Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3308   3309   3310   3311   3312   3313   3314   3315   3316  3317   3318   3319   3320   3321   3322   3323   3324   3325   3326  » »»

торговое общение одних частей его с другими; это, в свою очередь, должно
было сгладить противоречия между Западом и Востоком и способствовать еще
более сильному притоку  эллинства  на  почву  романизовавшегося  Запада.
Важны были также статистические  работы,  предпринятые  Цезарем.  Прежде
всего им была произведена на эллинистический,  египетский  лад  перепись
населения города Рима. Этот факт показывает лишний раз, что Цезарь видел
в Риме лишь свою резиденцию, а отнюдь не  сливал  город  Рим  и  римское
государство в одно неразделимое целое, как то  было  основным  принципом
римской  государственности  до  него.  Одновременно  урегулирована  была
статистическая работа во всей Италии;  ценз  произведен  повсеместно  во
всех  населенных  центрах  и  результаты  его  сводились  в  Риме.  Этим
население Италии слито было с  Римом;  до  общего  голосования  по  всем
городам Италии оставался только один шаг. Еще важнее был не  приведенный
в исполнение план общего государственного земельного кадастра. План этот
возник  явно  под  влиянием  Египта,  где  такой   кадастр   давно   уже
существовал; он указывает на намерение  провести  одно  общее  земельное
обложение во всех провинциях, начало чему уже было  положено  Цезарем  в
провинции Азии, где несомненно подобный кадастр  существовал  и  раньше.
Такая  общеподатная  реформа,  уничтожая   в   корне   финансовую   мощь
всадничества, низводя его  на  степень  служилых  людей  нового  режима,
помимо  своего  общего  значения  имела   несомненный   нивелирующий   и
объединяющий характер. План одного общего гражданского  уложения,  также
навеянный Востоком  с  его  общим  эллинистическим  правом,  был  только
задуман в самых  общих  формах.  По  отношению  к  войску  мы  не  видим
какой-либо  коренной  и  основной  реформы.  При   Цезаре   продолжается
начавшаяся уже задолго до него  эволюция  военного  строя,  превращавшая
войско из гражданского в наемное и из временного  в  постоянное.  Как  и
Сулла, Помпей и Ю. Цезарь держали войско в своих руках личным обаянием и
материальной выгодой - подарками, наделами землей и т.п.  Крупным  шагом
на пути превращения в наемников было удвоение жалованья солдатам, легшее
тяжелым бременем на бюджет государства. В личных отношениях к войску  Ю.
Цезарь проводил ту же  идею,  что  и  во  всей  своей  деятельности.  Он
выдвигал простых солдат в ущерб знатным офицерам и не стеснялся  вводить
в состав легионов жителей  провинций,  которым  только  после  окончания
срока службы даровано было римское гражданство. И здесь, таким  образом,
проявляется тенденция, стремившаяся сгладить различия между сословиями и
отдельными составными частями государства. Для своего постоянного войска
Цезарь наметил и ряд мест  постоянной  стоянки,  совпадавших  с  местами
Августовского времени, за  исключением  Сицилии  и  Сардинии,  Италия  и
Понта. Наиболее сильные гарнизоны стояли в  Испании,  Галлии,  Иллиpике,
Африке, Египте, Сирии; армия, предназначенная  для  Парфянского  похода,
находилась в Македонии. Общее число Цезаревых легионов превышало 40;  но
мы почти ничего не знаем о войсках вспомогательных, которые играли такую
важную роль в войске Помпея и затем в  армии  Августа.  Второю  основною
идеею  Цезаря  было,  как  сказано,   создание   прочной   и   регулярно
функционирующей  административной  машины,  под   руководством   сильной
центральной  власти.  Для  этого  прежде  всего  увеличено  было   число
провинций, т.е. уменьшена компетенция каждого отдельного  промагистрата.
Число преторов  увеличено  с  8  до  16  и  соответственно  этому  число
квесторов;  этим   одновременно   сильно   подрывалось   значение   этих
магистратур, так как отныне каждый претор имел в Риме только очень узкую
судебную компетенцию. Пребывание проконсулов в провинции ограничено было
двумя годами, пропреторов - одним годом. Если принять во  внимание,  что
Ю. Цезарю предоставлено было право во-первых рекомендовать  магистратов,
во-вторых решать без помощи сената, кто из бывших  магистратов  в  какой
провинции должен функционировать как промагистрат, то  приведенные  выше
меры  получат  особый  смысл.  Откупщики-публиканы  из   большей   части
провинций были изгнаны и взимание налогов отдано в руки общин, причем за
взиманием с городов наблюдали личные  агенты  Цезаря  -  его  рабы.  Вся
провинциальная администрация, введенная в определенные, законные  нормы,
была, таким образом сконцентрирована в руках одного  руководителя  -  Ю.
Цезаря, имевшего к тому же в лице своих легатов и своих  личных  агентов
могучие средства контроля. Усилены были  наказания  за  преступления  по
отношению к провинциям: лица  осужденный  по  этим  делам  удалялись  из
сенаторского сословия (реформа  эта  стоит  в  связи  с  общей  судебной
реформой  Цезаря,  мало  нам  известной  и  не  имевшей  принципиального
значения). Рядом с этими основными реформами идет ряд мер экономического
характера,  вызванных  постоянными  язвами  экономической  жизни   Рима:
страшною задолженностью и богатых, и бедных, ростом крупных  поместий  в
ущерб мелкой собственности, быстрым увеличением  количества  рабов,  все
более  и  более  вытеснявших  свободный  труд.  Коренного   тут   ничего
предпринять было нельзя, но были моменты особого  обострения  отношений,
когда не вмешаться было невозможно. Таков  был  момент  после  революции
Целия Руфа и Долабеллы, когда Ю. Цезарь принужден был зачесть проценты в
счет уплаты капитала и сложить часть квартирной платы с наиболее  бедных
квартиронанимателей. Борьба против латифундий шла также, как  и  раньше,
т.е. путем надела бедных граждан землею. Аграрный закон Ю. Цезаря 59  г.
представляет собою одновременно борьбу  с  убылью  населения  в  Италии,
даруя особые права тем, кто имел более 3 детей. Новее была мера, которою
определенным категориям лиц запрещался выезд из Италии. Впрочем, в  этом
запрещении надо видеть скорее меру военного характера, облегчавшую набор
(за время с 49 по 44 г. было набрано в Италии более200000  рекрут),  чем
меру экономическую. В связи с экономическими реформами Ю. Цезаря стоят и
его реформы как praefectus morem, а именно воздействие на роскошь  путем
так наз.  leges  sumptuariae,  ограничивавшими,  между  прочим,  роскошь
стола. В связи с этим находится  и  установление  таможенных  пошлин  на
заморский привоз, главным образом на предметы роскоши.
   Из всего сказанного ясно,  что  Ю.  Цезарь  сознательно  стремился  к
монархии, и притом монархии не на староримский, давно отживший лад, а  к
монархии эллинистического образца. В сущности весь он с его воспитанием,
вкусами,  индивидуализмом,  ярко  выраженным  фатализмом  был   типичным
эллинистическим монархом в роде Димитрия Полиоркета, Пирра и других:  то
же изящество обращения, та же физическая сила, ловкость и  неутомимость,
то  же  мастерство  в  политической  интриге,  те  же  сильные  страсти,
сдерживаемые  только  честолюбием,  то  же  рыцарство  по  отношению   к
женщинам, та же забота о  своей  наружности  и  одежде,  та  же  высокая
культурность,  любовь  к  интеллектуальным   занятиям,   к   научной   и
литературной работе. Естественно, что Цезаря всегда  тянуло  к  Востоку;
его прельщала идея стать монархом в  римском  государстве,  как  некогда
Александр был монархом всего греческого и варварского  мира.  Что  такая

Страницы: «« « 3308   3309   3310   3311   3312   3313   3314   3315   3316  3317   3318   3319   3320   3321   3322   3323   3324   3325   3326  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь