Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3371   3372   3373   3374   3375   3376   3377   3378   3379  3380   3381   3382   3383   3384   3385   3386   3387   3388   3389  » »»

остатки города и старинной крепости в Таврической губ., Симферопольского
у., в 2 вер. от г. Бахчисарая, на высоте 1 835 фт., на вершине отдельной
скалы. Время основания неизвестно, но, очевидно, город  весьма  древнего
происхождения. Караимское название  Ч.  кале  означает  40  человек  (по
преданию, крепость основана 40 братьями); под  однородным  названием  Ч.
кале известно у восточных писателей XIV в. и в русских актах  XV  в.;  у
средневековых  путешественников  в   описаниях   Таврического   полуо-ва
упоминаются  какие-то  "40  замков"   (Quadraginta   castella)   и   "40
мест"(Quarania luoghi). Скала Ч.-Кале сделалась местом  обитания  людей,
вероятно, еще в доисторические времена, о чем свидетельствуют высеченные
в ней под крепостью пещеры крипты (до 50). Караимы полагают, что Ч.-Кале
основан за 400 лет. до Р. Хр. и назывался прежде  "Села-Юхудим",  т.  е.
Иудейская скала; на местном кладбище - Иосафатовой долине -  сохранились
надгробные памятники XIII в. по Р. Хр., с еврейскими надписями.  Думают,
что Ч.-Кале служил последним убежищем хазарским ханам  в  начале  Xl  в.
Здесь же жили ханы кипчакские и золотоордынские;  сохранились  развалины
мечети и гробницы Ненке-джан-ханым, дочери Тохтамыша, умершей в 1437  г.
С  образование  Крымского  ханства  Кирк-ер  становится  известным   под
нынешним татарским его названием Ч.-Кале, он не раз, во время внутренних
беспорядков, служил местом убежища  ханов.  Укрепления  Ч.-Кале  некогда
были значительны, имели двое  железных  ворот  и  дорогу,  высеченную  в
скале.  Жившие  здесь  караимы  в  70-х  годах  XIX  в.  переселились  в
Бахчисарай; ныне Ч.-Кале совершенно заброшен, дома его (до  300)  быстро
разрушаются.
   Шадов (Schadow) - фамилия трех немецк. художников. 1) Иоганн-Готтфрид
Ш. (1764 - 1850), скульптор, сын бедного  берлинского  портного,  учился
ваянию сперва у одного неважного художника, а потом у работавшего  тогда
в Берлине талантливого нидерландского мастера Тассарта, который в  своих
статуях Зейдлица и Кейта, стоящих  ныне  на  Вильгельмовской  площади  в
Берлине,  один  из  первых  решился  представить  исторические  лица   в
современных им костюмах, что впоследствии принял себе за  правило  и  Ш.
Ранняя  женитьба   на   девушке,   обеспеченной   некоторыми   денежными
средствами, дала ему возможность отправиться в 1785 г. в Рим.  Здесь  он
сблизился  со  скульпторами  Триппелем  и  Зергелем,   совершенствовался
изучением антиков и вылепил группу "Персей и Андромеда", за которую была
присуждена премия на конкурсе ди-Балестра. В 1788 г.  он  возвратился  в
Берлин, получил титул придворного скульптора и был  назначен  секретарем
королевской академии художеств на место умершего  Тассарта.  В  1790  г.
явилось его первое монументальное  произведение  -  надгробный  памятник
мальчика-сына гр. фон-дер-Марка, сочиненный еще с значительною  примесью
языческой аллегории (наход. в берлинск. црк. св. Доротеи). Вскоре  после
этого была изваяна им мраморная статуя  Фридриха  Вел.  для  Штетина,  в
которой он выказал себя  уже  более  свободным  от  париковско-античного
стиля,  господствовавшего  тогда  в  немецкой  скульптуре.   Еще   более
реалистичный характер получили мраморные статуи  ген.  Цитена  и  принца
Леопольда Дессауского, исполненные Ш. для постановки на  Вильгельмовской
площади в Берлине и впоследствии замененные  на  ней  бронзовыми  конями
работы Кисса. В  1795  г.  Ш.  вылепил  квадригу,  украшающую  собою  (в
воспроизведении  из  гнутой  листовой  меди)  Бранденбургские  ворота  в
Берлине, и их метопы. Следовавшие затем работы Ш.  были  преимущественно
портретного рода, и в  них  еще  сильнее,  чем  прежде,  отражалось  его
стремление к реалистичности, приводившее, однако, художника не всегда  к
вполне  удовлетворительным  результатам.  Важнейшие  из  этих  работ   -
мраморная группа  королевы  Луизы  и  королевы  Ганноверской,  памятники
Тауенцина, в Бреславле, гр. Арнима,  в  Боиценбурге,  принца  Александра
Прусского и гр.. Гольма, в Силезии, бюсты Гуфеланда, Грауна, Себ. Баха и
Лессинга. Всего ярче талант и  направление  Ш.  выразились  в  монументе
Лютера, воздвигнутом в Виттенберге,  в  1821  г.  В  памятнике  Блюхеру,
исполненном для Ростока (в 1819  г.),  Ш.  вернулся  почему-то  к  своей
первоначальной античной манере. Сверх  вышеупомянутых,  из  работ  этого
мастера заслуживают внимания прелестная "Спящая  нимфа"  и  бюсты  Карла
Великого,  Генриха  Птицелова,  Генриха  Льва,  Рудольфа  Габсбургского,
Канта, Клопштока и Гадлера, находящиеся в  Регенсбургской  Вальгалле.  В
1805 г. Ш.  был  сделан  ректором  и  с  1816  г.  директором  берлинск.
академии. Им написаны и изданы: "Учение о костях, мускулах, пропорциях и
ракурсах"   (1830);   "Поликлет,   или   об   измерениях   человеческого
тела"(1833);  "Народные  физиономии"  (1834   -   35);   "Художественные
памятники и художественные воззрения" (1849) и некоторые  другие  весьма
полезные  в  свое  время  труды.  2)  Рудольф  Ш.  (1786  -  1822),  сын
предыдущего, также скульптор,  получив  художественное  образование  под
руководством своего отца, в 1810 г.  был  отправлен  за  счет  прусского
правительства для дальнейшего усовершенствования в Рим, где  пользовался
советами Торвальдсена и  Кановы.  Исполненная  под  их  влиянием  статуя
"Парис, задумавшийся над тем, которой  из  трех  богинь  отдать  золотое
яблоко", своею красотою, грациозностью и  мягкостью  лепки  обратила  на
молодого скульптора внимание  любителей  искусства.  Еще  больший  успех
имели следовавшие за этим первым самостоятельным  произведением  Ш.  его
"Нимфа, надевающая себе на ноги  сандалии",  и  парная  с  этою  статуей
"Пряха"; обе они так понравились римской публике  и  приезжим  в  Италию
знатным туристам, что художнику пришлось повторить их несколько раз.  То
же самое было и с изваянною им после того группою "Девушка  с  голубями,
увенчиваемая  Амуром".  По  окончании  срока  своего  пенсионерства,  Ш.
остался навсегда в Риме; будучи завален  множеством  заказов  и  занимая
одно из самых  видных  мест  среди  художников,  поселившихся  в  вечном
городе.  Из  его  мастерской,  кроме  указанных  выше  скульптур,  вышли
прекрасный статуи св. Иоанна Крестителя, "Мадонны с Младенцем на руках",
Дианы,   Бахуса,   "Танцовщица",   "Дискобол",   барельефы,   украшающие
надгробные  памятники  маркиза  Лендсдоуна   и   герц.   Девоншайрского,
колоссальная группа "Ахиллес  с  трупом  Пенфезилеи",  оконченная  после
смерти Ш. Эмилем Вольфом, и пр. 3)  Фридрих-Вильгельм  фон  Ш.  (1789  -
1862), брат предыдущего, знаменитый живописец, ученик сперва своего отца
и Фр. Г. Вейтша, а потом Ширмера. Прослужив два года  (1806  -  1807)  в
солдатах, он  в  1810  г.  отправился  в  Рим,  примкнул  там  к  группе
"назареев" (см.), пристрастился к  религиозной  живописи  и  в  1814  г.
перешел из лютеранства в католичество. Будучи менее способен к большим и
многосложным  композициям,  чем  к  изяществу  рисунка  и   тщательности
исполнения,  он  писал  преимущественно  станковые   картины   масляными
красками, и его фрески в  вилле-Бартольди,  "Дети  Иакова  приносят  ему
окровавленную одежду  Иосифа"  и  "Иосиф,  толкующий  сны  виночерпию  и
хлебодарю",   вышли   уступающими   исполненным   другими   художниками,

Страницы: «« « 3371   3372   3373   3374   3375   3376   3377   3378   3379  3380   3381   3382   3383   3384   3385   3386   3387   3388   3389  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь