Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3512   3513   3514   3515   3516   3517   3518   3519   3520  3521   3522   3523   3524   3525   3526   3527   3528   3529   3530  » »»

дес. каждый; у частных владельцев  они  значительно  обширнее;  особенно
велики виноградники удельного ведомства (до 120 дес.), и  у  наследников
кн. Воронцова (до 80 дес.).  Частные  владельцы  и  удел  разводят  лозы
заграничных сортов, которые, переродившись в Крыму, дают  хорошее  вино.
Средний урожай винограда (в вине) от 150  до  200  ведер  с  1  дес.,  в
удельных садах - 168 вед. В 1901 г. средний урожай в ягодах составил 175
пуд. с  1  дес.  Татары  сбывают  свое  вино  крупным  садовладельцам  и
скупщикам. Садоводство занимает второстепенное место в хозяйстве Я.  у.;
разводятся главным образом груши, а на Южном берегу, кроме  того,  айва,
миндаль,  кизил,  мушмула,  каштаны,  инжир  и  гранаты.   Табаководство
особенно развито среди татар и пришлых  табаководов  (греков  и  турок),
арендующих землю под плантации, платя за 1 дес. поливной земли от 30  до
250 р. и дороже и от 8 до 120 руб. за неполивную. Всех плантаций в Я. у.
около 5000, большей частью мелких (менее 0, 5  дес.);  разводят  главным
образом мало-азийские сорта, а также американские. Средний  урожай  с  1
дес. от 40 до 65 пуд.; чистый доход от  170  до  350  руб.;  общий  сбор
табаку со всего уезда св. 100  тыс.  пуд.,  на  сумму  до  1500000  руб.
Скотоводство слабо развито. В 1901 г. у крестьян было  лошадей  и  ослов
4630, крупн. рогатого скота - 12634 гол., овец  -  46288,  коз  -  2570,
буйволов - 83, свиней - 350; у частных владельцев (в 1900 г.) лошадей  и
ослов - 934, крупн. рогат, скота - 1807 гол., овец и коз - 3729,  свиней
- 112. Обрабатывающая промышленность не развита: фабрик и  заводов  нет,
подспорьем крестьянам-татарам в гористых  местностях  служат  разработка
леса, жжение угля, изготовление различных предметов из  дерева  (колеса,
лопаты, арбы и т. п.) и  собирание  в  лесу  орехов.  Железных  дорог  в
пределах Я. у. нет; шоссе вдоль Южного берега и через горы в Симферополь
и Бахчисарай хорошо содержатся. Лечебные свойства Я. уезда значительны и
ежегодно привлекают туда массу приезжих, преимущественно  из  средней  и
северной России, как для временного, так и для  постоянного  пребывания.
Сюда приезжают ради воздуха, горных прогулок (имеется горный клуб в Я.),
морского купанья (в Гурзуф, Балаклаву, Ялту и др.),  лечения  виноградом
(Я.,  Гурзуф,  Алупка  и  друг.).  Весь  Южный  берег  усеян  поселками,
состоящими из дач; наиболее благоустроены  Гурзуф,  Алупка,  Семеиз,  г.
Алушта. Медицина (кроме курортной). В 1902 г. в Я.  у.  было  содержимых
земством одна больница, 7 приемных покоев и 2 фельдшерских пункта; кроме
того 3 неземские больницы. В 1903 г. в Я. у.  начальных  школ  было:  17
земских (1128 учащихся), 3 городских (309), 7 мин. народн. просвещ.  для
татар (188), 7 церк. приход. и 4 шк.  грамоты  духовн.  вед.  (в  тех  и
других 645 уч.), 2 удельн. вед. (134), 2 частные  бесплатные  и  1  евр.
талмуд-тора. Из школ были: 7 - в г. Ялте, в гг. Балаклаве и Алуште по 1,
остальные - в уезде. Среди учащихся мальчики составляют 63 %, девочки  -
37 %; русских - 54 %, татар - 19 %, греков - 18 %, евреев - 6  %,  друг.
национальностей - 3 %. Кроме переименованных школ в  Я.  у.  имеется  49
магометанских школ (мектебов), находящихся в  плохом  состоянии.  Бюджет
уездн. земства (по смете на 1903 г.). Расходы исчислены в  323859  руб.,
из них на зем. управление - 22545 р., дорожные сооружения  -  36860  р.,
народное образование - 50874 руб., общественное  призрение  -  28576  р,
медицину - 80587 р. Главная статья дохода уездного  земства  -  сборы  с
недвижимых имуществ: 205595 р., или 64  %  всех  доходов.  Ср.  "Сборник
статистических сведений по Таврической губ. (т.  VIII,  ялтинские  уезд,
Симф., 1888); "Журн. засед. Таврич. губ. зем. собрания 1903 г. " (Симф.,
1904); "Постановления Ялтинского уездн. зем собр. 1902 г. " (Я., 1903).
   Январь (по-слав. Сечень, древн. Просинец) - первый месяц в  январском
году, одиннадцатый месяц в мартовском году, пятый месяц  в  сентябрьском
году. Получил, по преданию, свое имя от римского царя  Нумы  Помпилия  в
честь римского бога Януса,  которому  был  посвящен  первый  день  этого
месяца; во время произведенной им реформы календаря Нума поместил  месяц
Я. первым, между тем как раньше он шел  одиннадцатым.  Во  время  первой
трети этого месяца солнце стоит  в  знаке  козерога,  затем  -  в  знаке
Водолея. Народные приметы: 6-го на Богоявленье, снег хлопьями к  урожаю;
ясный день - к неурожаю; 10-го иней на стогах - к мокрому году; 24-го  -
на полузимницу ведро - весна красна.
   Янсенизм. - Середина XVII века была очень богата новыми  религиозными
учениями и ересями; некоторые из них  приобретали  большое  общественное
значение  и,  вплетаясь  в  другие  культурные  и  социальные   течения,
оказывали влияние и на политику. Среди этих учений Я.  был  едва  ли  не
самым влиятельным. Его основатель, Янсений, быть может и не  подозревал,
какой шум поднимет его книга об Августине; едва ли она  и  сделалась  бы
исходным пунктом крупного религиозного  движения,  если  бы  Иезуиты  не
открыли против ее немедленной атаки. Подчиняясь влиянию  иезуитов,  папа
Урбан  VIII  буллою  "du  eminenti",  изданной  два  года  спустя  после
напечатания книги, запретил ее чтение (1642). Во Франции  первым  главою
янсенизма  сделался  Жан  Дювержье,  аббат   Сен-Сиранского   монастыря.
Несмотря  на  преследования  со   стороны   Ришелье,   ему   удалось   в
Пор-Рояльском монастыре основать янсенистскую общину. Она была невелика,
но состояла сплошь из даровитых людей, из  которых  каждый  был  грозным
противником для  иезуитов.  Большинство  членов  общины  принадлежало  к
фамилии Арно;  там  были  два  брата  и  трое  племянников  Роберт  Арно
д'Андильи, его младший брат знаменитый Антуан Арно, прозванный  Великим,
главный ученый  общины  и  доктор  Сорбонны,  Антуан  Леметр,  парижский
адвокат, его брат священник Леметр де Саси, поэт и профессор,  и  другой
брат, бывший офицер Леметр де Серивур. В числе других  членов  Пор-Рояля
были моралист Николь, проф. Лансело, проповедник Сеяглэн и величайший из
всех - Блэз Паскаль,  вступивший  в  Пор-Рояль  в  1655  г.  Кроме  того
существовала еще женская янсенистская община, во  главе  которой  стояла
Анжелика Арно и одним из самых ревностных  членов  которой  была  сестра
Блэза, Жаклина Паскаль. Община имела многих друзей в парижском обществе,
как в  буржуазных  кругах,  так  и  в  аристократических.  В  школу  при
Пор-Рояле охотно отдавали детей; исповедальни общины всегда были полные,
на  проповеди  Сенглэна  собирался  весь  Париж.  Иезуиты,   у   которых
коммерческие соображения всегда играли очень  большую  роль,  опасались,
как  бы  янсенисты  не  отбили  у  них  педагогической  и  исповедальной
практики; к тому же они  были  раздражены  нападками  на  их  учение  со
стороны Ант. Арно. Они немедленно  стали  приводить  в  движение  тайные
пружины, и хлопоты их увенчались успехом. Злополучный "Августин" Янсения
был еще раз привлечен к ответу.  Иезуиты  извлекли  из  книги  несколько
тезисов, которые были представлены на суд Сорбонны. Богословы парижского
университета выделили из них пять, касающихся главным образом  учения  о
благодати, и они были представлены уже на суд курии. Несмотря на  защиту
со стороны янсенистов, тезисы  были  признаны  еретическими  и  осуждены

Страницы: «« « 3512   3513   3514   3515   3516   3517   3518   3519   3520  3521   3522   3523   3524   3525   3526   3527   3528   3529   3530  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь