Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3379   3380   3381   3382   3383   3384   3385   3386   3387  3388   3389   3390   3391   3392   3393   3394   3395   3396   3397  » »»

больным; но при раздражении язвы, а также при осложнениях бывают сильные
боли и даже лихорадочное состояние. Из осложнений  мягкого  Ш.  упомянем
так наз. фагедэнизм и гангрену. Причины их могут быть общие и местные. К
первым относится истощение, преклонный возраст, хронический  алкоголизм,
цинга, золотуха; особенно у пьяниц мягкие Ш. имеют резкую наклонность  к
злокачественному течению. К  местным  причинам  относятся  неопрятность,
трение, неуместные прижигания. Ш. имеет острое или хроническое  течение.
В первом случае он развивает свою  разрушительную  силу  преимущественно
вглубь; как и при гангрене, здесь возможно полное  уничтожение  полового
члена,  а  у  женщин  малых  и  больших  губ.  При  хроническом  течении
фагедэнический Ш. ползет по  поверхности  (серпигинозная  язва),  причем
может проползать значительные пространства;  так,  напр.,  начавшись  на
половых органах, дойти до пупка. Профилактика личная состоит в избежании
подозрительных  половых  сношений,   общественная   -   в   надзоре   за
проституцией.  Лечение  многообразно.  Применяются  прижигания   каленым
железом, химические прижигающие, выскабливание (Петерсен) с  последующей
перевязкой йодоформом, ксероформом, танноформом и т. д.
   В.М. О-ий Шанхай-гуань - китайский  город,  у  восточной  оконечности
Великой китайской стены, упирающейся здесь в берег  Ляодунского  залива.
Некогда имел важное стратегическое значение,  как  крепость  на  границе
Маньчжурии и собственно Китая. Через город проходила главная  дорога  из
Китая  в  Маньчжурию;  тут  учреждена  была  застава   для   регистрации
путешественников. По этой дороге направлялась главная масса переселенцев
в северные области Китайской империи. Город разделяется  на  две  части:
южная,  Лин-юй,  лежит  в  пределах  Чжилийской   провинции,   северная,
собственно Ш.-хай-гуань - на  Маньчжурской  стороне.  Станция  Китайской
железной дороги. Город после волнений 1900 г. был  оккупирован  русскими
войсками и очищен лишь в 1902 г.
   Л. Б.
   Шар -  геометрическое  тело,  ограниченное  сферическою  или  шаровою
поверхностью. Все нормали к поверхности сферы сходятся в центре  шара  и
все точки сферы отстоят на равных расстояниях от центра. Расстояние  это
есть радиус Ш.
   Шарден  -  (Жан-Баптист-Симеон  Chardin,  1699  -  1779)   -   франц.
живописец, ученик  П.  Ж.  Каза  и  Ноэля  Куапеля.  Помогая  последнему
исполнять аксессуары в  его  картинах,  приобрел  необычайное  искусство
изображать неодушевленные предметы всякого рода и решился посвятить себя
исключительно  их  воспроизведению.  В  начале   своей   самостоятельной
деятельности писал плоды, овощи, цветы,  битых  животных,  хозяйственные
принадлежности, охотничьи атрибуты с  таким  мастерством,  что  любители
искусства принимали его  картины  за  работы  знаменитых  фламандских  и
голландских художников, и только с 1739 г. расширил круг  своих  сюжетов
сценами домашнего быта небогатых людей и портретами. Картины этой второй
категории,  отличающиеся   наивною   простотою   содержания,   силою   и
гармоничностью красок, мягкостью  и  сочностью  кисти,  еще  более,  чем
прежние работы Ш., выдвинули его из ряда современных  ему  художников  и
укрепили за ним одно из видных мест в истории  французской  живописи.  В
1728 г. он был сопричислен к парижской академии худ., в 1743 г. избран в
ее советники, в 1755 г. принял на  себя  должность  ее  казначея;  кроме
того, с 1765 г. он состоял членом руанской академии наук, словесности  и
изящных искусств. Произведениями Ш. особенно богата луврская  галерея  в
Париже. Они имеются также  во  многих  других  французских  публичных  и
частных коллекциях, а  за  пределами  Франции  -  в  собрании  прусского
короля, в великогерцогской галлерее в Карлсруэ, в стокгольмском музее, в
имп. Эрмитаже, в СПб., в галерее кн. Лехтенштейна, в  Вене,  и  в  друг.
местах. Наиболее известные между  ними  -  "Карточный  замок",  "Молитва
перед  обедом",   "Трудолюбивая   мать",   "Битый   заяц   и   охотничьи
принадлежности", "Плоды на мраморном столе" и "Атрибуты искусства"  (все
- в луврск. галл.), "Три мальчика, пускающие мыльные пузыри" (в  гаврск.
муз.), "Кухонный стол с провизией и посудой" (в руанск. музее),  портрет
г-жи Жофрен (в муз. Монпелье), "Девушка, читающая письмо",  "Возвращение
с рынка", "Кухарка, чистящая репу", и повторения "Молитвы перед  обедом"
(в корол. дворце в Берлине), повторение "Карточного  замка"  и  "Молитвы
перед обедом" и "Прачка"  (в  Эрмитаже),  "Молодая  женщина,  вышивающая
ковер", "Служанка, наливающая воду в кувшин", "Битый заяц и медный коте"
и повторения "Прачки" и "Молитвы перед обедом" (в стокгольмск.  муз.)  и
"Мать и дитя" (в галл. кн. Лихтенштейна).
   Шарж (от франц. charger - нагружать,  тождественному  по  значению  и
происхождению  с  итальянским  саriсаre,  от  которого   карикатура)   -
изображение  действительности,  преувеличенное  до   неправдоподобия   с
комическими   целями.    Итак,    Ш.    прежде    всего    воспроизводит
действительность;  подобно  всякому  художественному   изображению,   он
отбирает характерные черты  действительного  явления  и  заставляет  эти
черты выступать с большей отчетливостью, чем это имеет место в жизни.  В
этом смысле можно сказать, Ш. идеализирует действительность.  Но,  чтобы
выставить на вид ее смешную сторону, Ш.  идет  дальше:  он  подчеркивает
характерные черты не в той только степени, в какой  это  необходимо  для
того, чтобы оттенить их  -  он  преувеличивает  их  до  неправдоподобия.
Смешное  вообще   опирается   на   известную   разницу   между   готовым
представлением о явлении и тою случайною формой, в которую, по  тем  или
иным причинам,  оно  отливается  в  данном  случае.  В  Ш.  эта  разница
увеличивается намеренно - и смех  вызывают  именно  неожиданные  размеры
преувеличения. Когда говорят, что парижская пожарная  команда  приезжает
на место пожара через пять минут после его начала,  лондонская  -  через
две минуты, а казанская - за пять минуть до  пожара,  то  смех  вызывают
именно   размеры   преувеличения,   превосходящие   ожидание.    Подобно
карикатуре,  Ш.  оперирует  с  представлениями,  уже  готовыми   в   уме
воспринимающего; он переносит мысль в мир неправдоподобный, условный, но
подчиняющийся особым законам, им самим для себя предначертанным. В  этом
смысле Ш. может быть назван стилизацией действительности, ее ирреальным,
но по  своему  законосообразным  воплощением.  Когда  рассказывают,  что
известный французский слесарь Х. так хорошо и быстро открывал  секретные
замки, что они открывались от одного его взгляда,  или  когда  у  Чехова
кондуктор три  раза  подряд  будит  принимающего  в  промежутках  морфий
пассажира, то и для автора, и для читателя совершенно очевидно, что дело
происходит за пределами действительности, но читатель  принимает  законы
этой  особой,  неправдоподобной   действительности,   предложенные   ему
автором. Ясное представление о художественной форме  затуманивается  тем
смыслом, который это слово часто  имеет  в  обиходе:  Ш.  называют  -  с
оттенком   неодобрения   -   всякое,   особенно   в   комическом   роде,

Страницы: «« « 3379   3380   3381   3382   3383   3384   3385   3386   3387  3388   3389   3390   3391   3392   3393   3394   3395   3396   3397  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь