Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2041   2042   2043   2044   2045   2046   2047   2048   2049  2050   2051   2052   2053   2054   2055   2056   2057   2058   2059  » »»

виде, в меньшем количестве - в малосольном.
   Н. Кн.
   Олеандр (Nerium L.)  -  род  растений  сем.  кутровых  (Apocynaceae).
Кустарники, растущие в более теплых климатах Старого  света,  на  сырых,
влажных местах, по берегам рек и пр. Обыкновенный О. (N. Oleander L.)  -
кустарник, дикорастущий в южной Европе, где он достигает  7  -  8  метр.
высоты. Длинные,  ланцетовидные  листья  супротивные  или  располагаются
кольцами (по три листа). С июня по сентябрь появляются крупные цветы;  у
диких экземпляров  они  кармино-розовые,  а  у  разводимых  -  различных
оттенков, розового, белого и желтого цвета. Цветки обоеполые,  собранные
щитками на конце ветвей; чашечка пятилопастная,  много  короче  венчика;
венчик ворончатый, отгиб его о пяти  косых,  налегающих  друг  на  друга
лопастей; зев прикрыт рассеченными или зубчатыми чешуйками,  образующими
придаточный венчик; тычинки прикрепляются  к  венчику;  пестик  один,  с
нитевидным столбиком, оканчивающимся туповатым рыльцем, с многогнездною,
многосемянною завязью. Плод - коробочка, семена с летучкою. Душистый  О.
(Nerium odorum Ait.) - трудно отличим  от  предыдущего  вида  кустарник,
родом  из.  Индии,  цветки  у   него   крупные,   белые,   розовые   или
мясисто-красные,  при  том  душистые;  трубочка   венчика   покрыта   15
пурпуровыми линиями, а придаточный венчик состоит  из  длинных  и  тонко
расщепленных чешуек. О. принадлежит к излюбленным культурными растениям,
разводимым ради красивой постоянной зелени и  прекрасных  цветов.  Любит
питательную землю,  солнечное,  хорошо  вентилируемое  помещение;  летом
обильная поливка, иногда с примесью навозной жижи; пересадка -  возможно
редкая; для получения цветков, следует срезать вновь  появляющиеся,  под
цветочными почками, побеги; также возможно чаще мыть листья.
   С. Ростовцев.
   Олег - первый князь киевский из рода Рюрика.  Летопись  говорит,  что
Рюрик, умирая, передал  власть  родственнику  своему  О.,  так  как  сын
Рюрика, Игорь, был в то время малолетним. По предположению Соловьева, О.
получил власть не как опекун Игоря, а  как  старший  в  роде.  Три  года
оставался  О.  в  Новгороде,  а  затем,  набрав  войско  из  варягов   и
подвластных ему племен чуди, ильменских славян,  мери,  веси,  кривичей,
двинулся на Ю. Сначала он занял Смоленск  и  посадил  там  своего  мужа,
потом перешел в землю северян и здесь, в  Любече,  также  посадил  мужа.
Добровольно ли покорились О.  эти  племена  или  после  сопротивления  -
летопись не говорит. Когда О. достиг Киева, там уже  княжили  Аскольд  и
Дир. Летопись рассказывает, что О.  хитростью  вызвал  их  из  города  и
умертвил, а сам завладел Киевом и сделал его своей столицей, сказав: "се
буди мати градом русским". Он строил города, с целью удерживать в  своих
руках покоренные народы и защищать их от нападений кочевников.  Им  была
наложена дань на ильменских славян, кривичей и мерю.  Новгородцы  должны
были платить по 300 гривен ежегодно на содержание  дружины  из  варягов.
После этого  О.  начинает  расширять  пределы  своих  владений,  покоряя
племена, живущие на В и З от Днепра. В 883 г.  покорены  были  древляне,
находившиеся во вражде с поляками; на них была наложена дань  по  черной
кунице с жилья. Северяне платили дань хазарам; О.  сказал  им:  "я  враг
хазарам, а вовсе не вам" - и северяне,  по-видимому  без  сопротивления,
согласились платить дань ему. Радимичей О. послал спросить:  "кому  дань
даете?". Те отвечали: "хазарам". "Не давайте хазарам, а давайте  мне"  -
велел сказать им О., и радимичи стали платить дань ему по два  шеляга  с
рала, как раньше платили хазарам. Не все, впрочем,  племена  подчинялись
так легко: по счету летописца,  потребовалось  20  лет,  чтобы  покорить
дулебов, хорватов, тиверцев; а угличей О. так в не удалось  покорить.  В
907 г. О. предпринял поход на греков, оставив в Киеве Игоря.  Войско  О.
состояло из варягов, ильменских славян,  чуди,  кривичей,  мери,  полян,
северян, древлян, радимичей, хорватов,  дулебов  и  тиверцев.  Ехали  на
конях и кораблях. По словам летописи, кораблей было  2000,  а  в  каждом
корабле по 40 человек; но, конечно, придавать абсолютное  значение  этим
цифрам нельзя. Летопись украшает рассказ об  этом  походе  разного  рода
легендами. При приближении русских  к  Константинополю,  греки  замкнули
гавань и заперли город. О. вышел на сушу и стал опустошать  окрестности,
разрушать здания и храмы, мучить, избивать и  бросать  в  море  жителей;
велел затем поставить лодки на колеса и, при попутном ветре, двинулся  к
городу. Греки испугались и просиди не губить города,  соглашаясь  давать
дань, какую только О. захочет.  Задумали  они  затем  избавиться  от  О.
отравой, но О. догадался и не принял присланных ему  греками  кушаний  и
напитков. После этого начались переговоры. О. послал к императору послов
Карла, Фарлофа, Велмуда, Рулава и Стемира,  которые  потребовали  по  12
гривен на корабль и уклады на города Киев, Чернигов, Переяслав,  Полоцк,
Ростов, Любеч и другие, так как в этих городах сидели  мужи  О.  Русские
послы требовали, затем, чтобы Русь, приходящая в Царьград,  могла  брать
съестных припасов сколько хочет, мыться  в  банях,  для  обратного  пути
запасаться у  греческого  царя  якорями,  канатами,  парусами  и  т.  п.
Византийский император принял  эти  условия  с  некоторыми  изменениями:
русские, пришедшие не для торговли,  не  берут  месячины;  князь  должен
запретить русским грабить  греческие  села;  в  Константинополе  русские
могут жить только у св. Мамы; император посылает чиновника переписать их
имена, и тогда уже русские берут свои месячины - сначала киевляне, затем
черниговцы, переяславцы и т. д.; входить в город они должны без  оружия,
в количестве  не  более  50  человек:,  в  сопровождении  императорского
чиновника, и тогда уже могут торговать  беспошлинно.  Императоры  Лев  и
Александр целовали крест при заключении этого договора,  О.  же  и  мужи
клялись, по русскому обычаю, оружием,  богом  своим  Перуном  и  скотьим
богом Волосом. Летопись передает,  далее,  что  О.,  возвращаясь  домой,
велел русским сшить паруса шелковые, а  славянам  -  полотняные,  и  что
воины, в знак  победы.  повесили  свои  щиты  на  вратах  Царьграда.  О.
возвратился в Киев с золотом, дорогими тканями. овощами, винами и всяким
узорочьем. Народ дивился ему и прозвал его "вещим",  т.  е.  кудесником,
волхвом: "бяхо бо людие погани и невеголоси", заключает летописец. В 911
г.  О.  послал  своих  мужей  в   Константинополь   утвердить   договор,
заключенный после похода. Были посланы  5  мужей,  присутствовавших  при
заключении первого договора, и,  сверх  того,  еще  9:  Инегельд,  Гуды,
Руальд, Карн, Фрелав, Рюар, Актеву, Труан, Бидульфост -  имена,  большею
частью звучания не по-славянски и  показывающие,  что  дружина  состояла
тогда в большинстве из скандинавов. Послы, от имени О.,  других  князей,
бояр и всей русской земли, заключили с  византийским  императором  такой
договор: при разборе дела о преступлении, нужно основываться  на  точных
показаниях; если кто заподозрить  показание,  то  должен  поклясться  по
обрядам своей веры, что оно ложно; за ложную  клятву  полагается  казнь.

Страницы: «« « 2041   2042   2043   2044   2045   2046   2047   2048   2049  2050   2051   2052   2053   2054   2055   2056   2057   2058   2059  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь