Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3358   3359   3360   3361   3362   3363   3364   3365   3366  3367   3368   3369   3370   3371   3372   3373   3374   3375   3376  » »»

Анжуйский, в бытность свою во Флоренции, пожелал видеть это  необычайное
произведение и посетил для того мастерскую Ч., а потом оно было (в  1267
г.) при многолюдном стечении народа торжественно перенесено в упомянутую
церковь, в память чего тот квартал, через который  проходила  процессия,
получил название Borgo Allegro. Богоматерь в этом образе представлена на
золотом фоне, сидящей на роскошном троне с МладенцемХристом на  коленях;
шесть коленопреклоненных ангелов помещены  у  трона,  по  три  с  каждой
стороны, один над другим. Лик Мадонны еще византийского типа, с тонким и
длинным носом, миндалевидными  глазами,  высокими  бровями  и  маленьким
ртом; но в этих чертах уже проглядывает выражение кротости  и  умиления.
Лицо Младенца - такое же недетское,  как  на  всех  вообще  иконах  того
времени; но в данном ему движении виден мотив, подмеченный художником  в
натуре. Общая композиция торжественна, не  лишена  изящества,  а  ангелы
могут быть даже названы созданиями высокой красоты.  Простые  и  светлые
краски приближаются в телесных  частях  к  естественным  цветам,  и  вся
техника живописи значительно лучше тогдашней  византийской.  Две  другие
замечательные Мадонны Ч. находятся в  Луврском  музее,  в  Париже,  и  в
лондонской  национальной  галерее:  первая,   происходящая   из   церкви
С.Франческо в Пизе окружена рамой  с  медальонами,  в  которых  написаны
изображения  24-х  святых;  вторая,  представляющая  Богоматерь  в  полу
фигуре,  первоначально  принадлежала  флорентийской   церкви   С.-Кроче.
Несколько раньше, чем  была  исполнена  Мадонна  Ручеллаи,  Ч.  трудился
вместе с другими мастерами,. над украшением фресковой живописью  верхней
и нижней церквей монастыря св. Франциска в  Ассизи,  но  за  исключением
Мадонны с четырьмя ангелами, написанной несомненно им в  нижней  церкви,
теперь трудно решить, какие именно из тамошних фресок  принадлежат  ему;
судя по манере. исполнения, можно приписать  ему  более  всех  остальных
"Лобзание Иуды" и "Положение в гроб", к сожалению, пострадавшие до такой
степени, что содержание их  едва  различимо.  В  конце  своей  жизни  Ч.
занимался производством в абсиде пизанского собора мозаики, изображающей
Спасителя с предстоящими Ему Богоматерью и Иоанном Крестителем, но успел
окончить только две  из  этих  фигур:  третья,  фигура  Пресвятой  Девы,
исполнена позже (в 1321 г.)  пистойцем  Вицинусом.  Из  школы  Ч.  вышел
великий Джотто, двинувший итальянскую живопись на пути к возрождению еще
дальше, чем он. - Ср. Strzygowski, "Cimabue und Rom" (Вена, 1888).
   А. С-в.
   Чимароза (Доменико  Cimarosa)  -  знаменитый  итальянский  композитор
(1749-1801). Первая его опера, "Fiorentini", поставлена была в 1772 г. с
громадным успехом. Он написал. много  опер,  давших  его  имени  большую
популярность во всей Европе. В 1789 г. Ч. уехал, по приглашению русского
двора, в Петербург, где пробыл три года. В 1792 г. он переехал  в  Вену.
Здесь была написана  его  опера  "Il  Matrimonio  segreto",  считающаяся
лучшим его произведением. Она так понравилась императору Леопольду,  что
он приказал дать ее в тот же день во второй раз. Такой  же  успех  имела
эта опера и в Италии.  Наряду  со  своими  современниками,  Гульельми  и
Паизиелло, Ч. оставил значительный след  в  музыкальном  искусстве.  См.
"Elogio funebre au onore del sempre chiaro  e  celeberimo  scrittore  in
musica D. Cimarosa" (Венеция, 1801).
   Н. С.
   Чимкент - уездн.  гор.  Сыр-Дарьинской  обл.,  в  114  вер.  к  С  от
Ташкента, на высоте 1650 фт. над ур. моря, на р. Бадаме,  левом  притоке
р. Арыс, впадающей справа в Сыр-Дарью.  Ч.  лежит  в  области  третичных
образований,  которые  на  правом  берегу  Бадама  прикрываются  л„ссом.
Довольно живописное положение, сравнительно умеренная температура  лета,
много зелени и  отличная  вода,  получаемая  из  Качкаратинских  ключей,
делают Ч.  санитарным  пунктом,  привлекающим  дачников  из  Ташкента  и
больных, приезжающих сюда  на  лето  для  пользования  кумысом.  Жителей
12441: русских 768, евреев 150, мусульман сартов 11496. Домов в  русской
части города 105, в туземной 1886. Церквей православных 2,  мечетей  34,
училищ 3 (городское  2-классное  мужское,  приходское  1-клас.  женское,
русско-туземная школа),  мектебе  16.  Общественный  (Черняевский)  сад,
общественное собрание, библиотека имени А. С. Пушкина. Городские  доходы
- 11760 р. Завод, вырабатывающий сантонин (противоглистное лекарственное
средство) из цветочных головок  особого  вида  полыни  (Anemisia  cina),
растущего в Чимкентском у., и снабжающий весь  мир  этим  продуктом.  Ч.
имеет довольно важное торговое значение, будучи расположен в узле дорог,
ведущих на Оренбург, Верный и Ташкент.  Оренбургский  тракт,  идущий  из
Ташкента на С, в Ч. выделяет ветвь, направляющуюся на В в Верный и далее
на Семипалатинск. Строящаяся Оренбургско-Ташкентская жел. дор.  проходит
западнее. Ч. прежде славился торговлей лошадьми;  ныне  она  значительно
упала.
   Ч. (военная история). После падения Туркестана и Аулие-Ата  (в,  поле
1864 г.), кокандцы начали сильно  укреплять  Ч.  и  оттуда  вооруженными
шайками тревожить окрестности. Вследствие этого двинуты были  в  Ч.  два
русских отряда: один под начальством ген.-м. Черняева,  другой  -  полк.
Лерхе. Соединенные силы обоих отрядов состояли из  101/2  рот  пехоты  и
21/2 сотен казаков, при соответствующем количестве артиллерии. 19  сент.
оба отряда соединились у Ч. и немедленно приступили к осадным работам, а
через два дня крепость и город были в наших руках.
   Чимкентский уезд - Сыр-Дарьинской обл., граничит на Ю с Самаркандской
обл., на З с Аму-Дарьинским отд., на С с  Акмолинской  обл.  Имея  форму
неправильного многоугольника, занимает 96135 кв. вер. или 109406 кв. км.
(по Стрельбицкому); в том числе под озерами 315 кв. вер. (358 кв.  км.).
Жителей, по переписи 1897 г., 285180 (157578 мжч. и 127603 жнщ.), в  том
числе в городах 22348. В отношении рельефа и природы Ч. уезд может  быть
разделен на четыре части: сев.-вост. часть Ч.  у.,  расположенная  между
горами Кара-тау и р. Чу, представляет  у  подошвы  гор  лессовую  степь,
которая далее на СВ переходит в песчаную пустыню, продолжающуюся  до  р.
Чу. Проточных вод почти нет, колодцы довольно многочисленны. Следующая к
ЮЗ часть Ч. у. занята горами Кара-тау, которые на  С  принадлежат  уезду
обоими склонами, а  на  Ю  только  юго-западных.  Сев.-вост.  склон  гор
Кара-тау крут, скалист и крайне маловоден; юго-зап. отложе  и  орошается
многочисленными  речками,  которые   служат   для   орошения   полей   и
направляются к Сыр-Дарье. Горы в южной части хребта, где они примыкают к
Таласскому Алатау,  достигают  7  тыс.  фт.  высоты  и  кое-где  покрыты
древесной  растительностью,  далее  к  С  они  понижаются  и  совершенно
безжизненны.  В  горах  есть  месторождения  свинца  и  каменного  угля.
Наиболее важное по значению и населенной частью Ч. у. является та часть,
которая  расположена  между  горами   Кара-тау   и   р.   Сыр-Дарьей   и
прорезывается   почтовыми   трактами    Ташкент-Оренбург    и    отчасти

Страницы: «« « 3358   3359   3360   3361   3362   3363   3364   3365   3366  3367   3368   3369   3370   3371   3372   3373   3374   3375   3376  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь