Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 293   294   295   296   297   298   299   300   301  302   303   304   305   306   307   308   309   310   311  » »»

Лучшие  его  произведения  находятся  в  галереях  Лувра,   венецианской
академии,  Лондона,  Вены,  Берлина;  кроме  того,  во  многих   церквах
Венеции,. напр. св. Захария, св. Иоанна  и  Павла  и  друг.  Дрезденская
галерея  обладает  его  прекрасным  портретом  дожа  Леонардо  Лоредана,
писанным в 1502 году.
   Беллона  (старинная  форма  -  Дуеллона)  -  у  римлян,   наравне   с
древнесабинской Hepиo (или  Hepиoне),  богиня  войны  -  соответствовала
греческой Энио. Одни описывают ее как супругу, другие  как  дочь  Марса.
Аппий Клавдий Цекус в 296 г., во  время  битвы  с  этрусками,  дал  обет
воздвигнуть ей храм, который в последствии и  был  построен  в  Риме  на
Марсовом поле. В этом храме сенат обыкновенно  давал  аудиенции.  послам
чужеземных народов, не имевшим права вступать в самый город,  равно  как
консулам,  заявлявшим  притязания  на  триумфальный  въезд.   Необходимо
отличать от этой древней китайской В. азиатскую богиню,  статуя  которой
во времена Суллы была привезена в Рим из Команы в Каппадокии. Жрецы этой
богини, Bellonarii, в честь ее наносили себе раны на бедрах,  затылке  и
руках.
   Бельэтаж (фр.) - лучший этаж, обыкновенно второй, в жилом  помещении;
в театрах название Б. дается второму ряду лож.
   Бем или Б„ме (Иаков Bohme)  -  нем.  мистик,  прозванный  philosophus
teutonicus, род. в 1575 в Альтзейденберге (близ Г„рлица) в семье  бедных
крестьян и  до  10  лет  оставался  без  всякого  образования.  Обучаясь
сапожному мастерству, он во время своих странствий читал, кроме  Библии,
мистические сочинения Парацельса, в особенности Валентина Вейгеля и  др.
и   познакомился   с   воззрениями   немецких    мистиков,    враждебных
ортодоксальному  протестантству  того  времени.  В  1594   он   сделался
сапожником в Г„рдице и  женился.  После  третьего  видения,  которое  он
приписал непосредственному воздействию Божества, Б. написал свое  первое
сочинение: "Morgenrohte im Aufgaag" (переименованное потом в  "Aurora").
Нападки духовенства еще более укрепили в нем сознание  своей  правоты  и
снискали ему большую известность, так что чрез 7 лет он издал еще другие
сочинения:  "Vom  dreifachen  Leben  des  Menschen"  (1619);  "Die  drei
Prinzipien gettlichen Wesens" (1619); Psychologia vera, od. 40 Fragen  и
т. д."; "Von wahrer Busse" (1622); "Auch ein Weg zu Cbristo"; "Erklarung
der ersten Buches Moses" (1623): "117 Theosophische Fragen" (1624).Чтобы
найти себе защиту  от  новых  преследований,  он  отправился  в  1624  в
Дрезден,  где  встретил  сочувствие  даже  при  дворе.  Четыре   доктора
богословия, перед которыми он излагал свое учение, заявили, что они  его
не понимают и потому отказываются его осудить. По возвращении  домой  он
захворал и ум. 24 ноября 1624. Без всяких  знаний,  кроме  знакомства  с
Библией и сочинениями некоторых мистиков, он собственными силами  создал
систему, основанную на тесном сочетании натурфилософии  с  мистикой.  За
источник  своего  учения   Б.   выдает   непосредственное   Божественное
откровение. Вот существенные черты его  учения:  первоначально  Бог  был
вечный покой, первобытная причина, беспредметная  воля,  без  качеств  и
желаний, ничто и все, вечно единое, не существо, а первобытное состояние
всех существ, само себя не сознававшее. Затем  Бог  вгляделся  в  самого
себя, сделал себя своим зеркалом,  разделился  на  тройственность  воли,
которая есть вместе с тем и единство. В  тихом  божественном  созерцании
или мудрости, имеющей дело с образами  (идеями),  пробуждается  желание,
огонь, через который Бог открывает себя и который вообще  есть  источник
всякой жизни. Этот божественный огонь состоит из двух начал (principia),
гнева или мрака и любви или света; гнев или природа укрощается  любовью;
Бог  есть  господство  любви.  Человек  первоначально  был  предназначен
властвовать над четырьмя стихиями  и,  свободный  от  животных  желаний,
производить детей одной девственной мудростью. Но он сам  низринулся  на
степень животной жизни. Так как у него явились желания,  то  Бог  подвел
ему женщину. Предназначенный питаться словом Божиим, он пожелал  вкусить
земную пищу. Он поддался искушению и был покорен земным  духом.  Но  Бог
послал  свое  собственное  сердце,  Сына,   чтобы   попрать   смерть   в
человеческой душе. Чем Он есть, таким  станет  каждый,  кто  уверовал  в
Него. Предстоящий скорый конец всего сущего явится запечатлением  нашего
единства в Боге и с Богом.
   Самому Б. чужда мысль отделиться от государственной  церкви,  но  это
сделали в XVII и XVIII ст. его последователи, бемисты, основавшие  секту
ангельских братьев. В Англии распространителем его идей  был  Бромней  и
основанное  Иоанной  Лид  общество  филадельфов.  Английский  врач  Джон
Бордейдж снискал себе славу, как толкователь Б. Во Франции его идеи были
усвоены  известным  мистиком  Луи  Клод  С.   Мартеном.   Метафизические
воззрения Б. высоко ценились  такими  людьми,  как  Шлегель,  Шеллинг  и
Гегель;  последний,  между  прочим,  возводит  к  нему  начало  новейшей
философии. Изложение теософии Б. с ее метафизической стороны  см.  у  Л.
Фейербаха в его: "Истории новой философии" (А., 1833).  Полное  собрание
сочинений  Б.  издано  Гихтелем  (10  т.,   1682),   Гмозингом   (1715),
Иберфельдтом (1730) и  Шиблером  (Лейпщ.,  1831  -  47),  также  Вуллен,
"Bluten aus Jaк. В-s Mystik" (Штутг., 1838); Hamberger, "Die  Lehre  des
J.  B.  in  systematischem  Auszug"  (Мюнх.,  1844);   Мориц   Kappiepb,
"Philosoph.  Weltanschaung  der  Reformationszeit"  (Штутггарт,   1847);
Фехнер, "J. В." (Берлин, 1858); Peip, "J. В.,  Der  deutsche  Philosoph"
(Лейпциг, 1860);  Martensen,  "J.  B.  Teosophische  Studien"  (Лейпциг,
1882).
   В России идеи Б. проникли в конце XVII века, когда в  Москву  приехал
последователь  Б.  Кульман,  сожженный  там  по  проискам   лютеранского
духовенства.  Несомненно,  что  под  влиянием  этого   именно   Кульмана
появились в конце XVII в. славяно-pyccкие переводы сочинений Б., которые
нашли  такое  сочувствие  у  наших  предков,  что  в  заглавии  их  было
надписано: "иже во святых отца  нашего  Иакова  Бемена".  Причина  столь
сильного влияния Б. на русских и сближения сочинений  его  с  творениями
св. Отцов заключалась без  сомнения  в  том,  что  помимо  догматических
положений, сбивчивых  и  чуждых  православному  мировоззрению  ),  у  Б.
встречается очень много молитв, которые сильнее всего могут  действовать
на дух неофитов. Сохранилось известие,  что  рукописные  переводы  конца
XVII стол. содержали в себе именно молитвы, извлеченные из сочинений Б.,
и что некоторые из этих молитв впоследствии были тайно напечатаны Н.  И.
Новиковым для практического  употребления  в  мистических  обществах.  В
новиковскую именно эпоху, во время процветания мистических  обществ,  т.
е. во второй половине XVIII стол. и особенно в 80-х годах, сочинения  Б.
пользовались у нас огромной популярностью, многими  были  переводимы  на
русский язык, еще более списываемы  и  переписываемы.  Знаменитый  моек.
профессор И. Г. Шварц, имевший столь  сильное  влияние  на  даровитейших

Страницы: «« « 293   294   295   296   297   298   299   300   301  302   303   304   305   306   307   308   309   310   311  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь