Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3514   3515   3516   3517   3518   3519   3520   3521   3522  3523   3524   3525   3526   3527   3528   3529   3530   3531   3532  » »»

которой можно было действовать. Парламенты  отказывались  регистрировать
буллу и поддерживали Я.  Им,  собственно  говоря,  было  решительно  все
равно, как понимать благодать - по-янсенистски или по-иезуитски, но  они
выбирали то мнение, которое  могло  поддерживать  спор.  К  янсенистской
точке зрения примкнули все недовольные правительством,  папской  курией,
Иезуитами. В числе янсенистов были представители низшего  духовенства  и
буржуазии, также много женщин, которые совершенно не знали, о  чем  идет
спор, а присоединением к Я. просто выражали свое  недовольство.  Регент,
увидев,  что  движение  стало  принимать  политический  характер,   стал
относиться к нему серьезнее и пытался его подавить, но без успеха. Среди
янсенистов явились экзальтированные,  стали  фабриковаться  чудеса,  что
заставило серьезных людей отвернуться  от  Я.  Внизу  последователи  его
выродились в секту, державшуюся на целом  ряде  суеверий.  Парламенты  и
вообще  оппозиция,  группировавшаяся  около  парламентов,   пользовались
религиозными  затруднениями  как   поводом   для   демонстраций.   Путем
компромиссов курия постепенно сняла с очереди все вопросы,  связанные  с
янсенистским  спором.  Тогда  общественная   оппозиция,   которой   было
решительно все равно, что будет поводом  для  борьбы  с  правительством,
нашла другие поводы, и Я., доживший до пятидесятых годов XVIII века,  т.
е.  просуществовавший  около  ста  лет,  умер  во  Франции  естественной
смертью.  В  Нидерландах  Я.  завершился  образованием   самостоятельной
церкви.  Реформация  уничтожила  здесь  большинство  епископств;  главою
местных католиков был так называемый апостолический викарий  в  Утрехте,
он же утрехтский архиепископ. В 1702 г. архиепископ этот  высказался  за
Я., и Утрехт сделался, благодаря этому, центром Я.  Климент  XI  сместил
архиепископа, но местный капитул не признал ни одного из тех кандидатов,
которых папа присылал взамен смещенного. Более двадцати  лет  Утрехт  не
имел архиепископа. Чтобы положить этому  конец,  капитул  избрал  своего
кандидата;  папа  отказался  его  утвердить,  и  капитул  обошелся   без
утверждения папы. Вместо папы нового архиепископа  утвердил  в  1724  г.
епископ Вавилонский. С тех пор  существует  особая  Утрехтская  церковь.
Архиепископа ее теперь  выбирают  епископы  гарлемский  и  девентерский.
Церковь считает себя католической, признает примат папы (который тем  не
менее   систематически   отказывает   в   своем   утверждении    всякому
новоизбранному архиепископу), даже осуждает Я., но  упорно  отказывается
принять буллу "Unigenitus". В 1872 г., когда был провозглашен  догмат  о
папской    непогрешимости,    утрехтская    церковь    соединилась    со
старокатоликами.  Последователей  у  нее  теперь  около  8000  -   9000.
Cм.Eberl,  "Jansenisten  und  Jesniten"  (1847);  Rapin,  "Histoire   du
jansenisme" (1865); Reachlin,  "Gresch.  von  PortRoyal"  (1839  -  41);
Sainte Beuve, "Port Royal" (1840
   - 42);  A.  Schill,  "Die  Konstitution  Unigenitus"  (1876);  Mozzi,
"Storia delle revoluzione  della  chiesa  d'Utrecht"  (1787);  Jansonins
Bennink,  "Geschiedenis  derondroomischkatholieke  Kerk  in   Nederland"
(1870); Fuset, "Les jansenistes du XVII siecle". А. Дж.
   Янтарь (Succin, Bernstein, Amber) - Из Я.  изготовляют  разного  рода
украшения: бусы,  разнообразные  галантерейные  вещи:  брошки,  булавки,
крестики и проч., а также мундштуки для трубок и  папирос.  В  последнее
время Я. стали употреблять как отличный изолятор  в  электрометрах.  Для
таких изделий более ценится Я. полупрозрачный, так как он менее  хрупок,
чем вполне прозрачный сорт. При температуре выше 100ё, Я. можно  немного
сгибать, но он не поддается ни  плавлению,  ни  сварке,  даже  склеивать
прочно его не удается; можно лишь обрабатывать режущими инструментами  и
шлифованием. Его можно пилить как дерево, мелкозубчатой, малоразведенной
пилою, обрабатывать напилком, сверлить и обтачивать на токарном  станке,
причем стараются подогревать  обрабатываемый  предмет,  чтобы  уменьшить
хрупкость материала. Инструмент должен лишь  скоблить  Я.;  при  попытке
снять  стружку  потолще,  материал  скалывается  и  получается  неровная
поверхность  с  раковистыми  ямками.  Я.   легко   полируется:   сначала
сглаживают "шкуркою" или пемзою, затем полируют  мелом  или  трепелом  с
водою или маслом на шерстяной  тряпке;  последний  блеск  наводят  сухим
трепелом прямо трением о кожу  руки.  Гранильщики  полируют  фацетки  на
бусах на  колесе,  с  помощью  крокуса;  работа  идет  так  быстро,  что
достаточно держать бусу прямо  пальцами.  Твердые  сорта  копала  служат
иногда суррогатом Я., но менее красивы и прочны; подделки Я. изготовляют
теперь из целлулоида.
   Янус  (Janus)  -  один   из   древнейших   римских   богов-индигетов,
занимавший, вместе с богиней очага Вестой, выдающееся  место  в  римском
ритуале. О сущности религиозного представления,  которое  воплощалось  в
Я., уже в древности высказывались различные мнения. Так, Цицерон  ставил
имя бога в связь с глаголом inire и видел в Я. божество входа и  выхода.
Другие полагали, что Я. олицетворяет собою  хаос  (Janus  =Hianus),  или
воздух, или небесный свод; Нигидий Фигул отожествлял Я. с богом  солнца.
Последнее мнение  нашло  защитников  и  в  новейшей  литературе;  другие
считают Я. символом неба.  Все  вышеприведенные  объяснения  в  новейших
исследованиях по римской религии и мифологии  уступили  место  новому  и
простому толкованию, по которому  имя  Я,  отождествляется  с  латинским
словом ianus (дверь, дверной проход) и Я. характеризуется как бог двери,
свода,  арки,  прохода.  Позднее,  вероятно  под   влиянием   греческого
религиозного искусства, Я. стали изображать двуликим (geminus) -  образ,
естественно  вытекающий  из  представления  двери,   как   двустороннего
предмета. Итак, Я. первоначально был божественным привратником, которого
призывали в гимне Салиев под именем Clusius или Clusivius (Замыкающий) и
Patulcius (отворяющий); атрибутами его служили ключ и необходимое оружие
привратника,   отгоняющего   непрошеных   гостей   -   палка.   Как    в
противоположность очагам частных домов  существовал  на  римском  форуме
государственный очаг - Vesta populi Romani  Quirinus,  так  же  точно  у
римлян была входная дверь, ведшая в  атриум  государства  -  на  римский
форум,   так   называемый   Janus   Quirinus.   Это   было    древнейшее
местопребывание (может быть святилище)  Я.,  в  северной  части  форума,
состоявшее   из   двух   сводов,   которые   были   соединены   стенными
перегородками,  так  что  образовали  врытый  проход.  В   центре   арки
возвышалось изображение двуликого Я. Арка двуликого Я.  была  сооружена,
по преданию, Нумою Помпилием и должна была служить,  согласно  завещанию
царя, показательницей мира и войны  (index  pacis  bellique):  в  мирное
время арка запиралась, в военное время двери  ее  оставались  открытыми.
Сомнительно,  чтобы  этот  обряд  был  древний;  но  в  последние   годы
республики он соблюдался, и Август хвалился тем, что при нем  арка  была
закрыта трижды (в первый раз после битвы при Акции, в 30 г. до  Р.  Xр.;
во второй раз - по окончании войны с кантабрами в 25 г.  до  Р.  Хр.;  в

Страницы: «« « 3514   3515   3516   3517   3518   3519   3520   3521   3522  3523   3524   3525   3526   3527   3528   3529   3530   3531   3532  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь