Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3362   3363   3364   3365   3366   3367   3368   3369   3370  3371   3372   3373   3374   3375   3376   3377   3378   3379   3380  » »»

зеркальца.  Третий  вид  Ч.,   чирок-узконосый   (А..   angustirostris),
свойствен бассейну Средиземного моря, очень обыкновенен  в  Закаспийском
крае, а отсюда переходит, как гнездящаяся птица, в дельты  крупных  рек,
впадающих в Каспийское море. Гнездится в дуплах деревьев  и  в  вороньих
гнездах (иногда в дуплах деревьев гнездится и Ч. трескунок). По величине
почти не отличается от свистунка. Окраска самцов и  самок  -  одинакова:
светлая, буровато-серая со светлыми пятнами. Клюв узкий,  при  основании
высокий, к концу быстро сплющивающийся.
   Ю. Вагнер.
   Числительные имена (грамм.). - Понятие численности в языке выражается
двумя способами: 1) в виде особых форм  имени,  местоимения  и  глагола,
обозначающих общие представления так назыв. единственного, двойственного
и  множественного  "чисел",  и  2)  в  виде  самостоятельных  имен   Ч.,
означающих точные понятия отдельных  чисел.  Оба  способа  до  известной
степени связаны друг с другом исторически, причем иногда связь эта  дает
себя знать долго спустя после того, как известные формальный особенности
уже потеряли всякое реальное значение, Так до сих пор в русском языке Ч.
два  соединяется   с   древними   формами   двойственного   числа   имен
существительных (только в муж. р.), хотя двойств. число само  давно  уже
перестало  существовать  (напр.   два   брата).   В   свою   очередь   и
самостоятельные формы двойств. числа нередко удерживаются  лишь  у  имен
Ч., хотя другими именами давно  уже  утрачены  (ср.,  напр.,  русское  и
вообще слав. два, рус. двумя, двух, лат. octo и т. д.). Развитие имен Ч.
в языках находится в заметной  связи  с  языком  жестов.  Нередко  можно
наблюдать, что  жест,  как  более  простое  и  более  понятное  средство
выражения,  даже   задерживает   развитие   самостоятельного   языкового
обозначения чисел. Недостаточное развитие имен Ч. как раз наблюдается  в
языках тех племен, который до сих пор обладают богатым  языком.  жестов,
параллельным со звуковой речью или нередко заменяющим ее.  Поэтому  надо
остерегаться делать слишком  поспешные:  заключения  о  невыработанности
числовых понятий, или вообще о неспособности к счету таких  народов,  на
основании  недостаточности  их  числительных  систем.  Так,.   едва   ли
существует   какая-нибудь   существенная   разница    между    числовыми
представлениями индейцев чиквито и тарахумара (в Мексике),  хотя  первые
имеют особое слово только для понятия 1 и все остальные  числа  выражают
поднятием пальцев, а вторые.  рядом  с  жестами  пальцев,  произносят  и
особые определенные звуки. Первичная связь имен Ч. с  языком  жестов,  и
именно пальцев руки, отражается в громадном  распространении  десятичной
системы счисления на всем земном шаре, при отсутствии  которой  мы  чаще
всего   встречаемся   с   системами   пятеричной   и    "двадцатиричной"
(вигезимальной), восходящими к тому же естественному  способу  счета  по
пальцам, с той разницей, что в основе пятиричной  системы  лежит  только
одна рука, а при  двадцатиричной  привлекаются  к  счету  еще  и  ножные
пальцы. Индейцы Америки до сих. пор  в  своем  языке  жестов  обозначают
число 20, вытягивая все 10 пальцев по направлению к  ногам,  а  эскимосы
тоже число  выражают  сочетанием  слов  "кончен  весь  человек",  т.  е.
"кончен" счет. всех его пальцев на руках и на ногах. Рядом с  названными
системами, у некоторых южно-американских и у  большинства  австралийских
племен  встречаются  следы   известной   связи   имен   Ч.   с   личными
местоимениями. По-видимому, первый толчок  к  образованию  Ч.  имен  был
здесь дан именно  различением  собственной  особы  от  другого  лица,  к
которому обращаются с речью, и от третьего лица -  различием.  легшим  в
основу образования форм ед. числа личных местоимений. Впрочем, и  здесь,
рядом с этим первичным способом счета, встречаются осколки пятиричиой  и
двадцатиричной систем. Так. в абипонском языке самостоятельные слова  Ч.
имеются только для 1 и 2, понятие 3 выражается соединением 2+1, но рядом
имеются еще выражения: "пальцы страусовой ноги" (4), "пальцы руки"  (5),
"пальцы обеих рук" (10), "пальцы обеих рук и обеих ног" (20). Исключение
составляет   язык   тасманцев   (теперь   уже   вымерший),   в   котором
самостоятельные Ч. имеются для первых четырех чисел, а 5 выражается, как
4+1. Возможно, впрочем, что и здесь число 4 первично  выражалось  именем
какого-нибудь  предмета,  состоявшего   из   четырех   частей   (как   в
абипонском).  На  таком  первичном  счете,  вероятно,  основано   особое
значение числа 8, свойственное семитам и индоевропейцам, отразившееся  в
"шестеричном" счете по шестеркам, дюжинам,  "гроссам"  и  т.  д.,  следы
которого несомненно существуют и в индоевроп. языках, и  дали  повод  И.
Шмидту   сделать   неправдоподобное   предположение,    что    прародина
индоевропейцев находилась в Азии вблизи Вавилона, где также  существовал
шестеричный счет и откуда индоевропейцы только и могли его заимствовать.
Из выше изложенного, однако, ясно, что шестиричный  счет  не  составляет
монополии семитов и в глубокой древности мог возникнуть у индоевронейцев
самостоятельно. Главную роль в образовании Ч. играют, однако, конкретные
названия руки и  пальцев,  которые  со  временем  превращаются  в  имена
абстрактных  числовых  понятий.  Следы  этого  процесса   найдем   и   в
индоевропейской системе Ч.,  где,  напр.,  первичное  Ч.  рапса, лит. penki, греч. pente, лат. quinque (из этимологическом родстве с древне-верхне-нем. Fust=нем. Faust, ст.  слав.
, польск. piesc, русск. пясть, пясточка (горсть), запястье, и  первично,
очевидно, имело значение просто "рука".  Нет  ничего  невероятного,  что
другие имена Ч. подобно абипонскому "нога страуса"=4, тоже  восходят.  к
различным конкретным именам, хотя все существующие попытки доказать  это
положение являются чистыми догадками.  Применяясь  к  другим  предметам,
состоящим из стольких же одинаковых частей, или к собраниям стольких  же
одинаковых   предметов,   подобные   конкретные   названия   мало-помалу
утрачивали свое конкретное предметное значение и переходили в простые Ч.
Такими  образом  нет  ничего  удивительного  в   общем   распространении
десятичной системы  Ч.,  рядом  с  которой  являются  менее  совершенные
пятеричные   и   двадцатеричные   системы,   служащие   большей   частью
дополнениями  десятичной  (в  роде  франц.   quatrevingt=80,   рядом   с
десятичными  Ч.).  Лишь  немногие  народы  (напр.  негры  Динка)   имеют
настояшие пятеричные системы, в которых основой счета является 5  и  Ч.,
следующие за  ним,  образуются  путем  сложения:  5+1  5+2  и  т.  д.  В
индоевроп. системе Ч. основным числом является 10, и  Ч.,  следующие  за
ним, образуются путем сложения, в роде русского 11=один-надцать  (1+10),
12=двена-дцать (2+10) и т. д. Ч.  20,  как  в  славянском).  (двадесять,
русск. двадцать), так и  в  других  индоевр.  языках,  тоже  восходит  к
сложению из  Ч.  два  и  сокращенного  десять  (санскр.  vic-сati,  лат.
Vi-ginti, греч. дор. Fi-cati, FecatiI, атт. ei-cosi). Даже  100=индоевр.
(подразумевается, "десятков"). Таким образом основными Ч.  в  индоевроп.

Страницы: «« « 3362   3363   3364   3365   3366   3367   3368   3369   3370  3371   3372   3373   3374   3375   3376   3377   3378   3379   3380  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь