Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3368   3369   3370   3371   3372   3373   3374   3375   3376  3377   3378   3379   3380   3381   3382   3383   3384   3385   3386  » »»

of Good Women"  (1388).  В  этих  поэмах  особенно  чувствуется  влияние
итальянских поэтов. В "Жизни св. Цецилии"  есть  места,  непосредственно
взятые из Дантова "Рая": в "Parlement of Foules" - поэме, написанной  по
случаю бракосочетания юного короля Ричарда  II,  -  вставлена  переделка
знаменитого вступления к III песне "Inferno": "Per me si va nella  cittа
dolente";  сюжет  "Troylus  and  Chryseide"   целиком   заимствован   из
"Filostrato"  Боккаччо;  легенда  о  примерных   женщинах   внушена   Ч.
сочинением Боккаччо "Dе claris mulieribus". Наконец;  путешествие  Данта
по трем царствам послужило образцом для поэмы "The  House  of  Fame"  (в
которой Данте упоминается наряду с Виргилием и Клодионом). Не смотря  на
эти  влияния,  Ч.  проявляет  в  этой  последней.   поэме   значительную
самостоятельность, сказывающуюся главным образом в картинных описаниях и
в живом, естественном диалоге. Он уделяет  также  не  мало  места  своей
личности, что придает его поэме близкий нам характер. Ч.  описывает  как
орел уносит его на золотых крыльях в храм славы, построенный на  ледяной
скале, на которой написаны имена великих людей. Под  влиянием  солнечных
лучей  скала  тает,  исчезают  и  буквы  имен,   становясь   все   менее
разборчивыми. В храме  пребывают  шумные  толпы  музыкантов,  жонглеров,
пророков, людей, прославляющих  различными  способами  героев;  слышится
веселая музыка, красуются статуи великих  поэтов.  Сатирический  элемент
сказывается в описании группы порочных хвастунов, довольных своей дурной
славой. Затем поэт переносит  читателя  в  дом  новостей,  где  толпятся
праздные  зеваки,  Жадные  до  новостей  и  не  обращающие  внимания  на
достоверность известий. "Troylus and Chryseide" - большая поэма,  вполне
законченная по форме - состоит из 5 книг, написана любимым  размером  Ч.
строфами из 7 стихов с системой рифм a b a b b c c. Сюжет ее заимствован
у Боккаччо, но автор сумел придать своему произведению печать самобытной
индивидуальности,  видоизменив  характер  рассказа  и  действующих  лиц,
искусно соединив,  как  впоследствии  Шекспир  в  "Троиле  и  Крессиде",
трагическое с комическим, героическое с  обыденным.  Он  является  также
тонким психологом и мастером в постепенном ведении рассказа и в создании
характеров.  Особенно  замечательна  характеристика  Пандара,  скептика,
пошляка,  болтуна,  хитрого  и  непристойного  нахала,  грубияна,  вечно
говорящего  пословицами,  циника  и  сводника.  Из   эпизодов   особенно
выделяется  полная  истинного  драматизма  сцена  Крессиды  с  Пандаром,
который, являясь посредником между Троилом и ей,  искусно  возбуждает  в
ней любопытство и интерес к Троилу, переходящие впоследствии в  страсть.
Поэма заканчивается  характерным  для  английского  поэта  нравоучением,
обращенным к молодыми людям. "Легенда о примерных женщинах"  трактует  о
мученицах любви, начиная с  древнейших  времен,  и  написана  вследствие
сделанного Ч. его покровительницей - королевой - упрека в  том,  что  он
осмеивал женщин в других своих сочинениях ("Roman de la Rose" и "Troylus
and Chryseide"). После 1379 г. Ч. безвыездно жил в Лондоне;  в  1386  г.
был избран депутатом в парламент (от Кентского графства). В  время  этой
сессии парламента судился канцлер королевства Мишель  Поль.  Сохранением
верности своим прежним покровителям, Ричарду и  герцогу  Ланкастерскому,
Ч. навлек на себя немилость Глостера и, лишившись всех должностей,  впал
почти  в  нищету.  Спустя  три  года,  когда  Ричард  упразднил   совет,
навязанный ему парламентом, и снова начал править самовластно, поэт  был
сделан клерком королевских работ (1389) и в этой должности  распоряжался
постройками и переделками в Вестминстере и других зданиях  и  замках.  В
течение  этого  времени  он   создал   свое   лучшее   и   знаменитейшее
произведение, доставившее ему бессмертное имя во всемирной литературе  -
"Кентерберийские рассказы" ("Canterbury Tales"). Это сборник  рассказов,
заключенных в одну рамку, подобно "Декамерону" Боккаччо, с той,  однако,
разницей, что у Боккаччо рамка носит хотя и.  прекрасный,  но  несколько
искусственный  характер,   чуждый   действительности,   а   рассказчики,
принадлежа все к одному сословию, мало чем отличаются одни  от  других,.
тогда как Ч. в прологе переносит  читателя  в  водоворот  действительной
жизни и рисует нам общество  29  пилигримов  из  самых  различных  слоев
общества, разных полов, возрастов и темпераментов. Все они  собрались  в
трактире  близ  Лондона,  с  тем,  чтобы  оттуда  вместе  двинуться.   в
Кентербери на поклонение гробу св. Фомы Бекета. Чтобы  скоротать  время,
каждый из членов общества рассказывает какую-нибудь сказку или  повесть;
при   этом   Ч.   заставляет   всю   труппу   рассказчиков    двигаться,
останавливаться  в  трактирах  на  ночлег,  знакомиться   с   прохожими,
говорить, кричать, обмениваться комплиментами, и иногда  и  ударами.  За
каждым  рассказом  следуют  живые  комические   сцены:   путешественники
обсуждают рассказ,  спорят,  горячатся.  Все  это  дает  возможность  Ч.
создать  целый  ряд  разнообразнейших  характеров  и   типов.   Рассказы
подобраны так, что каждый из них соответствует характеру и общественному
положению рассказчика, да  и  манера  каждого  из  них  особая.  Рассказ
исповедника походит на проповедь  и  заканчивается  приглашением  купить
индульгенций а пожертвовать что-нибудь на  церковь.  Нищенствующий  брат
непременно хочет говорить, но гнев мешает ему, и из рассказа его  ничего
не  выходит;  Мещанка  из  Бата,  -  необыкновенно   ярко   нарисованный
комический тип, - толстая жизнерадостная болтунья,. уморившая нескольких
мужей, прежде чем  приступить  к  своей  сказке  рассказывает  несколько
автобиографических   подробностей.   Рыцарь   сообразно   своему   сану,
рассказывает изящную придворную повесть о Палемоне и Арсилае (подражание
Тезеиде Боккаччо), оксфордский  клерк  -  повесть  о  Гризельде;  монах,
толкуя о превратностях судьбы, приводит примеры  людей,  испытавших  их;
пьяный мельник передает непристойную повесть в духе фабльо и т. п. Таким
образом,    "Кентерберийские    рассказы"    представляют,    в    общем
нравоописательный роман, в котором нравы и типы английского современного
Ч. общества списаны прямо с натуры. При этом Ч. не только  не  гнушается
изображением  людей  из  низших  сословий,  но  рисует  их  с  очевидной
симпатией и  глубоким  знанием.  Без  сомнения  материалом  ему  служили
наблюдения,  произведенные  им  в  течение  его  богатой  разнообразными
встречами  и  переменами  жизни.  Быть  может,  влияние  учения  Виклефа
сказывается  в  изображении  характера  лицемерного  и   корыстолюбивого
нищенствующего брата, питающегося,  по  его  словам,  только  библией  и
увещевающего больного главным образом давать побольше монахам, а также в
идеальном изображении образцового священника, истинного пастыря  церкви,
и благочестивого крестьянина; но  на  основании  этого  не  следует  еще
заключать, чтобы Ч. принадлежал  сам  к  секте  Виклефитов.  Не  следует
забывать, что и в фабльо, авторы  которых  несомненно  были  правоверные
католики, нередко  можно  встретить  сатирические  изображения  пастырей
церкви. "Кентерберийские рассказы" остались  неоконченными,  может  быть
вследствие тяжелых  обстоятельств;  постигших  поэта  в  последние  годы

Страницы: «« « 3368   3369   3370   3371   3372   3373   3374   3375   3376  3377   3378   3379   3380   3381   3382   3383   3384   3385   3386  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь