|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 3348 3349 3350 3351 3352 3353 3354 3355 3356 3357 3358 3359 3360 3361 3362 3363 3364 3365 3366 » »» остеологов. Появление наиболее важных трудов Ч. относится к
петербургскому периоду его деятельности. В 1886 г. появился его отчет о
геологическом исследовании береговой полосы оз. Байкала, с детальной
геологической картой; в 1888 г. - геологическое исследование Сибирского
почтового тракта от оз. Байкала до вост. склона Урала, а в 1891 г.
объемистое "Описание коллекций послетретичных млекопитающих, собранных
Ново-Сибирской экспедицией", представляющее полную остеологическую
монографию остатков послетретичных млекопитающих не только НовоСибирских
о-вов, но и всей Сибири.
Черт (черт, от черный) - термин употребляемый народом, как родовое
название, для обозначения всякого рода злых духов старинной
дохристианской веры, а также в смысле христианского образа сатаны,
дьявола, искусителя и врага рода человеческого ("нечистая сила"). В
обоих этих значениях, генетически связанных между собой и переживших
целую эволюцию, фигура и идея Ч. проходит через историю всех религий,
начиная с самых первобытных. Начало этой идеи кроется в самых ранних
стадиях человеческого мышления. Еще задолго до возникновения каких бы то
ни было религиозных идей, в уме первобытного человека, под влиянием
опыта, сложилось представление о двух категориях явлений и деятелей
окружающей его среды: одних - благоприятных и полезных для него, других
- вредных, страшных, гибельных. С возникновением анимизма,
одухотворявшего явления и объекты неодушевленной природы и наделявшего
их психикой и волей человека, указанные две категории явлений и живых
деятелей природы обращаются в категории высших существ, с одной стороны
добрых, т. е. сознательно благодетельствующих человеку. и злых, т, е.
сознательно ему вредящих и несущих гибель. В природе, действительно,
немало явлений, заставляющих первобытного человека, не поднявшегося до
понимания ее законов, видеть во всех явлениях, близко его затрагивающих,
результат целесообразной воли разумных существ, вызывающих эти явления.
Рыбы, являющиеся в определенные сезоны, без чего на севере человек не
мог бы существовать, гигантские плодовые деревья тропических стран,
дающие человеку пищу и кров, бушующее море, выбрасывающее на берег
съедобные водоросли, моллюски и даже огромных животных, и масса тому
подобных явлений вызывают представление о добрых. божествах, сознательно
благодетельствующих ему. С другой стороны первобытный человек не может
себе представить, напр., чтобы близкий ему человек, которого он только
что видел здоровым и бодрым, вдруг стал корчиться от боли или пал
бездыханным трупом, без того, чтобы тут в дело не вмешалось могучее злое
существо, сознательно злоумышляющее против него. Точно также должны ему
рисоваться грозные явления природы - грозы, бури, наводнения,
землетрясения - действиями страшных божеств, злоумышляющих либо против
него, либо против равных им существ, вступивших с ними в борьбу. Всякие
неприятности и бедствия, возможные в житейском обиходе, даже случайная
потеря какой-нибудь вещи, случайное спотыкание, усышка масла в сосуде,
порча провизии в амбаре и т. п. мелочи - все это дело духов, которые
кишмя кишат вокруг человека, принимая тысячи образов, начиная с мелкой
мухи, ящерицы, жабы и кончая крупными зверями в роде медведей, тигров,
крокодилов и т. д. Первобытные представления не знают, однако, единого
общего представителя зла позднейших религий; да и в этих последних
единый представитель зла - напр. Ариман Заратустры - только хозяин,
начальник целого сонма злых духов. Злые существа, главным образом
животные, чаще всего живут целыми родами, породами, как люди, и хотя
каждый род имеет своих хозяев, но последние вовсе не управляют злыми
делами своих сородичей. Очень часто творцами зла в первобытных религиях,
как и в позднейших, являются своего рода падшие ангелы, отвергнутые
своими "хозяевами" и действующие вопреки их воли. Так у северных народов
медведи считаются добрыми божествами, и если случайно медведь задерет
человека, то это медведь сумасшедший, изверг, отверженец, покинутый на
произвол судьбы своими хозяевами. Еще в одном отношении первобытные
религии предупредили позднейшие: многие губительные для жизни явления
они рассматривают как знаки мудрого благожелательства богов. Так, напр.,
смерть от утопления, от нападения диких зверей считается у многих
первобытных племен результатом желания тех или других богов (водяных,
лесных) приобщить к своему роду тех или других индивидов, как
специальных избранников. - В кознях злых существ нет ничего фатального,
предопределенного, но все бедствия, сопутствующие жизни, всецело дело их
рук: люди никогда не умирали бы, если бы не козни этих существ, которые
то забираются в тело человека, медленно поедая его, то внезапно уносят
его душу или одним ударом уничтожают его тело. Позднейшее представление
о том, что смерть внесена в этот мир особым духом зла, ведет, таким
образом, свое начало от самых первобытных религиозных представлений. Там
же коренится идея борьбы со злыми духами, целиком перешедшая и в мировые
религии. До недавнего времени думали, что первобытные племена относятся
совершенно равнодушно к своим добрым богам, между тем как именно злым
они действительно поклоняются и приносят жертвы. В действительности это
не так. Поклонение и жертвы воздаются обыкновенно только добрым
божествам; со злыми ведется борьба, приемы которой сложились в
грандиозную систему шаманства. Рыцари этой борьбы - избранники-шаманы,
любимцы благодетельных божеств, с помощью которых изгоняются духи
болезни из тела больного, отыскиваются унесенные души и вообще
предотвращаются все козни злых духов. Поле деятельности злых духов не
ограничивается только человеком: сами боги, благодетельные для человека,
несвободны от посягательств злых божеств: и им приходится защищаться
против них всякими средствами. Амурские инородцы часто изображают своих
величайших богов (хозяев тигра и медведя) с амулетами на груди, которые
их должны защищать от злых духов. Чаще всего между ними происходит
открытая борьба, иногда бесконечная. Этой борьбой наполнена история всех
религий. Герои ее - везде одни и те же грандиозные или грозный явления
природы, олицетворенные в образы животных и человекоподобных существ:
Вишна и Шива, Ормузд и Ариман, Озирис и Сет, Зевс и Тифон, Юпитер и
Сатурн, Тор и Локи, Белбог и Чернобог, многочисленные аналогичные
божества первобытных народов - почти тождественные представители
благодетельных и губительных начал света и тьмы, дождя и засухи, жизни и
смерти и т. п. За ними стояли целые сонмы меньших богов и демонов.
боровшихся между собой. Тождественны также у самых различных народов
часто даже образы животных, в которых облекаются представители злых
существ. Достаточно упомянуть универсальный образ змея и дракона,
ведущий свое начало от сходства молнии со змеем: он встречается у самых
отдаленных друг от друга народов, как северо-амеpиканские индейцы (змей,
поедающий яйца - гигантской благодетельной птицы), египтяне (Сет, в виде
Страницы: «« « 3348 3349 3350 3351 3352 3353 3354 3355 3356 3357 3358 3359 3360 3361 3362 3363 3364 3365 3366 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |