Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3313   3314   3315   3316   3317   3318   3319   3320   3321  3322   3323   3324   3325   3326   3327   3328   3329   3330   3331  » »»

   Представитель последней группы цеолитов, ломонтит, является  наиболее
легко разрушающимся цеолитом и может  быть  рассматриваем  как  основная
соль дикремневой кислоты H2Si2O5, так как он теряет остаток воды  только
при прокаливании.
   В. В.
   Цербер  (правильнее  Кербер,  Cerberus,  KerberoV)  -   в   греческой
мифологии подземный пес, охраняющий вход в царство  Аида.  Гомеру  такой
пес уже известен, но с именем Ц. он упоминается впервые у  Гезиода.  При
пропуске теней в подземное царство Ц. ласково виляет  хвостом,  но  тех,
которые  пытаются  выбраться  оттуда,  он  пожирает.  Позднее   возникло
представление о том, что он пугает и всех входящих в загробную  обитель;
даже имя Кербер древние производили от  слов  khxeV;  (души  умерших)  и
bibvscw (пожираю) или  видели  в  этом  имени  синоним  слова  опасность
(Гезихий). Согласно народному представлению  (едва  ли,  впрочем,  очень
древнему), для умилостивления чудовища  входившие  в  подземное  царство
предлагали  ему  медовые  лепешки.  На   вазовых   рисунках   и   других
произведениях искусства Ц. изображался в  виде  злой  овчарки;  в  более
древнюю пору Ц.  изображали  обыкновенно  с  двумя  головами  и  змеиным
хвостом (как Герионова пса Орфра, который первоначально был тождествен с
Ц.), иногда - с одной головой; но со змеями  на  спине,  шее  и  животе;
позднее установилось представление о Ц. как о трехголовом псе, причем (в
римскую  эпоху)  средняя  его  голова  иногда  изображалась  львиной.  В
Гезиодовой феогонии Ц. считается сыном  Тифаона  и  Эхидны.  Геракл,  по
приказанию царя Эврисфея, должен был доставить Ц. из подземного  царства
на землю, что ему и удаюсь выполнить; при этом на тех местах, где падала
пена из пасти чудовища, выростал ядовитый аконит.
   Н. О.
   Церера - римская богиня; принадлежит к числу древнейших богов Рима (к
так назыв. di indigetes). Ее главная функция  -  охрана  посева  во  все
моменты его развития; поэтому  древнейший  культ  ее  теснейшим  образом
связан с культом еще более древней богини Tellus (земля).  В  древнейших
представлениях Рима культ богини  земли  был  проникнут  анимистическими
основами римского миросозерцания, культа душ (manes)  -  и  это  вызвало
наблюдаемые  и  в  культе  Ц.  подробности  анимистического   характера.
Праздники в честь  Tellus  и  Ц.  падали  на  особо  важные  в  сельском
хозяйстве дни.  Таковы  feriae  sementivae,  по  случаю  посева:  это  -
подвижной праздник, в зависимости от времени посева. В самом начале сева
стоит жертвоприношение Tellus и Ц., совершаемое flamen Cerialis, где  Ц.
призывали  под  12  различными  именами,  сообразно  различным  моментам
полевых работ. 19 апреля праздновались Cerialia, в  связи  с  праздником
Tellus-Fordicidia  (15  апр.).  В  начале  жатвы  устраивается  еще  раз
жертвоприношение в честь тех же богинь, причем даром  Ц.  служат  первые
сжатые колосья (ргаеmetium). Во всех церемониях играет  выдающуюся  роль
принесение в жертву тельных животных -  коров  и  свиней.  По  сообщению
римских аннал в 496 г. до Р.  Хр.  по  поводу  неурожая  и  остановки  в
подвозе хлеба из соседних стран в Риме был обещан и вслед затем выстроен
храм элевзинской триаде: Деметре, Дионису и Коре, по греческому  образцу
и греческими мастерами. Этот факт (сомнение  может  быть  только  в  его
дате) стоит в связи с греческим импортом, материальным и  идеальным,  из
Южной Италии и Сицилии.  Связь  эта  становится  еще  более  ясна,  если
принять во внимание, что возникший  тогда  храм  сделался  сосредоточием
культа  и  политической  жизни  римского  плебса  -  носителя  торгового
развитая Рима. В новом храме находился архив плебса; плебейские эдилы  и
имя свое получили, благодаря исконной связи своей с аеdes  новых  богов.
Новые боги, однако, при переходе в  Рим  изменили  свои  имена:  главная
богиня триады, Деметра, слилась с Ц.; Дионис и Кора получили имена Liber
и Libera. Преимущественную роль в триаде  и  в  Риме  играла  Ceres;  ее
именем звали храм сокращенно aedes Cereris, день ее праздника (19  апр.)
был храмовым  праздником  триады,  sacerdotes  pablicae  Cereris  populi
Romani Quiritium звались  ее  жрицы  и  жрицы  триады;  в  честь  триады
праздновались игры,  получившие  имя  ludi  Ceriales.  Как  к  одной  из
древнейших греческих богинь, к Ц. примыкают хранители греческих  культов
в Риме и сивиллиных книг - квиндецемвиры sacris  faciundis.  Ко  времени
второй  пунической  войны  мы  слышим  о  празднике  в  честь  Ц.  чисто
греческого и мистического образца  (anniversarium  Cereris).  Участие  в
этом  празднике  принимали   исключительно   матроны;   состоял   он   в
праздновании  бракосочетания  Плутона  и  Просерпины   (orci   nuptiae),
сопровождался рядом чисто греческих церемоний и воздержанием от  пищи  и
супружеских  сношений  (castus  Cereris).  Такой  же   пост   (ieiunium)
справлялся с 191 г., в искупление тяжелых знамений, ежегодно 4  октября.
13 сентября в честь Ц. справлялся лектистерний; 21 декабря ей  приносили
жертву совместно с Геркулесом, где играла важную роль поросная свинья. В
императорское время Ц. была столько же богиней сельской жизни, сколько и
богиней хлебного  подвоза,  сближаясь  в  этом  с  богиней  Анноной.  Из
провинции ее особенно чтила хлебоносная Африка.
   М. Р.
   Церетели  (Акакий  Ростомович,  князь)   -   выдающийся   современный
грузинский поэт.  Род.  9  июня  1840  г.  в  Сачхери  (Шаропанского  у.
Кутаисской   губ.).   Первоначальное   воспитание   получил   дома   под
руководством матери, внучки имеретинского царя Соломона II. Окончил курс
на восточном факультете спб. университета.  Еще  в  детстве  Ц.  написал
трагикомедию, в которой обрисовал происки и злоупотребления управлявшего
его отцовским имением. Пьеса на домашней сцене  имела  успех,  но  автор
предал ее сожжению, по возвращении на родину  из  С.-Петербурга.  Первая
печатная его работа: "Народные песни" появилась в 1858 г. в груз.  журн.
"Цискари". Он  помещал  в  газ.  "Дроэба"  статьи  под  загл.:  "Горячие
новости", посвященные реформам Александра II. По характеру творчества Ц.
лирик. В области лирической он создал ряд элегий  и  сатир.  Дебютировал
как лирик стихотворением Секретное письмо ("Носитель радости  и  горести
щит"), которое,  наравне  со  многими  его  элегиями,  стало  застольной
песней. Оригинальные свойства его писательской манеры - ядовитый сарказм
и добродушный юмор, мягкий лиризм  и  тонкий  анализ  внутреннего  мира,
скорбная нотка по поводу крушения  идеалов  и  надежд.  Популярность  Ц.
между грузинами граничит  с  преклонением  перед  его  именем.  Особенно
хороши его элегии: "Нет мне счастья", "Ах, зурна", "Взбирался медленно я
в  гору",  "Душечка".  Известен  Ц.  и  как  драматург   ("Кудур-Ханум",
"Коварная Тамара", "Маленький  Кахи-Ираклий  II"  и  др.)  и  как  автор
бытовых пьес ("Кинто" и др.) и психологической повести "Три рода любви".
Ц. выступает и в качестве публициста и лектора (лекции о поэме Руставели
"Барсова Кожа"); ему, наконец, приписывается огромный цикл  афоризмов  и

Страницы: «« « 3313   3314   3315   3316   3317   3318   3319   3320   3321  3322   3323   3324   3325   3326   3327   3328   3329   3330   3331  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь