последний взял с  О.  за  разрешение  пить  из  этого
источника драгоценный залог -  один  глаз;  оттого-то  О.  одноглаз.  О.
владеет также чудным напитком, сообщающим дар поэзии - так назыв. "медом
скальдов" - и называется "отцом поэзии"; он же изобретатель и  хранитель
священных рун, покровитель истории,  с  богиней  которой,  Сагой,  ведет
долгие беседы, и вообще - отец всякого знания.  Имя  О.  сохранилось  во
множестве названий местностей на севере.
   П. Г - н.
   Одиссей или Улисс (Odusseuz, Ulixes, Ulyxes, Ullyxes) - любимый герой
древнегреческого эпоса, сын  Лаерта  и  Антиклеи,  супруг  Пенелопы.  Он
царствовал на Кефалленийских островах, в группу которых  входили  Итака,
Зама, Закинф, Дулихий, а также на Левкадском побережье, и считался одним
из славных патриархальных царей древности.  Прежде  чем  отправиться  на
троянскую войну, он принимал участие в походе на Мессению, где  заключил
дружбу с Ифитом, получив от него в  подарок  Евритов  лук;  на  Тафе  он
получил от Анхиала  для  стрел  яду,  приобретя  таким  образом  оружие,
которое впоследствии не раз выручало его. Еще при жизни отца  он  принял
власть над своим народом. Едва родился у  него  первенец,  Телемах,  как
Агамемнон, с Менелаем прибыли  в  Итаку,  чтобы  пригласить  О.  принять
участие в походе на Трою. Не смотря на предсказание итакийца  Галиферса,
что лишь через двадцать лет удастся ему вернуться из похода,  О.  отплыл
на 12 кораблях из Итаки, передав заботы о  доме  другу  своему  Ментору,
сыну Алкима. Прежде чем двинуться общим походом под Трою, О.,  вместе  с
Менелаем, отправился к Приаму с требованием  выдачи  Елены,  но  получил
отказ. В греческом лагере под Троей Одиссей занимал среднее место, между
отрядами Ахилла и Аякса; здесь происходили собрания и творился  суд,  на
которых О. играл видную роль, как умный и изворотливый оратор. Он убедил
колеблющуюся рать греков,  на  10-м  году  войны,  остаться  под  Троей;
заключил перемирие с троянцами; участвовал в примирительном  посольстве,

Страницы: «« « 2032   2033   2034   2035   2036   2037   2038   2039   2040  2041   2042   2043   2044   2045   2046   2047   2048   2049   2050  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь