Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 295   296   297   298   299   300   301   302   303  304   305   306   307   308   309   310   311   312   313  » »»

восходит ранее VII стол. и в которых дисциплина ослабила еще ранее,  чем
в мужских, прием ограничивается дворянским сословием и они принадлежат к
самым богатым приходам. К числу их относятся преобразованная в конце XVI
стол. на более суровых  началах  Кальварийская  женская  конгрегация  во
Франции, утвержденная папой Григорием XV в 1622, и  возникшие  также  во
Франции в 1614 и 1676 другие  небольшие  конгрегации  бенедиктинок.  Ср.
Ziegelbaur, "Historia  rei  literariae  Ordinis  S.  Benedicti"  (4  т.,
Аугсб., 1754). А. Веселовский, "Старые итальян.  монастыри"  (Ж.  М.  Н.
Пр., 1876, 1).

   Бенедиктинцы  и  Бенедиктинки  в   Польше.   Уже   в   самом   начале
государственной жизни Польше  бенедиктинские  монахи  приходили  туда  в
качестве миссионеров; так  членами  этого  ордена  были:  Адальберт  или
Войтех, брат его Гауденций и др.; первые монастыри, основанные в  Польше
, принадлежали бенедиктинцам. Относительно числа этих монастырей до 1025
г.  существует  разногласие:  самое  распространенное  мнение,   имеющее
некоторое  основание   в   средневековых   хрониках   и   поддерживаемое
большинством историков до последнего времени, таково, что уже во времена
Болеслава Храброго (992 - 1025) и даже  раньше  его  бенедиктинцы  имели
монастыри в Тынце и на Лысой Горе. Между тем с полною уверенностью можно
сказать только о двух монастырях, что они существовали  до  1025  г.,  а
именно: в Медзыржеце и Тржемешне; первый из этих монастырей  упоминается
Титмаром под 1005 г. После смерти короля Мечислава II (1034 г.) началась
реакция среди народа  против  христианства:  тогда  все  монастыри  были
разрушены, в особенности в Великой Польше,  а  монахи  перебиты.  Только
Казимиру I (1041 - 1058) удалось восстановить  христианство  и  основать
новые монастыри: в это время между прочим были построены  бенедиктинские
монастыри в Тынце, Могильне, Лэнчице и Любине; затем в половине  XII  в.
на Лысой Горе (Св. Креста), в Сецехове, Бреславде  и  Ежове.  Второй  не
разъясненный вопрос заключается  в  том:  откуда  пришли  бенедиктинские
монахи в Польшу? По преданию, первые бенедиктинцы времен Мстислава  и  и
Болеслава Храброго пришли  из  Монте  Кассино.  Другие  говорят  что  во
времена Казимиpa и монахи пришли из Клюньяка (Клюньи?),  но  с  этим  не
соглашаются новейшие историки, которые  указывают  на  Жамблю  леодйской
льецезии  (теперешний  Льеж)  в  Бельгии,  как  на  место  происхождения
польских бенедиктинцев. По всей вероятности уже в XII  в.  все  польские
бенедиктинцы  признавали  главенство  тынецкого  аббата,  который  носил
название архиаббата, но в скором времени монастыри стали  самостоятельно
управляться, богатеть и вследствие этого орден стал нравственно падать.
   По всей  вероятности  уже  в  XIII  в.  бенедиктинцы  перестали  даже
содержать школы. Бенедиктинские аббатства были  в  следующих  местностях
Польше: и в Тынце, от которого зависели монастыри: орловский в  Силезии,
в Старых Троках в Литве (с 1410) в Костельной Вей в окрестностях  Калиша
(с 1209) в Унееве (с 1370 г. 1) в Тухове; 2)  аббатство  Св.  Креста  на
Лысой  Горе  с  монастырями:  в  Конемлотах,  Вонводьнице  и  Слупе;  3)
Сецеховское аббатство  с  монастырями:  в  Сецехове,  Радоме,  Пухачове,
Стенжице. 4) аббатство в Могильне (1065 г. ) близ Гнезна  5)  Люблинское
аббатство с монастырями: в Ежове, Гостыне, Хойнатах и Киссове 6) Плоцкое
аббатство (1166 г. ) с монастырями: равским,  пржибытовским,  замским  и
лентовским; 7) в Городище близ Пинока (1659 г. ); 8) в Несвиже (1673  г)
и 9) в Минске (1700 г. ). Не смотря на то, что в  1709  г.  образовалась
бенедиктинскопольская конгрегация,  соединившая  все  монастыри  в  одну
организацию, орден не поднялся из своего упадка. В нынешнем столетии  Б.
монастыри совсем исчезают: так, в 1815 г. Тынецкое аббатство, перешедшее
к Австрии, было упразднено, потом были закрыты монастыри: на Лысой  Горе
и в Сецехове (1819  г.  )  и  другие;  остались  бенедиктинцы  только  в
Пултуске, куда они переселились в 1802 г. из  Плоцка;  до  1830  г.  они
имели свою школу. Окончательное упразднение пултуского бенед.  монастыря
последовало  в  1864  г.  Бенедиктинки  до  сих  пор   имеют   несколько
монастырей, так напр.: в Серпце, Ломже, Минске, и кроме того в  Галиции:
в Статонтках близ Кракова (с 1240 г. ). В Пржемышле с женской школой и в
Пруссии, в Хелмне (с 1274 г.).

   Литература: Войтех Плоцкий, "Blagostowienstwo zakonu  Sw.  Benedykta"
(Краков, 1623); Стан. Шигельский, "Aquila polono  Benedictina"  (Краков,
1663);  Вацлав  Зиолковский  "Regula  s.  Benedicti"   (Вильно,   1792),
"Encyclopedia  koscielna"  (т.  II,  Варш.,  1873);  Владислав  Абрагам,
"Organizacia Kosiola w Polsce" (Львов, 1890).
   Бенедиктов (Владимир Григорьевич) - русский поэт, род. 5 ноября  1807
г. в Петербурге, воспитывался в Олонецкой гимназии и  во  2-м  кадетском
корпусе в СПб., откуда был выпущен  прапорщиком  в  л.-гв.  измайловский
полк; с  этим  полком  участвовал  в  походе  1831  г.  против  польских
мятежников в,  по  возвращении  гвардии  в  Петербург,  оставил  военную
службу, поступив в министерство финансов. Здесь он и оставался до  конца
своей службы, занимая в последние  ее  годы  должность  члена  правления
государственного банка. В 1860 г. получил отставку с пенсией и с тех пор
жил "на покое" то в Петербурге, то в  деревне  или  заграницей.  ум.  14
апреля 1873 г.
   На литературное поприще  Бенедиктов  выступил  в  1835  г.  небольшой
книжкой стихотворений, которая обратила на юного поэта внимание  публики
и  критики.  Читатели  и  рецензенты  встретили  эту   книжку   громкими
похвалами; она покупалась нарасхват, так что скоро  потребовалось  новое
издание; по рассказу И. И. Панаева, Жуковский отзывался о новом поэте  с
восторгом; отовсюду слышались самые лестные суждения.  Только  Белинский
(в "Телескопе" 1835 г.) взглянул на произведения Б. с иной точки зрения,
и, не преувеличивая ни их достоинств, ни недостатков, показал, что в них
виден только талант стихотворца, т. е. уменье ловко владеть  размером  и
рифмой, но почти совсем отсутствует поэтическое дарование.
   В 1856 г. вышло в свет полное собрание стихотворений Б., в 3-х томах,
а  в  следующем  году,  в  виде  дополнения  к  этому  собранию:  "Новые
стихотворения".  В   эпоху   Крымской   войны   Б.   выступил   в   роли
патриотического лирика с рядом громких од, в которых слышался запоздалый
отголосок державинской  музы.  В  следующую  затем  эпоху  общественного
возбуждения, когда в хоре нашей  поэзии  сильнее  других  стала  звучать
"гражданская"  нота,  Б.  также  поддался  этому  новому   общественному
настроению: оставив прежние лирические излияния, он  приглашал  читателя
на борьбу  с  общественным  злом,  хвалил  справедливость,  бескорыстие,
любовь к отечеству и т. д. В 1884 изд. товариществом  М.  О.  Вольф  2-е
полное собрание стихотворений Б. Под редакцией и с вступительною статьей
Я. И. Полонского.

Страницы: «« « 295   296   297   298   299   300   301   302   303  304   305   306   307   308   309   310   311   312   313  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь