|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 3313 3314 3315 3316 3317 3318 3319 3320 3321 3322 3323 3324 3325 3326 3327 3328 3329 3330 3331 » »» Представитель последней группы цеолитов, ломонтит, является наиболее
легко разрушающимся цеолитом и может быть рассматриваем как основная
соль дикремневой кислоты H2Si2O5, так как он теряет остаток воды только
при прокаливании.
В. В.
Цербер (правильнее Кербер, Cerberus, KerberoV) - в греческой
мифологии подземный пес, охраняющий вход в царство Аида. Гомеру такой
пес уже известен, но с именем Ц. он упоминается впервые у Гезиода. При
пропуске теней в подземное царство Ц. ласково виляет хвостом, но тех,
которые пытаются выбраться оттуда, он пожирает. Позднее возникло
представление о том, что он пугает и всех входящих в загробную обитель;
даже имя Кербер древние производили от слов khxeV; (души умерших) и
bibvscw (пожираю) или видели в этом имени синоним слова опасность
(Гезихий). Согласно народному представлению (едва ли, впрочем, очень
древнему), для умилостивления чудовища входившие в подземное царство
предлагали ему медовые лепешки. На вазовых рисунках и других
произведениях искусства Ц. изображался в виде злой овчарки; в более
древнюю пору Ц. изображали обыкновенно с двумя головами и змеиным
хвостом (как Герионова пса Орфра, который первоначально был тождествен с
Ц.), иногда - с одной головой; но со змеями на спине, шее и животе;
позднее установилось представление о Ц. как о трехголовом псе, причем (в
римскую эпоху) средняя его голова иногда изображалась львиной. В
Гезиодовой феогонии Ц. считается сыном Тифаона и Эхидны. Геракл, по
приказанию царя Эврисфея, должен был доставить Ц. из подземного царства
на землю, что ему и удаюсь выполнить; при этом на тех местах, где падала
пена из пасти чудовища, выростал ядовитый аконит.
Н. О.
Церера - римская богиня; принадлежит к числу древнейших богов Рима (к
так назыв. di indigetes). Ее главная функция - охрана посева во все
моменты его развития; поэтому древнейший культ ее теснейшим образом
связан с культом еще более древней богини Tellus (земля). В древнейших
представлениях Рима культ богини земли был проникнут анимистическими
основами римского миросозерцания, культа душ (manes) - и это вызвало
наблюдаемые и в культе Ц. подробности анимистического характера.
Праздники в честь Tellus и Ц. падали на особо важные в сельском
хозяйстве дни. Таковы feriae sementivae, по случаю посева: это -
подвижной праздник, в зависимости от времени посева. В самом начале сева
стоит жертвоприношение Tellus и Ц., совершаемое flamen Cerialis, где Ц.
призывали под 12 различными именами, сообразно различным моментам
полевых работ. 19 апреля праздновались Cerialia, в связи с праздником
Tellus-Fordicidia (15 апр.). В начале жатвы устраивается еще раз
жертвоприношение в честь тех же богинь, причем даром Ц. служат первые
сжатые колосья (ргаеmetium). Во всех церемониях играет выдающуюся роль
принесение в жертву тельных животных - коров и свиней. По сообщению
римских аннал в 496 г. до Р. Хр. по поводу неурожая и остановки в
подвозе хлеба из соседних стран в Риме был обещан и вслед затем выстроен
храм элевзинской триаде: Деметре, Дионису и Коре, по греческому образцу
и греческими мастерами. Этот факт (сомнение может быть только в его
дате) стоит в связи с греческим импортом, материальным и идеальным, из
Южной Италии и Сицилии. Связь эта становится еще более ясна, если
принять во внимание, что возникший тогда храм сделался сосредоточием
культа и политической жизни римского плебса - носителя торгового
развитая Рима. В новом храме находился архив плебса; плебейские эдилы и
имя свое получили, благодаря исконной связи своей с аеdes новых богов.
Новые боги, однако, при переходе в Рим изменили свои имена: главная
богиня триады, Деметра, слилась с Ц.; Дионис и Кора получили имена Liber
и Libera. Преимущественную роль в триаде и в Риме играла Ceres; ее
именем звали храм сокращенно aedes Cereris, день ее праздника (19 апр.)
был храмовым праздником триады, sacerdotes pablicae Cereris populi
Romani Quiritium звались ее жрицы и жрицы триады; в честь триады
праздновались игры, получившие имя ludi Ceriales. Как к одной из
древнейших греческих богинь, к Ц. примыкают хранители греческих культов
в Риме и сивиллиных книг - квиндецемвиры sacris faciundis. Ко времени
второй пунической войны мы слышим о празднике в честь Ц. чисто
греческого и мистического образца (anniversarium Cereris). Участие в
этом празднике принимали исключительно матроны; состоял он в
праздновании бракосочетания Плутона и Просерпины (orci nuptiae),
сопровождался рядом чисто греческих церемоний и воздержанием от пищи и
супружеских сношений (castus Cereris). Такой же пост (ieiunium)
справлялся с 191 г., в искупление тяжелых знамений, ежегодно 4 октября.
13 сентября в честь Ц. справлялся лектистерний; 21 декабря ей приносили
жертву совместно с Геркулесом, где играла важную роль поросная свинья. В
императорское время Ц. была столько же богиней сельской жизни, сколько и
богиней хлебного подвоза, сближаясь в этом с богиней Анноной. Из
провинции ее особенно чтила хлебоносная Африка.
М. Р.
Церетели (Акакий Ростомович, князь) - выдающийся современный
грузинский поэт. Род. 9 июня 1840 г. в Сачхери (Шаропанского у.
Кутаисской губ.). Первоначальное воспитание получил дома под
руководством матери, внучки имеретинского царя Соломона II. Окончил курс
на восточном факультете спб. университета. Еще в детстве Ц. написал
трагикомедию, в которой обрисовал происки и злоупотребления управлявшего
его отцовским имением. Пьеса на домашней сцене имела успех, но автор
предал ее сожжению, по возвращении на родину из С.-Петербурга. Первая
печатная его работа: "Народные песни" появилась в 1858 г. в груз. журн.
"Цискари". Он помещал в газ. "Дроэба" статьи под загл.: "Горячие
новости", посвященные реформам Александра II. По характеру творчества Ц.
лирик. В области лирической он создал ряд элегий и сатир. Дебютировал
как лирик стихотворением Секретное письмо ("Носитель радости и горести
щит"), которое, наравне со многими его элегиями, стало застольной
песней. Оригинальные свойства его писательской манеры - ядовитый сарказм
и добродушный юмор, мягкий лиризм и тонкий анализ внутреннего мира,
скорбная нотка по поводу крушения идеалов и надежд. Популярность Ц.
между грузинами граничит с преклонением перед его именем. Особенно
хороши его элегии: "Нет мне счастья", "Ах, зурна", "Взбирался медленно я
в гору", "Душечка". Известен Ц. и как драматург ("Кудур-Ханум",
"Коварная Тамара", "Маленький Кахи-Ираклий II" и др.) и как автор
бытовых пьес ("Кинто" и др.) и психологической повести "Три рода любви".
Ц. выступает и в качестве публициста и лектора (лекции о поэме Руставели
"Барсова Кожа"); ему, наконец, приписывается огромный цикл афоризмов и
Страницы: «« « 3313 3314 3315 3316 3317 3318 3319 3320 3321 3322 3323 3324 3325 3326 3327 3328 3329 3330 3331 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |