|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 3374 3375 3376 3377 3378 3379 3380 3381 3382 3383 3384 3385 3386 3387 3388 3389 3390 3391 3392 » »» злых духов, с добрыми же он не церемонится. Идолу, изображающему бога
охоты, он усердно мажет губы салом, прося покровительства и удачи на
охоте, но если удачи не было, то раздосадованный дикарь бьет его плетью.
Сонм духов приводится в определенную систему; такая система существовала
в различных видах у всех шаманистов. У монголов во главе стоит
Эрлик-хан; за ним следуют тенгрии (второстепенные боги) и, наконец,
онгоны (души предков). У тюркских народов главное божество было Тенгри
(небо) или Кук-тенгри (голубое небо); ему противополагалось подземное
существо - шайтан, далее следовали арвахи (души предков), божества
стихий и т. д. На шаманской почве развились и окрепли различные обряды,
исполнявшиеся при всех важных моментах жизни человека; некоторые из этих
обрядов удержались и поныне. Сюда относятся обряды при родах, свадебные
и похоронные. Если женщина мучается в родах, то это значит, что в нее
вселился злой дух, которого необходимо выгнать разными устрашающими
мерами. С этою целью шаман старается испугать роженицу, чтобы вместе с
тем и дух выскочил из нее, бьет плетью по юрте, а иногда и по роженице.
Если последняя все-таки умрет, это покажет только, что шаман не мог
справиться с злым духом, что следовало бы пригласить более
могущественного шамана. Теперь вера в этих духов, под влиянием других
религий, мало помалу сокращается; но вера в дурной глаз остается еще в
полной силе. Роженицы и молодухи носят, как предохранительное средство,
различные амулеты, в особенности перья совы, которые прицепляют и детям.
Шаманисты представляли себе загробное существование продолжением земной
жизни, с прежними страстями и потребностями. Отсюда сложная система
похоронных обрядов. С покойником необходимо положить в могилу по
возможности все те предметы, в которых он нуждался при жизни. Страх пред
неисполнением этого требования был так велик, что нарушить его никто не
решался; бывали случаи, когда законодательными мерами приходилось
ограничивать усердие родственников, боявшихся нажить себе непримиримого
врага в лице почившего. Если покойник занимал выдающееся положение, то с
ним хоронили его жену или наложницу и слуг для службы на том свете, как
это было при погребении скифских царей. С тою же целью опускали в могилу
убитых животных. Пиршества и различные игры при похоронах, музыка, затем
поминки в установленные дни имели целью утешить душу почившего и
привлечь ее к участию в развлечениях. Чтобы душа покойника не могла
тревожить людей, против нее принимались различные предосторожности:
покойника выносили не обычным путем, а прорубали особый ход, который
потом заделывался; в гробу одни народы делали специальные окошки для
свободного прохождения души, другие, напротив, старались сделать это
прохождение невозможным; в крайних случаях вбивали осиновый кол. Словом,
все те поверья, которые живут еще в народе, объясняются шаманскими
верованиями. Подробного и обстоятельного исследования о Ш. еще нет, хотя
литература о нем довольно обширна. См. Д. Банзаров, "Черная вера или
шаманство у монголов" (в "Ученых Записк. Казан. Унив.", 1846 г., кн.
III; новое издание под ред. Г. Н. Потанина); Галсан Гомбоев, "О древних
монгольских обычаях и суевериях, описанных у Плано-Карпини" ("Труды
Восточн. Отд. Имп. Рус. Археол. Общ.", ч. IV); Валиханов, "О шаманстве у
киргизов" (изд. Имп. русск. геогр. общ.); Михайловский, "Шаманство" (М.,
1892, "Известия Имп. Общ. Любит. Естествознания", г. LXXV); Шашковский,
"Шаманство в Сибири" ("Дело", 1864).
И. Веселовский.
Шамиссо (Альберт фон Chamisso, собственно Людовик-Шарль-Аделаид де
Ch., 1781 - 1838) - немецкий поэт и естествоиспытатель, по происхождению
французский дворянин, отец которого вместе со всей семьей эмигрировал в
Германию во время революции, лишившей его всего его имущества. В 1796 г.
молодой Ш. получил звание пажа прусской королевы. Окончив курс в
гимназии в Берлине, поступил на прусскую военную службу. В 1801 г. его
родители, братья и сестры вернулись во Францию, но сам Ш. остался в
Пруссии, хотя и не без колебаний. К военной службе у него не было
никакой склонности; он интересовался литературой и естествознанием,
преимущественно ботаникой. В 1803 г. Ш. написал в стихах довольно
ходульный драматический отрывок "Faust", который напечатал в изданном им
вместе с Варнгагеном ф. Энзе, Гитцигом и др. "Musenalmanach auf das Jahr
1804" (Лпц.; в следующие годы появились еще два тома "Musenalmanach", в
Берлине, при чем к редакционному кружку присоединился Ламотт-Фуке). В
1806 г. Ш. находился в г. Гамельне (на Везере), сданном на капитуляцию
французам. Возмущенный постыдною сдачею, Ш. оставил военную службу и
после двухлетних странствований по Германии и Франции получил место
учителя гимназии в Наполеонвилле (в Вандее); через два года он потерял
это место. В 1810 г. отправился в Париж, где познакомился с А. В.
Шлегелем и г-жей де Сталь, у которой провел лето 1811 г. в Коппэ на
Женевском озере; здесь Ш. усердно изучал естественные науки и языки.
Вернувшись в Берлин, он записался студентом медицины в университете,
продолжая изучать ботанику и зоологию. Вместе с тем он печатал свои
лирические стихотворения, вызывавшие к нему интерес и сочувствие
публики. В 1813 г. он написал (в прозе) романтическую сказку "Peter
Schlemihl". Герой сказки за богатство продал свою тень и ищет ее по
всему свету, находя нравственное успокоение только в научной работе.
Сказка эта была написана как раз в то время, когда война за освобождение
между немцами и французами заставляла его особенно болезненно
чувствовать потерю национальности и созданную ею для него нравственную
невозможность пристать к той или другой стороне. Она создала Ш. весьма
значительную известность (переведена на русский яз. Самойловым, СПб.,
1842, потом в "Пантеоне Литературы" и отдельно, СПб., 1889). В 1815 г.
Ш. получил приглашение отправиться в качестве естествоиспытателя в
кругосветное плавание на корабле "Рюрик", снаряженном гр. Румянцевым под
командой русского капитана Коцебу. Ш. принял предложение и в течение 3
лет (1815 - 18) объездил африканские острова, Южн. Америку, часть
Сибири, потом Сев. Америку, Полинезийские о-ва, Капландию. Коцебу ставил
всевозможные препятствия его научным изысканиям и позднее включил в
описание своего путешествия только отрывки из его работ. В полном виде
"Reise um die Welt" (в двух частях: 1) "Tagebuch", 2) "Bemerkungen und
Ansichten" где собраны его наблюдения ботанические, зоологические, а
также лингвистические - о гавайском яз. и др.) появилась только в
собрании сочинений Ш. в 1836 г.; оно до сих пор много читается благодаря
художественной яркости и живости картин. По возвращении в Берлин, в 1818
г., Ш. получил степень почетного доктора философии и место кустоса
берлинского ботанического сада.
В. В - в.
Как естествоиспытатель, Ш. известен своими наблюдениями над
Страницы: «« « 3374 3375 3376 3377 3378 3379 3380 3381 3382 3383 3384 3385 3386 3387 3388 3389 3390 3391 3392 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |