|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2032 2033 2034 2035 2036 2037 2038 2039 2040 2041 2042 2043 2044 2045 2046 2047 2048 2049 2050 » »» лирической поэзии XIX в. О. уже не играет видной роли; она оттеснена
более мелкими и популярными "песенными" формами романтиков. Великие
лирические поэты, совмещавшие в себе энтузиазм и силу фантазии с
философским образованием, прибегали, тем не менее, к О., хотя и не
держались ее традиционных метрических форм; таким образом О. писали в
Германии - Г„те, в Англии - Шелли, во Франции - Виктор Гюго, в Италии -
Манцони и т. д. Многие из этих одописцев, как романтики, тщательно
избегают устарелого "псевдоклассического" слова "О.". Масса новейших
стихотворении на случай" носят характер и строфообразное строение О. - В
русской народной поэзии характером О. отличаются так наз. "духовные
стихи" или старческие песни - поэтические думы народа о высших вопросах
жизни, а также часть обрядных песен, поскольку они касаются языческих
божеств, часть хороводных (песня Царь слава": "Слава Богу на небе" и т.
д. может служить хорошим примером народной О.). Первые попытки
искусственной О. принадлежат Кантемиру; на манер западноевропейской О.
написаны его "песни" (напр. песня "В похвалу наук", изложенная
шестистишными строфами). В более торжественном тоне (строфами по десяти
стихов), с применением всего излюбленного одописцами XVIII в.
мифологического арсенала метафор и уподоблении, написана Третьяковским
"Ода торжественная о сдаче города Гданьска, 1734" (на взятие Данцига);
стих в ней (тоничесый 4-стопный хорей) правильнее силлабических виршей
Кантемира, во содержание представляет собою лишь перепевы мотивов Буало
и Малерба. Первыми вполне литературными по форме и оригинальными по
содержанию русскими О. были О. Ломоносова, в которых, с
непосредственностью и живостью только что пробудившегося литературного
гения, выражается патриотический энтузиазм (О. в которых воспевается
Петр Вел.) или религиозно-философский пафос (О. на тему из книги Иова,
начинающаяся словами: "О ты, что в горести напрасно на Бога ропщешь,
человек!). Новую и высшую стадию в развитии русской О. представляет
собою поэтическая деятельность Державина, внесшего в содержание своей О.
необычайное разнообразие: ему одинаково удавался и простодушный,
задушевный тон реалистической О. ("Фелица", в которой Державин подражал
Горацию); и пиндарический пафос, в соединении с деистическими идеями
новой философии ("Бог"), и О. описательная ("Водопад"), и О. сатира
("Властителям и судьям"). Державинская О. "Бог" может считаться едва ли
не знаменитейшим из всех европейских произведений в этом роде: она была
переведена на множество языков. Державинский тип О. надолго стал
руководящею нормою; влияние ее на литературу продолжается до самого
Пушкина. Пушкин новыми формами романтической поэзии и всем своим
художественным реализмом окончательно вывел из моды старую О. насмешки
над которой начинаются уже со времен И. И. Дмитриева, осмеявшего
одописцев в "Чужом толке".
Вс. Ч.
Одензе - гл. гор. датского о-ва Фионии, на судоходной р. Одензе-Аа,
соединяется с Одензефиордом каналом О. (7 км. длины, 7 м. ширины, 3 м.
глубины). 30268 жит. Памятник Фридриху VII, музей, собор с мощами св.
Кнута и гробницами королей Иоанна и Христиана II (замечателен резной
алтарь Клауса Берга, 1500 г.); библиотека, архив; промышленность
развита; оживленная торговля.
Один - старший и высший из богов севера, олицетворение
всепроникающей, всеодухотворяющей мировой силы, сотворивший, вместе с
Вили и Вэ, вселенную, а с Лодуром и Генером - первых людей. О. называют
Альфадером, как наместника Альфадера (всеотца, отца всего) и отца богов,
и Вадьфадером, т. е. отцом павших на поле брани, а также многими другими
именами, которых насчитывается в сев. мифологии и сев. поэзии до 200. Он
представляется высоким одноглазым старцем, с длинной бородой и пытливым,
выразительным лицом; на голове у него широкополая шляпа, на плечах
полосатый плащ, в руках копье Гунгнер, всегда попадающее в цель и
наводящее непреодолимый страх на того, на кого направлено; на пальце
чудесное кольцо Др„пнер, каждую девятую ночь отделяющее от себя, как
капли, восемь таких же колец; на каждом плече О. сидит по ворону (один
Хугин, т. е. мысль, другой Мугин, т. е. воспоминание), которые ежедневно
облетают мир и затем докладывают О. обо всем виденном; у ног его лежать
два волка, Гере и Фреке (алчный и жадный); О. отдает. им всю пищу,
которая ставится перед ним в чертогах богов. По воздуху О. переносится
на восьминогом коне Слейпнере, на зубах которого начертаны руны. Обитает
О. в светлом чертоге Валаскьяльф, восседает на золотом троне Лидскьяльф,
с которого окидывает взглядом всю вселенную. Есть у него еще особая
палата, Валгалла, в которой он пирует с эйнгериями. Питается О. одним
виноградным вином, тогда как прочие боги довольствуются медом. О. мудрее
всех богов, так как каждый день пьет из источника мудрости, охраняемого
великаном Мимером; последний взял с О. за разрешение пить из этого
источника драгоценный залог - один глаз; оттого-то О. одноглаз. О.
владеет также чудным напитком, сообщающим дар поэзии - так назыв. "медом
скальдов" - и называется "отцом поэзии"; он же изобретатель и хранитель
священных рун, покровитель истории, с богиней которой, Сагой, ведет
долгие беседы, и вообще - отец всякого знания. Имя О. сохранилось во
множестве названий местностей на севере.
П. Г - н.
Одиссей или Улисс (Odusseuz, Ulixes, Ulyxes, Ullyxes) - любимый герой
древнегреческого эпоса, сын Лаерта и Антиклеи, супруг Пенелопы. Он
царствовал на Кефалленийских островах, в группу которых входили Итака,
Зама, Закинф, Дулихий, а также на Левкадском побережье, и считался одним
из славных патриархальных царей древности. Прежде чем отправиться на
троянскую войну, он принимал участие в походе на Мессению, где заключил
дружбу с Ифитом, получив от него в подарок Евритов лук; на Тафе он
получил от Анхиала для стрел яду, приобретя таким образом оружие,
которое впоследствии не раз выручало его. Еще при жизни отца он принял
власть над своим народом. Едва родился у него первенец, Телемах, как
Агамемнон, с Менелаем прибыли в Итаку, чтобы пригласить О. принять
участие в походе на Трою. Не смотря на предсказание итакийца Галиферса,
что лишь через двадцать лет удастся ему вернуться из похода, О. отплыл
на 12 кораблях из Итаки, передав заботы о доме другу своему Ментору,
сыну Алкима. Прежде чем двинуться общим походом под Трою, О., вместе с
Менелаем, отправился к Приаму с требованием выдачи Елены, но получил
отказ. В греческом лагере под Троей Одиссей занимал среднее место, между
отрядами Ахилла и Аякса; здесь происходили собрания и творился суд, на
которых О. играл видную роль, как умный и изворотливый оратор. Он убедил
колеблющуюся рать греков, на 10-м году войны, остаться под Троей;
заключил перемирие с троянцами; участвовал в примирительном посольстве,
Страницы: «« « 2032 2033 2034 2035 2036 2037 2038 2039 2040 2041 2042 2043 2044 2045 2046 2047 2048 2049 2050 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |