Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3381   3382   3383   3384   3385   3386   3387   3388   3389  3390   3391   3392   3393   3394   3395   3396   3397   3398   3399  » »»

вдохновенная апология христианства, не догматическая,  не  богословская,
но поэтическая, естественная реакция против бурной, насмешливой и иногда
грубой антирелигиозности  XVIII  в.,  попытка  показать,  "что  из  всех
существовавших религий христианская - самая поэтичная, самая человечная,
самая благоприятная свободе, искусствам и наукам; современный мир обязан
ей всем, от земледелия до абстрактных наук, от  больниц  для  бедных  до
храмов, воздвигнутых Микеланджело  и  украшенных  Рафаэлем;  нет  ничего
божественнее  ее  морали,  ничего  привлекательнее  и  торжественнее  ее
догматов, ее доктрины и ее культа; она покровительствует гению,  очищает
вкус, развивает благородные страсти, даст мысли силу, сообщает  писателю
прекрасные формы  и  художнику  совершенные  образцы".  Догматическая  и
философская, историческая и логическая стороны сочинения  Ш.  слабы.  Он
побеждает искренностью, наивностью, захватом лиризма, силой вдохновения.
Католицизм не умер, но замер: Ш. воскрешал его, связывая его с  наиболее
возвышенными  представлениями  живой  действительности.  Он  вел   своих
читателей по  тому  пути,  который  прошел  сам,  основывая  религию  на
индивидуальных эмоциях, эстетических по преимуществу. Его  книга  должна
была потерять значение вместе с падением того общественного  настроения,
при котором она была создана. Литературное влияние ее было громадно; она
создала школу. Идеализм и реализм равно могли обресть в ней новое слово.
Вместе  с  глубиной  индивидуального   лиризма,   мистическим   захватом
религиозного чувства и ораторским пафосом  -  субъективными  элементами,
которым равных еще не знала литература, - здесь были образы,  картины  и
описания  невиданной   еще   красоты,   яркости   и   изобразительности;
искусственность смешивалась  с  наивностью,  элементарные  промахи  -  с
проблесками гения. Два эпизода из "Гения  христианства"  были  выделены:
один, "Atala", появился в "Mercure" за год до выхода главного сочинения,
другой, "Rene", был отделен от него впоследствии (1807). "Atala  ou  les
amours de  deux  sauvages  dans  le  desert",  проникнутая  грандиозными
впечатлениями, вынесенными автором из его скитаний по первобытному  миpy
Америки,  поразила  читателей  столько  же  новым  настроением,  сколько
блеском формы, и имела большой успех не только во Франции. "Rene ou  les
effets  des  passions"  -  французский  и,  как  его   иногда   называли
"христианизованный Вертер",  сходен  с  немецким  прообразом  некоторыми
чертами сюжета, но  более  всего  тем,  что  это  такое  же  изображение
личности поэта; скорбь его героя театральна; "он носит  свое  сердце  на
перевязи" - как сказала одна англичанка о самом Ш.; в героине не  трудно
заметить черты влиявшей на него сестры, Люсили. Одно из наиболее сильных
выражений "мировой скорби", это произведение произвело очень  сильное  и
устойчивое впечатление. Изданные через семь лет "Les Martyrs"  (1809,  5
т.) должны были явиться практическим образцом применения  той  эстетики,
теория которой дана в "Гении христианства".  До  тех  пор  борьба  между
"старыми" и "новыми"  не  позволяла  искусству  отказаться  от  рабского
подражания древним образцам. Ш.  провозглашает  национальное  искусство,
вводит  религиозность  в  ряд  эстетических  настроений,  отрешается  от
холодного рационализма классиков. "Я нашел, что христианство  более  чем
язычество благоприятно развитию характеров и игре страстей в  эпопее.  Я
говорил, что чудеса этой религии могут, пожалуй, поспорить  с  чудесами,
взятыми у мифологии. Эти спорные воззрения я  пытаюсь  здесь  подкрепить
примером". Это поэма в прозе из эпохи Диоклетиана, полная красот, но  не
в изображении сверхъестественного, к которому охотно обращается автор, а
в земных сценах и рассказах, в великолепных картинах природы и описаниях
мест, которые за время работы над "Мучениками"  посетил  автор  -  Афин,
Рима, Иерусалима. Результатом  путешествия  в  Святую  Землю,  куда  Ш.,
остановив работу, отправился искать впечатлений местного  колорита,  был
"Itineraire de Paris a Jerusalem" (1811, 3 т.) - не только  путешествие,
но, так сказать, оправдательный  документ  к  "Martyrs".  Путешествие  в
Испанию дало (1809) материалы для изящного и законченного рассказа: "Les
aventures du dernier des Abencerages", напечатанного лишь много позже  в
"Oeuvres completes". Здесь  же  впервые  появилось  раннее  произведение
автора: "Les Natchez", по американскому сюжету связанное  с  "Аталой"  и
"Рене". На этом заканчивается художественное творчество Ш.; отныне он  и
его перо принадлежат политике. Сент-Бев делит его политическую жизнь  на
три периода: 1) чистый роялизм (1814 - 24), 2) либерализм (1824 - 30)  и
3) смесь роялизма с республиканством (после 1830  г.).  Он  не  ладил  с
Наполеоном,  хотя  последний,  будучи  первым  консулом,  назначил   его
секретарем посольства в Рим, а затем посланником  в  швейцарский  кантон
Валлис;  от  последнего  поста  Ш.   отказался   после   казни   герцога
Энгиенского. В 1814 г., еще до отречения Наполеона,  Ш.  издал  брошюру:
"De Buonaparte, des Bourbons et de la necessite de nous  rallier  a  nos
princes legitimes pour le  bonheur  de  la  France  et  de  l'Europe"  -
памфлет, по заявлению Людовика  XVIII  стоивший  целой  армии  для  дела
реставрации. В 1815 г. последовал за  королем  в  Гент  и  временно  был
министром внутренних дел.  Несколько  ранее  появились  его  "Reflexions
politiques sur quelques ecrits du jour"  (1814).  Получив  после  второй
реставрации звание пэра, он напечатал "Melanges de politique" (1816),  а
затем наделавшую много шума и конфискованную "Monarchie selon la charte"
(1816), за которую был лишен пенсии (до 1821  г.).  В  1818  г.  основал
газету "Conservateur". В 1821 г.  назначен  послом  в  Берлин,  затем  в
Лондон; в 1822 г. был представителем  Франции  на  веронском  конгрессе.
Кроме статей в газете, за это время появились его "Memoires, lettres  et
pieces authentiques touchant la vie et la mort du duс de Berry"  (1820).
В 1823 г., будучи министром иностранных дел, он  настоял  на  объявлении
войны Испании. В 1828 г. назначен послом в Рим,  но  вышел  в  отставку,
когда сформировалось министерство Полиньяка. Его надменный и приподнятый
легитимизм не мог примириться с Июльской монархией; после революции 1830
г., которую он предсказал, он отказался от звания пэра. В 1831 г.  вышли
его брошюры: "De 1а геstauration  et  de  la  monarchie  elective"  (где
находится известная самохарактеристика: "я сторонник Бурбонов из чувства
чести, роялист по рассудку и по убеждению, республиканец по  влечению  и
по характеру") и "De la nouvelle proposition relative au bannissement de
Charles X et de sa famille".  В  1832  г.  Ш.,  еще  ранее  подвергнутый
заключению за то, что раздавал пострадавшим от холеры  деньги  от  имени
герцогини Беррийской, предстал пред судом присяжных за "Memoire  sur  la
captivite de m-me la duchesse de Berry"; суд оправдал его. После  выхода
его "Oeuvres completes" (1826 -  1831,  31  т.)  появились:  "Etudes  ou
Discours historiques sur la chute de  l'Empire  romain"  (1831,  4  т.);
"Voyages en Amerique, en France et en Italie" (1834, 2 т.);  "  Lectures
des Memoires do M. de Chateaubriand" (1834); "Essai sur  la  litterature
anglaise" (1836); "Le congrеs de Verone" (1838, 2 т.);  "Vie  de  Rance"

Страницы: «« « 3381   3382   3383   3384   3385   3386   3387   3388   3389  3390   3391   3392   3393   3394   3395   3396   3397   3398   3399  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь