Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3374   3375   3376   3377   3378   3379   3380   3381   3382  3383   3384   3385   3386   3387   3388   3389   3390   3391   3392  » »»

злых духов, с добрыми же он не церемонится.  Идолу,  изображающему  бога
охоты, он усердно мажет губы салом, прося  покровительства  и  удачи  на
охоте, но если удачи не было, то раздосадованный дикарь бьет его плетью.
Сонм духов приводится в определенную систему; такая система существовала
в  различных  видах  у  всех  шаманистов.  У  монголов  во  главе  стоит
Эрлик-хан; за ним следуют  тенгрии  (второстепенные  боги)  и,  наконец,
онгоны (души предков). У тюркских народов главное божество  было  Тенгри
(небо) или Кук-тенгри (голубое небо);  ему  противополагалось  подземное
существо - шайтан,  далее  следовали  арвахи  (души  предков),  божества
стихий и т. д. На шаманской почве развились и окрепли различные  обряды,
исполнявшиеся при всех важных моментах жизни человека; некоторые из этих
обрядов удержались и поныне. Сюда относятся обряды при родах,  свадебные
и похоронные. Если женщина мучается в родах, то это значит,  что  в  нее
вселился злой дух,  которого  необходимо  выгнать  разными  устрашающими
мерами. С этою целью шаман старается испугать роженицу, чтобы  вместе  с
тем и дух выскочил из нее, бьет плетью по юрте, а иногда и по  роженице.
Если последняя все-таки умрет, это покажет  только,  что  шаман  не  мог
справиться  с  злым   духом,   что   следовало   бы   пригласить   более
могущественного шамана. Теперь вера в этих духов,  под  влиянием  других
религий, мало помалу сокращается; но вера в дурной глаз остается  еще  в
полной силе. Роженицы и молодухи носят, как предохранительное  средство,
различные амулеты, в особенности перья совы, которые прицепляют и детям.
Шаманисты представляли себе загробное существование продолжением  земной
жизни, с прежними страстями  и  потребностями.  Отсюда  сложная  система
похоронных  обрядов.  С  покойником  необходимо  положить  в  могилу  по
возможности все те предметы, в которых он нуждался при жизни. Страх пред
неисполнением этого требования был так велик, что нарушить его никто  не
решался;  бывали  случаи,  когда  законодательными  мерами   приходилось
ограничивать усердие родственников, боявшихся нажить себе  непримиримого
врага в лице почившего. Если покойник занимал выдающееся положение, то с
ним хоронили его жену или наложницу и слуг для службы на том свете,  как
это было при погребении скифских царей. С тою же целью опускали в могилу
убитых животных. Пиршества и различные игры при похоронах, музыка, затем
поминки в  установленные  дни  имели  целью  утешить  душу  почившего  и
привлечь ее к участию в развлечениях.  Чтобы  душа  покойника  не  могла
тревожить людей,  против  нее  принимались  различные  предосторожности:
покойника выносили не обычным путем, а  прорубали  особый  ход,  который
потом заделывался; в гробу одни народы  делали  специальные  окошки  для
свободного прохождения души, другие,  напротив,  старались  сделать  это
прохождение невозможным; в крайних случаях вбивали осиновый кол. Словом,
все те поверья, которые  живут  еще  в  народе,  объясняются  шаманскими
верованиями. Подробного и обстоятельного исследования о Ш. еще нет, хотя
литература о нем довольно обширна. См. Д.  Банзаров,  "Черная  вера  или
шаманство у монголов" (в "Ученых Записк. Казан.  Унив.",  1846  г.,  кн.
III; новое издание под ред. Г. Н. Потанина); Галсан Гомбоев, "О  древних
монгольских обычаях и  суевериях,  описанных  у  Плано-Карпини"  ("Труды
Восточн. Отд. Имп. Рус. Археол. Общ.", ч. IV); Валиханов, "О шаманстве у
киргизов" (изд. Имп. русск. геогр. общ.); Михайловский, "Шаманство" (М.,
1892, "Известия Имп. Общ. Любит. Естествознания", г. LXXV);  Шашковский,
"Шаманство в Сибири" ("Дело", 1864).
   И. Веселовский.
   Шамиссо (Альберт фон Chamisso,  собственно  Людовик-Шарль-Аделаид  де
Ch., 1781 - 1838) - немецкий поэт и естествоиспытатель, по происхождению
французский дворянин, отец которого вместе со всей семьей эмигрировал  в
Германию во время революции, лишившей его всего его имущества. В 1796 г.
молодой Ш.  получил  звание  пажа  прусской  королевы.  Окончив  курс  в
гимназии в Берлине, поступил на прусскую военную службу. В 1801  г.  его
родители, братья и сестры вернулись во Францию,  но  сам  Ш.  остался  в
Пруссии, хотя и не без колебаний.  К  военной  службе  у  него  не  было
никакой склонности;  он  интересовался  литературой  и  естествознанием,
преимущественно ботаникой. В  1803  г.  Ш.  написал  в  стихах  довольно
ходульный драматический отрывок "Faust", который напечатал в изданном им
вместе с Варнгагеном ф. Энзе, Гитцигом и др. "Musenalmanach auf das Jahr
1804" (Лпц.; в следующие годы появились еще два тома "Musenalmanach",  в
Берлине, при чем к редакционному кружку  присоединился  Ламотт-Фуке).  В
1806 г. Ш. находился в г. Гамельне (на Везере), сданном  на  капитуляцию
французам. Возмущенный постыдною сдачею, Ш.  оставил  военную  службу  и
после двухлетних странствований по  Германии  и  Франции  получил  место
учителя гимназии в Наполеонвилле (в Вандее); через два года  он  потерял
это место. В 1810 г. отправился  в  Париж,  где  познакомился  с  А.  В.
Шлегелем и г-жей де Сталь, у которой провел лето  1811  г.  в  Коппэ  на
Женевском озере; здесь Ш. усердно изучал  естественные  науки  и  языки.
Вернувшись в Берлин, он записался  студентом  медицины  в  университете,
продолжая изучать ботанику и зоологию. Вместе  с  тем  он  печатал  свои
лирические  стихотворения,  вызывавшие  к  нему  интерес  и   сочувствие
публики. В 1813 г. он написал  (в  прозе)  романтическую  сказку  "Peter
Schlemihl". Герой сказки за богатство продал свою  тень  и  ищет  ее  по
всему свету, находя нравственное успокоение  только  в  научной  работе.
Сказка эта была написана как раз в то время, когда война за освобождение
между  немцами  и  французами   заставляла   его   особенно   болезненно
чувствовать потерю национальности и созданную ею для  него  нравственную
невозможность пристать к той или другой стороне. Она создала  Ш.  весьма
значительную известность (переведена на русский  яз.  Самойловым,  СПб.,
1842, потом в "Пантеоне Литературы" и отдельно, СПб., 1889). В  1815  г.
Ш. получил  приглашение  отправиться  в  качестве  естествоиспытателя  в
кругосветное плавание на корабле "Рюрик", снаряженном гр. Румянцевым под
командой русского капитана Коцебу. Ш. принял предложение и в  течение  3
лет (1815 -  18)  объездил  африканские  острова,  Южн.  Америку,  часть
Сибири, потом Сев. Америку, Полинезийские о-ва, Капландию. Коцебу ставил
всевозможные препятствия его научным  изысканиям  и  позднее  включил  в
описание своего путешествия только отрывки из его работ. В  полном  виде
"Reise um die Welt" (в двух частях: 1) "Tagebuch", 2)  "Bemerkungen  und
Ansichten" где собраны его  наблюдения  ботанические,  зоологические,  а
также лингвистические - о  гавайском  яз.  и  др.)  появилась  только  в
собрании сочинений Ш. в 1836 г.; оно до сих пор много читается благодаря
художественной яркости и живости картин. По возвращении в Берлин, в 1818
г., Ш. получил степень  почетного  доктора  философии  и  место  кустоса
берлинского ботанического сада.
   В. В - в.
   Как  естествоиспытатель,  Ш.   известен   своими   наблюдениями   над

Страницы: «« « 3374   3375   3376   3377   3378   3379   3380   3381   3382  3383   3384   3385   3386   3387   3388   3389   3390   3391   3392  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь