|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 3352 3353 3354 3355 3356 3357 3358 3359 3360 3361 3362 3363 3364 3365 3366 3367 3368 3369 3370 » »» чтобы ознакомиться основательно с Ч., испытывала даже после первых томов
расположенного в хронологическом порядке собрания его сочинений
известное разочарование. Если, однако, глубже и внимательнее
присмотреться к рассказам Чехонте, то нетрудно и в этих наскоро
набросанных эскизах усмотреть печать крупного мастерства Ч. и всех
особенностей его меланхолического дарования. Непосредственной
"юмористики", физиологического, так назыв. "нутряного" смеха тут не
очень-то и много. Есть, правда, немало анекдотичности и даже прямого
шаржу, в роде, напр., "Романа с контрабасом", едва ли есть у Чехонте
хотя бы один рассказ, сквозь шарж которого не пробивалось бы
психологическая и жизненная правда. Не умрет, напр., в действительности
чиновник оттого, что начальник в ответ на его чрезмерно угодливые и
надоедливые извинения за то, что он нечаянно плюнул в его сторону, в
конце концов крикнул ему "пошел вон"; но забитость мелкого чиновника,
для которого сановник - какое то высшее существо, схвачено (в "Смерти
чиновника") в самой своей основе. Во всяком случае веселого в
"юмористических" шаржах Чехонте очень мало: общий тон - мрачный и
безнадежный. Перед нами развертывается ежедневная жизнь в всем трагизме
своей мелочности, пустоты и бездушия. Отцы семейства, срывающие на
близких всякого рода неприятности по службе и карточным проигрышам,
взяточничество провинциальной администрации, интриги представителей
интеллигентных профессий, грубейшее пресмыкательство перед деньгами и
власть имущими, скука семейной жизни, грубейший эгоизм "честных" людей в
обращении с "продажными тварями" ("Анюта", "Хористка"), безграничная
тупость мужика ("Злоумышленник"), полное вообще отсутствие нравственного
чувства и стремления к идеалу - вот та картина, которая развертывается
перед читателем "веселых" рассказов Чехонте.
Даже из такого невинного сюжета, как мечты о выигрыше 75000 р.
("Выигрышный билет"), Чехонте сумел сделать канву для тяжелой картины
отношений размечтавшихся о выигрыше супругов. Прямо Достоевским
отзывается превосходный рассказ "Муж", где на каких-нибудь 4 страничках
во всем своем ужасе обрисована психология злобного, погрязшего в
житейской скуке существа, испытывающего чисто физические страдания,
когда он видит, что близкие ему люди способны забыться и на мгновение
унестись в какой-то иной , радостный и светлый мир. К числу ранних
рассказов Ч. относится и другой превосходный рассказ - "Тоска", на этот
раз не только мрачный, но и глубоко трогательный: рассказ о том, как
старый извозчик, у которого умер взрослый сын, все искал, кому бы
поведать свое горе, да никто его не слушает; и кончает бедный старик
тем, что изливает душу перед лошадкой своей. Художественные приемы
Чехонте так же замечательны, как в позднейших произведениях Ч. Больше
всего поражает необыкновенная сжатость формы, которая до сих пор
остается основной чертой художественной манеры Ч. И до сих пор чеховские
повести почти и всегда начинаются, и кончаются в одной книжке журнала.
Относительно "большие" вещи Ч. - напр., "Степь" - часто представляют
собой не что иное, как собрание отдельных сцен, объединенным только
внешним образом. Чеховская сжатость органически связана с особенностями
его способа изображения. Дело в том, что Ч. никогда не исчерпывает свой
сюжет всецело и всесторонее. Будучи реалистом по стремлению давать
неприкрашенную правду и имя всегда в запасе огромнейшее количество
беллетристических подробностей, Ч., однако, рисует всегда только
контурами и схематично, т. е. давая не всего человека, не все положение,
а только существенные их очертания. Тэн у рассматриваемых им писателей
старается уловить их faculte maitresse; Ч. это делает по отношению к
каждому из своих героев и выдвигает в нем только то, что ему кажется в
данном человеке характерным и преобладающим. Ч. почти никогда не дает
целой биографии своих героев; он берет их в определенный момент их жизни
и отделывает двумятремя словами от прошлого их, концентрируя все
внимание на настоящем. Он рисует, таким образом, не столько портреты,
сколько силуэты. Оттого-то его изображения так отчетливы; он всегда бьет
в одну точку, никогда не увлекаясь второстепенными подробностями. Отсюда
сила и рельефность его живописи, при всей неопределенности тех типов,
которые он по преимуществу повергает своему психологическому анализу.
Если к этому прибавить замечательную колоритность чеховского языка,
обилие метких и ярких слов и определений, то станет очевидным, что ему
много места и не нужно.
По художественной манере особое место занимает театр Ч. Как и
повествовательные его произведения, драматическая деятельность Ч.
распадается на два периода. Сначала он написал несколько истинно веселых
вещей, из которых не сходят со сцены "Медведь" и "Предложение".
Серьезные пьесы второго периода создались под несомненным влиянием
Ибсена. Это пьесы "настроения" по преимуществу, в которых
соответствующая игра актеров имеет почти решающее значение. "Три
сестры", напр., в чтении совершенно не понравились и местами даже
возбуждали смех. Таковы, в чтении постоянные комические восклицания
сестер: "В Москву, в Москву", точно съездить в Москву и даже поселиться
в ней - Бог весть какое счастье. Но в постановке московской труппы
Станиславского "Три сестры" произвели огромнейшее впечатление, потому
что те самые мелочи, часто даже простые ремарки, которые в чтении не
замечаются и пропадают, были ярко подчеркнуты замечательно вдумавшейся в
намерения автора труппою, и зрителю сообщалось авторское настроение.
Даже пресловутое "В Москву, в Москву" превратилось в нимало не смешной
символ стремления уйти из постылой действительности. "Дядя Ваня"
производит и в чтении, но сценическое исполнение значительно усиливает
общий эффект пьесы и в особенности завершительное впечатление
беспросветной тоски, в которую погружается "дядя Ваня" по отъезде
гостей.
Существенным отличием Ч.-Чехонте от Ч. второго периода является сфера
наблюдения и воспроизведения. Чехонте не шел дальше мелочей обыденного,
заурядного существования тех кругов общества, которые живут
элементарной, почти зоологической жизнью. Но когда критика подняла
самосознание молодого писателя и внушила ему высокое представление о
благородных сторонах его тонкого и чуткого таланта, он решил подняться в
своем художественном анализе, стал захватывать высшие стороны жизни и
отражать общественные течения. На общем характере этого позднейшего
творчества, начало которого можно отнести к появлению "Скучной истории"
(1888), ярко сказалась та мрачная полоса отчаяния и безнадежной тоски,
которая в 80-х годах охватила наиболее чуткие элементы русского
общества. Восьмидесятые годы характеризуются сознанием русской
интеллигенции, что она совершенна бессильна побороть косность окружающей
Страницы: «« « 3352 3353 3354 3355 3356 3357 3358 3359 3360 3361 3362 3363 3364 3365 3366 3367 3368 3369 3370 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |