Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2045   2046   2047   2048   2049   2050   2051   2052   2053  2054   2055   2056   2057   2058   2059   2060   2061   2062   2063  » »»

рассекаются горными  ручьями.  О.  еще  в  глубокой  древности  считался
колыбелью греческих племен, которые, при переселении с С  на  Ю,  должны
были переходить эту границу. Благодаря этому гора, в предании, считалась
священной  и  сделалась  местопребыванием  эллинских  богов  и   центром
мифологических сказаний. 2) Мизейский О. - горный хребет,  на  СВ  Малой
Азии, на границе Мизии, Фригии и Вифинии (2500 м. высоты у гор. Бруссы).
   Олимпиада (›OlumpiaV) - так  называлась  у  греков  единица  времени,
состоявшая  из  4  лет,  между  двумя  последовательными  празднованиями
олимпийских игр. Эрою греческого времясчисления была первая О., падающая
на 776 г. до Р. Хр. Тимей Сицилийский (около 264 г. до  Р.  Хр.)  первый
распределил все важнейшие исторические  события  по  именам  олимпийских
победителей, с которыми он сопоставил современных им афинских  архонтов,
спартанских эфоров и  аргивских  жриц.  Вслед  за  ним  Полибий,  Диодор
Сицилийский,  Дионисий  Галикарнасский  и  др.  утвердили  этот   способ
времясчисления древней истории, причем упоминались имена  победителей  в
беге,  а  не  в  других  родах  состязаний.  Отдельные  годы  О.  одними
писателями обозначаются, другими  нег.  Чтобы  перевести  порядок  время
счисления по О. на наш порядок по годам до Р.  Хр.,  надо  числительное,
определяющее О., уменьшить на 1, умножить на  4  и  вычесть  из  776,  с
прибавлением 1, 2, 3, смотря по тому, берется ли 2 или 3, или 4-й год О.
Если событие произошло во 2-ю половину аттического года (начало которого
падало на 1 число месяца Гекатомбеона, т. е. на  средину  поля),  то  из
полученного в конечном результате числительного следует вычесть 1.
   Олимпийские  игры  (›ta   ›Olumpia)   -   величайшие   из   эллинских
национальных празднеств. Они происходили в  Олимпии  и,  по  древнейшему
сказанию, возникли еще во времена Кроноса, в честь Идейского Геракла. По
этому сказанию, Рея  передала  новорожденного  Зевса  Идейским  Дактилам
(Куретам). Пятеро из них пришли с Критской Иды в Олимпии), где  был  уже
воздвигнут храм в честь Кроноса. Геракл,  старший  из  братьев,  победил
всех в беге и был награжден за победу венком из дикой  оливы.  При  этом
Геракл установил состязания, которые должны  были  происходить  через  5
лет, по числу прибывших в Олимпию идейских братьев. Существовали  еще  и
другие сказания о возникновении национального праздника,  приурочивавшие
его то к той, то  к  другой  мифической  эпохе.  Несомненно,  во  всяком
случае, что Олимпия была древним святилищем, давно известным но  крайней
мере в Пелопоннесе. Первый исторически факт,  связанный  с  олимпийскими
играми - это возобновление их царем Элиды Ифитом и законодателем  Спарты
Ликургом, имена которых были начертаны на диске, хранившемся  в  Гереоне
(в Олимпии) еще во времена Павзания. С этого времени  (по  одним  данным
год возобновления игр - 884, по другим -  828)  промежуток  между  двумя
последовательными  празднованиями  игр   составлял   четыре   года   или
олимпиаду; но, как хронологическая эра, в истории Греции был принять 776
до Р. X. Возобновляя О. игры, Ифит установил на  время  их  празднования
священное перемирие (ekeceiria), которое объявлялось особыми  герольдами
(spoldojoroi), сперва в Элиде. затем в остальных  частях  Греции;  месяц
перемирия назывался ieromhnia. В это время нельзя было  вести  войну  не
только в Элиде, но и в друг. частях Эллады.  Пользуясь  тем  же  мотивом
святости места,  элейцы  добились  у  Пелопоннесских  областей  согласия
считать Элиду страною, против  которой  нельзя  было  открывать  военных
действий. Впоследствии, однако, элейцы сами не раз нападали на  соседние
области. В праздничных состязаниях могли участвовать  лишь  чистокровные
эллины, не подвергнувшиеся атимии; варвары могли быть только  зрителями.
Исключение было сделано в пользу римлян,  которые,  как  хозяева  земли,
могли изменять по своему произволу религиозные обычаи.  Не  пользовались
правом смотреть на  игры  также  женщины,  кроме  жрицы  Деметры.  Число
зрителей и исполнителей было очень  велико;  очень  многие  пользовались
этим временем, чтобы совершать торговые  и  другие  сделки,  и  поэты  и
художники - чтобы знакомить публику с своими произведениями.  От  разных
государств Греции посылались  на  праздники  особые  депутаты  (Jewroi),
которые соперничали друг с другом в обилии приношений,  для  поддержания
чести своего города.  Праздник  происходил  в  первое  полнолуние  после
летнего солнцестояния, т. е. падал на аттический  месяц  Гекатомбеон,  и
длился пять дней, из которых одна часть была посвящена состязаниям (agwn
›OlumpiakoV, aeJlwn amillai, crisiV aeJlwn), другая часть -  религиозным
обрядам  (eorth),  с  жертвоприношениями,  процессиями  и  общественными
пирами в честь победителей. Состязания состояли  из  24  отделов;  в  18
принимали взрослые, в 6 - мальчики; никогда все  отделы  не  исполнялись
зараз. Павзаний (5, 9, 1 - 2) оставил нам следующий  список  состязаний:
бег на трех различных дистанциях,  борьба,  кулачный  бой,  ристания  на
колесницах, запряженных четверкой или парой коней  или  мулами,  скачки,
бег в оружии, скачки, при которых наездник должен был спрыгнуть на землю
и  бежать  за  лошадью,  состязание  герольдов  и  трубачей.  По  словам
Павзания, до 472 г. все состязания происходили в один  день,  а  позднее
были распределены на все дни  праздника.  Судьи,  наблюдавшие  за  ходом
состязаний и присуждавшие награды победителям, назывались  ›Ellanodikai;
они были назначаемы по жребию из элейцев и заведывали устройством  всего
праздника. Элланодиков было сперва 2, затем 9, еще  позднее  10;  с  103
олимпиады (368 г. до Р. Хр.) их было 13, по числу элейских фил, в 104-ую
олимпиаду число их было уменьшено до 8 и наконец с 108-ой  олимпиады  до
Павзания их считалось 10 человек. Они носили пурпуровую одежду  и  имели
на стадии особые места.. Под их начальством  состоял  полицейский  отряд
alutai, с alutarchV во главе. Прежде чем  выступить  перед  толпой,  все
желавшие принять участие в состязаниях должны были доказать элланодикам,
что  10  месяцев,  предшествующих   состязанию,   были   посвящены   ими
предварительной подготовки (progumnasmata) И дать  в  том  клятву  перед
статуей Зевса. Отцы, братья и гимнастич.  учителя  желающих  состязаться
должны были также поклясться в том, что они не будут виновны ни в  каком
преступлении. За 30 дней все  желающие  состязаться  должны  были  в  О.
гимназии предварительно  показать  свое  искусство  перед  элланодиками.
Порядок  состязаний  объявлялся  публике   посредством   белой   вывески
(leucwma). Перед состязанием все желающие  участвовать  в  нем  вынимали
жребий для определения порядка, в каком они будут  выходить  на  борьбу,
после чего герольд объявлял во всеуслышание имя и страну  выходящего  на
состязание. Наградою за победу служил венок из  дикой  оливы  (kotinoV);
победителя ставили на бронзовый треножник (tripoV  epicalkoV)  и  давали
ему в руки пальмовые ветви. Победитель, помимо  чести  для  себя  лично,
прославлял еще и свое государство,  которое  ему  предоставляло  за  это
разные льготы и привилегии; с 540 г. элейцы разрешали ставить статую его
в Альтисе. По возвращении его домой, ему устраивали триумф,  сочиняли  в
честь  его  песни  и  награждали  различными  способами;  в  Афинах   О.

Страницы: «« « 2045   2046   2047   2048   2049   2050   2051   2052   2053  2054   2055   2056   2057   2058   2059   2060   2061   2062   2063  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь