Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3504   3505   3506   3507   3508   3509   3510   3511   3512  3513   3514   3515   3516   3517   3518   3519   3520   3521   3522  » »»

придерживаются того правила, что надо  стремиться  к  возможно  быстрому
заживлению  всякой  язвы.  Лечение  язв,  помимо  устранения   причинных
моментов, по преимуществу антисептическое  (перевязка  йодоформом  и  т.
п.). В застарелых случаях может понадобиться оперативное иссечение  язвы
с последующим наложением шва  или  с  последующей  пересадкой  кожи  (по
Thiersch'y), или с пластическим  закрытием  образованного  дефекта.  Как
последнее  средство  применяют  иногда  ампутацию  пораженной   язвенным
процессом конечности. В. О -  ий  Язон  (Iaswn,  Jason)  -  в  греческой
мифологии местный  фессалийский  герой,  стоявший  во  главе  экспедиции
аргонавтов, сын Эзона (Айзона), происходил из рода Эолидов; родиной  его
был фессалийский город Иолк населенный минийцами. По смерти основателя и
царя г.Иолка, Креея, власть перешла к  сыну  его  Пелию,  который  силой
отнял престол у брата своего Эзона. Боясь за жизнь своего сына Я.,  Эзон
отправил  его  тайно  на  гору  Пелий  к  кентавру   Хирону   (Хейрону),
мифическому воспитателю Ахилла, Асклепия и  Геракла;  здесь  Я.  получил
воспитание и научился между прочим врачебному  искусству,  откуда,  быть
может,  происходит  и  самое  имя  Я.  (целитель;  ср.  Язо).   Согласно
приводимому Аполлодором сказанию, Я. пришел однажды по приглашению Пелия
в Иолк, на Посейдонов  праздник,  но  при  переправе  через  реку  Анавр
потерял один сандалий и в таком виде предстал  перед  царем.  Между  тем
последний, незадолго до  того,  получил  от  оракула  предостережение  -
бояться человека, обутого на одну ногу. Увидев Я. и вспомнив об оракуле,
Пелий сообщил ему о предсказании и спросил Я., что сделал бы он, если бы
получил  подобное  предостережение.  Я.  ответил,  что  он  отправил  бы
опасного ему человека в Колхиду за золотым руном - и тем принял на  себя
казавшийся неисполнимым подвиг. По другой версии (Пиндар, Пие., IV), Я.,
прибыв в Иолк обутым в один сандалий и узнав о данном Пелию предсказании
потребовал,  основываясь  на  словах  оракула,  чтобы  Пелий  отдал  ему
царство.  Последний  согласился,   но   с   тем   условием,   чтобы   Я.
предварительно привез в Иолк золотое руно барана,  на  котором  спаслись
дети Афаманта, Фрикс и Гелла, и чтобы он вернул на родину душу Фрикса  и
тем снял проклятие, тяготевшее над родом Эолидов. Я. послал вестников по
всем городам, приглашая героев принять участие в  предприятии,  и  когда
состав  экспедиции  определился  (по  Пиндару  в   походе   на   Колхиду
участвовали Геракл, Диоскуры, Эвфем, Периклимен,  Орфей,  Эхион,  Эврит,
Зет и Калаид;  со  временем  этот  список  значительно  увеличился).  Я.
построил  с  помощью  Афины  корабль  Арго  (=быстрый)  и,  благополучно
достигнув страны Эи (Айи), после многих приключений  и  опасностей,  при
содействии волшебницы Медеи, дочери  царя  Эи  -  Эета  (Айета)  овладел
желанным  руном.  По  древнейшей  версии  сказания,  Я.,  по  совершении
геройского подвига вернулся с Медеею в Иолк, где и воцарился, после того
как Пелий  был  убит  собственными  дочерьми,  которым  Медея  вероломно
посоветовала сделать это, обещав вернуть ему, вместе с жизнью юность. По
позднейшим версиям мифа, Медея, после умерщвления Пелия, бежала вместе с
Я. в Коринф, где Я. изменил Медее, посватавшись к дочери  царя  Креонта,
Главке, которой Медея  отомстила,  послав  ей  в  дар  отравленную  ядом
одежду. По одному из  позднейших  сказаний.  Я.  с  сыном  Медеи  Медом,
родившимся у нее от афинского царя Эгея,  возвратился  в  Колхиду,  где,
однако, продолжал царствовать Эет (Айет). По Диодору,  Я.  кончил  жизнь
самоубийством; по другому сказанию он  был  убит  обрушившимся  на  него
обломком корабля Арго. Дети Я. были: от Медеи - Мермер и Фер (по Диодору
- Фессал, Тисандр и Алкимен), от Гипсипилы - Эвней и Неброфон.  Сказание
об аргонавтах было разработано в  особых  песнях  еще  до  возникновения
гомеровского эпоса, насколько можно  судить  об  этом  по  упоминанию  о
предприятии Я. и родословной героя в 0диссее и Илиаде. Позднее об  Я.  и
его подвиге повествовали Гезиод (Феогония, 992 и след.), киклики, Пиндар
(IV пиф.  ода);  трагики  пользовались  для  своих  драм  романтическими
эпизодами сказания об Я.; наконец, александрийскому периоду  принадлежит
большая дошедшая до нас поэма  Аполлония  Родосского  "'Argonautica",  в
четырех песнях, послужившая источником  и  образцом  для  подражательных
поэм на ту же тему на латинском языке  -  Валерия  Флакка  и  позднее  -
Псевдо-Орфея. Н. О.
   Языков (Николай Михайлович) - известный поэт. Род. 4 марта 1803 г.  в
Симбирске, в помещичьей семье, на 12-м году был отдан в институт  горных
инженеров в Петербурге, а по окончании в нем курса поступил в инженерный
корпус; но, не чувствуя призвания к  занятиям  математикой  и  увлекаясь
поэзией, решил, по совету  профессора  словесности  в  дерптском  унив.,
известного литератора А. Ф. Воейкова, перейти в этот университет (1820).
В Дерпте поэтический талант Я., действительно, развился и окреп,  главн.
обр.  благодаря  условиям   свободной   и   веселой   жизни   тогдашнего
студенчества, певцом которой по преимуществу сделался молодой поэт.  Его
стихотворения вскоре были замечены. Жуковский его обласкал, Пушкин искал
знакомства с ним и приглашал его, через его университетского товарища А.
Н. Вульфа, к себе в Михайловское; Дельвиг искал  его  стихов  для  своих
"Северных Цветов" и т. д. В Дерпте Я. провел около 8 лет, уезжая  оттуда
лишь на короткое время в Петербург, Москву и Псковскую губ.  (знаменитое
"Тригорское", в соседстве с Пушкиным).  Увлечение  беззаботным  разгулом
буршей было главной причиной того, что Я. не  успел  за  все  это  время
окончить университетского курса. В 1829 г. он переселился в Москву, а  в
начале 1830-х гг. переехал в  свою  симбирскую  деревню,  где  и  прожил
несколько лет, "наслаждаясь", как он сам говорил, - "поэтическою ленью".
К концу 1837 г. болезнь спинного мозга заставила его уехать за границу -
сначала в Мариенбад, потом в Ганау,  Крейцнах  и  Гаштейн.  В  Ганау  Я.
сблизился с Гоголем, который в 1842 г. повез Я. с собой в Венецию и Рим.
В 1843 г. Я. вернулся в Москву в состоянии уже  совершенно  безнадежном.
Никуда не выходя из своей квартиры,  он  медленно  угасал;  единственным
развлечением были для него устроенные им у  себя  еженедельные  собрания
знакомых литераторов. По своим родственным связям и давнишним  симпатиям
Я. был особенно близок с кружком славянофилов, увлекся воззрениями своих
друзей и в 1844 г. обрушился на западников известным  бранным  посланием
"К не-нашим", в котором все члены западнического кружка  объявлены  были
врагами отечества. Я. умер 26  декабря  1846  г.  Я.  занимает  довольно
видное место среди поэтов так назыв. пушкинской плеяды. Если его  поэзия
не блестит глубиною  мысли  или  разнообразием  содержания,  то  в  ней,
все-таки, сказался несомненно яркий и своеобразный  талант.  Правильному
развитию поэтического дарования Я. мешала его  порывистая,  увлекающаяся
натура,  легко  поддававшаяся  впечатлениям  минуты  и   неспособная   к
выдержанному труду; при более благоприятных  условиях,  из  Я.  мог  бы,
вероятно, выработаться настоящий художник, но он навсегда остался только
дилетантом  в  искусстве,  впрочем,  таким,  у  которого  бывали  подчас

Страницы: «« « 3504   3505   3506   3507   3508   3509   3510   3511   3512  3513   3514   3515   3516   3517   3518   3519   3520   3521   3522  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь