Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3348   3349   3350   3351   3352   3353   3354   3355   3356  3357   3358   3359   3360   3361   3362   3363   3364   3365   3366  » »»

остеологов.  Появление   наиболее   важных   трудов   Ч.   относится   к
петербургскому периоду его деятельности. В 1886 г. появился его отчет  о
геологическом исследовании береговой полосы  оз.  Байкала,  с  детальной
геологической картой; в 1888 г. - геологическое исследование  Сибирского
почтового тракта от оз. Байкала до вост.  склона  Урала,  а  в  1891  г.
объемистое "Описание коллекций послетретичных  млекопитающих,  собранных
Ново-Сибирской  экспедицией",  представляющее   полную   остеологическую
монографию остатков послетретичных млекопитающих не только НовоСибирских
о-вов, но и всей Сибири.
   Черт (черт, от черный) - термин употребляемый  народом,  как  родовое
название,  для   обозначения   всякого   рода   злых   духов   старинной
дохристианской веры, а  также  в  смысле  христианского  образа  сатаны,
дьявола, искусителя и врага  рода  человеческого  ("нечистая  сила").  В
обоих этих значениях, генетически связанных  между  собой  и  переживших
целую эволюцию, фигура и идея Ч. проходит через  историю  всех  религий,
начиная с самых первобытных. Начало этой идеи  кроется  в  самых  ранних
стадиях человеческого мышления. Еще задолго до возникновения каких бы то
ни было религиозных идей, в  уме  первобытного  человека,  под  влиянием
опыта, сложилось представление о  двух  категориях  явлений  и  деятелей
окружающей его среды: одних - благоприятных и полезных для него,  других
-   вредных,   страшных,   гибельных.   С    возникновением    анимизма,
одухотворявшего явления и объекты неодушевленной природы  и  наделявшего
их психикой и волей человека, указанные две категории  явлений  и  живых
деятелей природы обращаются в категории высших существ, с одной  стороны
добрых, т. е. сознательно благодетельствующих человеку. и  злых,  т,  е.
сознательно ему вредящих и несущих  гибель.  В  природе,  действительно,
немало явлений, заставляющих первобытного человека, не  поднявшегося  до
понимания ее законов, видеть во всех явлениях, близко его затрагивающих,
результат целесообразной воли разумных существ, вызывающих эти  явления.
Рыбы, являющиеся в определенные сезоны, без чего на  севере  человек  не
мог бы существовать,  гигантские  плодовые  деревья  тропических  стран,
дающие человеку пищу и  кров,  бушующее  море,  выбрасывающее  на  берег
съедобные водоросли, моллюски и даже огромных  животных,  и  масса  тому
подобных явлений вызывают представление о добрых. божествах, сознательно
благодетельствующих ему. С другой стороны первобытный человек  не  может
себе представить, напр., чтобы близкий ему человек, которого  он  только
что видел здоровым и бодрым,  вдруг  стал  корчиться  от  боли  или  пал
бездыханным трупом, без того, чтобы тут в дело не вмешалось могучее злое
существо, сознательно злоумышляющее против него. Точно также должны  ему
рисоваться  грозные  явления  природы   -   грозы,   бури,   наводнения,
землетрясения - действиями страшных божеств, злоумышляющих  либо  против
него, либо против равных им существ, вступивших с ними в борьбу.  Всякие
неприятности и бедствия, возможные в житейском обиходе,  даже  случайная
потеря какой-нибудь вещи, случайное спотыкание, усышка масла  в  сосуде,
порча провизии в амбаре и т. п. мелочи - все  это  дело  духов,  которые
кишмя кишат вокруг человека, принимая тысячи образов, начиная  с  мелкой
мухи, ящерицы, жабы и кончая крупными зверями в роде  медведей,  тигров,
крокодилов и т. д. Первобытные представления не знают,  однако,  единого
общего представителя зла позднейших  религий;  да  и  в  этих  последних
единый представитель зла - напр.  Ариман  Заратустры  -  только  хозяин,
начальник целого  сонма  злых  духов.  Злые  существа,  главным  образом
животные, чаще всего живут целыми родами, породами,  как  люди,  и  хотя
каждый род имеет своих хозяев, но последние  вовсе  не  управляют  злыми
делами своих сородичей. Очень часто творцами зла в первобытных религиях,
как и в позднейших, являются  своего  рода  падшие  ангелы,  отвергнутые
своими "хозяевами" и действующие вопреки их воли. Так у северных народов
медведи считаются добрыми божествами, и если  случайно  медведь  задерет
человека, то это медведь сумасшедший, изверг, отверженец,  покинутый  на
произвол судьбы своими хозяевами.  Еще  в  одном  отношении  первобытные
религии предупредили позднейшие: многие губительные  для  жизни  явления
они рассматривают как знаки мудрого благожелательства богов. Так, напр.,
смерть от утопления,  от  нападения  диких  зверей  считается  у  многих
первобытных племен результатом желания тех или  других  богов  (водяных,
лесных)  приобщить  к  своему  роду  тех  или  других   индивидов,   как
специальных избранников. - В кознях злых существ нет ничего  фатального,
предопределенного, но все бедствия, сопутствующие жизни, всецело дело их
рук: люди никогда не умирали бы, если бы не козни этих существ,  которые
то забираются в тело человека, медленно поедая его, то  внезапно  уносят
его душу или одним ударом уничтожают его тело. Позднейшее  представление
о том, что смерть внесена в этот мир  особым  духом  зла,  ведет,  таким
образом, свое начало от самых первобытных религиозных представлений. Там
же коренится идея борьбы со злыми духами, целиком перешедшая и в мировые
религии. До недавнего времени думали, что первобытные племена  относятся
совершенно равнодушно к своим добрым богам, между тем  как  именно  злым
они действительно поклоняются и приносят жертвы. В действительности  это
не  так.  Поклонение  и  жертвы  воздаются  обыкновенно  только   добрым
божествам;  со  злыми  ведется  борьба,  приемы  которой   сложились   в
грандиозную систему шаманства. Рыцари этой борьбы  -  избранники-шаманы,
любимцы  благодетельных  божеств,  с  помощью  которых  изгоняются  духи
болезни  из  тела  больного,  отыскиваются  унесенные  души   и   вообще
предотвращаются все козни злых духов. Поле деятельности  злых  духов  не
ограничивается только человеком: сами боги, благодетельные для человека,
несвободны от посягательств злых божеств:  и  им  приходится  защищаться
против них всякими средствами. Амурские инородцы часто изображают  своих
величайших богов (хозяев тигра и медведя) с амулетами на груди,  которые
их должны защищать от злых  духов.  Чаще  всего  между  ними  происходит
открытая борьба, иногда бесконечная. Этой борьбой наполнена история всех
религий. Герои ее - везде одни и те же грандиозные или  грозный  явления
природы, олицетворенные в образы животных  и  человекоподобных  существ:
Вишна и Шива, Ормузд и Ариман, Озирис и Сет,  Зевс  и  Тифон,  Юпитер  и
Сатурн, Тор  и  Локи,  Белбог  и  Чернобог,  многочисленные  аналогичные
божества  первобытных  народов  -  почти   тождественные   представители
благодетельных и губительных начал света и тьмы, дождя и засухи, жизни и
смерти и т. п. За ними стояли  целые  сонмы  меньших  богов  и  демонов.
боровшихся между собой. Тождественны также  у  самых  различных  народов
часто даже образы животных,  в  которых  облекаются  представители  злых
существ.  Достаточно  упомянуть  универсальный  образ  змея  и  дракона,
ведущий свое начало от сходства молнии со змеем: он встречается у  самых
отдаленных друг от друга народов, как северо-амеpиканские индейцы (змей,
поедающий яйца - гигантской благодетельной птицы), египтяне (Сет, в виде

Страницы: «« « 3348   3349   3350   3351   3352   3353   3354   3355   3356  3357   3358   3359   3360   3361   3362   3363   3364   3365   3366  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь