Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3377   3378   3379   3380   3381   3382   3383   3384   3385  3386   3387   3388   3389   3390   3391   3392   3393   3394   3395  » »»

"Lettre a Mr. Dacier relative a l'alphabet des hieroglyphes phonetiques"
(П., 1822) наука египтологии датирует свое начало. В следующие  годы  он
усиленно продолжал свои работы и дал фундамент для  всех  отделов  новой
области. В 1824 - 28 гг. появилось его "Precis du  systeme  hierogi.  d.
anciens Egyptiens ou recherches sur les  elements  de  cette  ecriture".
Около того же времени он дал первую египетскую мифологию,  на  основании
нового материала ("Pantheon egyptien"). Изучил  на  месте  итал.  музеи,
причем особенно заинтересовался туринским царским папирусом; результатом
был труд: "Deux lettres е М. le duc de Blacas d'Aulps relatives au musee
royal  de  Turin,  formant  une  histoire  chronologique  des  dynasties
egyptiennes" (П., 1826). В 1826 г. ему поручено было организовать первый
египетский музей, а в 1831 г. он получил первую кафедру новой  науки.  В
1828 - 30 гг. он был командирован в  Египет  и  Нубию,  где  плодотворно
работал  над   собиранием   и   изучением   эпиграфического   и   вообще
археологического материала, но расстроил здоровье и скончался в 1832 г.,
не успев разработать результатов своей экспедиции, которые  были  изданы
уже после его смерти, в виде 4-х фолиантов: "Monuments de l Egypte et de
la Nubie" (1835 - 45) и двух томов "Notices descriptives  conformes  aux
manuscrits autographes rediges sur les lieux par Champollion  le  jenne"
(1844). Главный труд I.: "Grammaire Egyptienne" издан после  его  смерти
по распоряжению министра народного просвещения Гизо. Много трудов Ш.  до
сих пор хранится среди рукописей парижской национальной библиотеки.
   Шанкарачарья - (санкр. Cfnkara = имя  собств.  +  acarya  =  учитель,
брахман) или просто - знаменитый индийский реформатор и философ, один из
главных учителей и проповедников философской  школы  Веданта,  живший  в
VIII  или  (вероятнее)   в   IX   в.   Наиболее   достоверное   предание
свидетельствует, что он родился а 788  г.  по  Р.  Хр.  (см.  А.  Вебер,
"Indische Studien" т. XIV, стр. 353). Менее достоверные известия относят
его ко второму и третьему столетиям нашей  эры  ("Indian  Antiquary"  I,
361; VII, 282) Ш. был родом из Кералы или Малабара, из  касты  брахманов
Намбури, и вел очень беспокойную жизнь, во  время  своих  странствований
успешно  диспутируя  с  представителями  различных  религиозных  учений,
начиная  с  ортодоксальных  вишнуитов  и   шиваитов   и   кончая   менее
правоверными джайнистами и буддистами. При этом он  никогда  не  упускал
случая популяризировать в устных беседах и писаниях  философское  учение
Веданты. Во время своих путешествий он основал  ряд  монастырей  (matha,
для сохранения и распространения его учения. Некоторые из них уцелели  и
по сю пору. Главный из них - монастырь  в  Шрнгири,  или  Шнга-гири,  на
склоне западных гхатов, в Майосоре, вблизи  источников  р.  Тунгабхадры.
Под конец жизни Ш.  добрался  до  Кашмира  и  там,  после  победоносного
диспута  с  разными  оппонентами,  воссел  на  трон  Сарасвати.  Умер  в
Кедаранатх (в Гималайских горах), еще совсем молодым (32  лет).  События
последних лет его жизни засвидетельствованы  местными  преданиями.  Трон
Сарасвати, на котором сидел Ш., показывают и теперь в Кашмире, а в храме
Шивы в Бадари  с  незапамятных  пор  жрецом,  совершающим  богослужение,
всегда состоит малабарский брахман из рода Намбури. Ученость и  святость
жизни Ш. пользовались таким уважением, что его считали воплощением Вишну
и Шивы и верили в его способность совершать чудеса.  Тем  не  менее  ему
приходилось  считаться  и  с  проявлениями   неуважения   и   неприязни.
Рассказывают, что когда после возвращения домой  из  странствий,  умерла
его мать, и он должен был  совершить  над  ней  погребальный  обряд,  то
родственники его отказались снабдить его огнем, а брахманы  не  захотели
совершать богослужение. Тогда Ш. произвел огонь из  своей  руки  и  сжег
тело матери во дворе своего дома, произнеся заклинание  ,  что  брахманы
здесь не будут изучать вед, нищие монахи никогда не получат милостыни, а
мертвые всегда будут сжигаться вблизи домов, в которых жили (обычай,  по
преданию переживший Ш.). В Малабаре Ш. приписывают разделение  первичных
четырех каст на 72 (по 18 подразделений в каждой  из  основных  каст)  и
определение их занятий и обязанностей. По своим религиозным догматам Ш.,
по-видимому, скорее склонялся  к  вишнуизму,  но  пользуется  одинаковым
почетом у представителей  обеих  главных  сект  индуизма  -  шиваитов  и
вишнуитов. Как философ, он был апостолом учения о  так  назыв.  адваита,
составляющем одну из главных составных частей школы  Веданта,  т.  е.  о
тождестве   человеческого   духа   с   мировым    духом    (advaita    =
недвойственность, единство).  Согласно  этому  учению,  дух  человека  и
верховный дух составляют одно целое; все, что мы видим в мире  -  разные
формы, произведенные мировым духом, и в то же  время  впечатления  нашей
души. Вне нашей души и вне верховного духа  нет  ничего.  Таким  образом
весь мир есть ни что иное, как наша иллюзия, наше представление.  Только
наше незнание заставляет нас отделять  нашу  душу  от  Мирового  духа  и
считать ее существующей отдельно и независимо. Устранение этого незнания
приводит к полному освобождению человеческой души от неумолимого  закона
о переселении душ и достигается  изучением  философских  истин  Веданты.
Существует   очень   много   философских   трактатов   и    литературных
произведений, действительно принадлежащих Ш.  или  только  приписываемых
ему. Наиболее важным является его Бхашья (Bhashyam), т.  е.  комментарий
на Ведантасутру, приписываемую Вьясе.  Приписываются  Ш.  еще  трактаты:
Атмабодха (Познание Атмана - Mиpoвого духа; перевед. и объяснен. F. Neve
в  "Journal  Asiatique",  т.  VII,  6-я  серия)  и  Прашноттараратнамала
(Pracnottararatnamala = Драгоценное ожерелье вопросов и ответов"; изд. в
санскр. и тибетской редакциях и с французским переводом Ed. Foucaux. П.,
1867, и А. Вебер, в "Записках Берл. Акад. Наук"; 1868, стр. 92 и  след.)
- амальгама буддийских и шиваитских учении; комментарии на  Бхагавадгиту
и на Нрсинха-Тапания-упанишад; сборник гимнов в честь  Парвати,  супруги
Шивы,   носящий   название   Ананда-лагари   (Ananda-lahari   =    волна
наслаждения).     Другой     подобный     сборник,      Саундарья-лагари
(Suundarya-lahari =  волна  красоты)  также  приписывается  Ш.  Буддисты
считают  Ш.  (вместе  с  Кумарилой)  злейшим  врагом  своей  религии   и
приписывают ему ее падение, что, впрочем, преувеличено, так как  буддизм
продолжал  держаться  в  Индии  еще  более  6  веков  после  смерти   Ш.
Несомненно, однако, что учение Ш. способствовало  постепенному  умиранию
религии Будды в самой ее родине. Ср. F. Н. Windischmann, "Sancara,  sive
de Theologumenis Vedanticorum" (Бонн, 1833); A. Bruining, "Bijdrage  tot
de Kennis van den Vedanta" (Лейден, 1871). У нас о Ш.  и  его  философии
писала В. Джонстон в "Вопросах  философии  и  психологии"  за  последние
годы.
   С. Б - ч.
   Шанкр.  -  Под  этим  именем  разумеют  в   настоящее   время   язвы,
образовавшиеся от заражения венерическим или же сифилитическим  ядом;  в
первом случае развивается  простой  или  мягкий  (венерический)  Ш.,  во

Страницы: «« « 3377   3378   3379   3380   3381   3382   3383   3384   3385  3386   3387   3388   3389   3390   3391   3392   3393   3394   3395  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь