Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3515   3516   3517   3518   3519   3520   3521   3522   3523  3524   3525   3526   3527   3528   3529   3530   3531   3532   3533  » »»

третий раз - по окончании войны с германцами, в 1-м году до Р. Хр.). Так
как с понятием пространства смежно понятие времени (ср. mitium - вход  и
начало), то Я., будучи богом входа, вместе с тем  считался  покровителем
всякого начала, первой ступени или  момента  в  каждом  акте  и  явлении
(слова Варрона: в руках Я.  -  начало,  в  руках  Юпитера  -  все).  Его
призывали в начале какого бы то ни было молитвословия;  первый  праздник
римского религиозного года был установлен в  честь  Я.;  в  периоде  дня
Янусу был посвящен утренний час (отсюда  эпитет  бога  -  Matutinus),  в
периоде месяца - календы (первое число), в периоде 12-месячного  года  -
первый  месяц,  названный  по  имени  Я.  январем  (Januarius).  Близкое
отношение бога к понятиям времясчисления привело к представлению  об  Я.
как о божестве, управляющем движением года и вообще  времени;  некоторые
статуи его выражали эту идею в  расположении  ручных  пальцев,  при  чем
пальцы правой руки изображали число ССС (т. е. 300), а пальцы левой руки
- число LХV (=65), т.  е.  пальцы  обеих  рук,  в  таком  их  положении,
показывали число 365 дней года. -  Вместе  с  тем  Я.  охраняет  каждого
человека в первые моменты его утробной  жизни,  с  акта  зачатия  (Janus
Conservus),  и  стоит  во  главе  богов,  под  покровительством  которых
находится человек с момента зачатия до рождения. Вообще, как бог всякого
начала, он древнейший  и  первый  из  римских  богов,  но  первый  не  в
космогоническом смысле, а как божество  начала  в  отвлеченном  значении
этого слова. Специальным  жрецом  Я.  был  Rex  sacrorum,  занимавший  в
Иерархии римского жречества первое место. По свидетельству  Варрона,  Я.
было посвящено двенадцать алтарей,  по  числу  месяцев  года.  В  разных
частях города возвышалось несколько янусов  (ворот);  ими  заканчивалась
большая часть улиц, выходивших на  римский  форум.  В  древнейшее  время
собственных святилищ Я. не было, если не считать арки  Двуликого  Я.  на
римском форуме. Первый храм о котором имеются сведения, был построен  во
исполнение обета, данного Гаем Дуилием в битве при Милах (260 г.  до  Р.
Хр.). Император Август предпринял восстановление храма,  причем  древняя
статуя бога была заменена привезенным из Египта  изображением  двуликого
Гермеса, работы Скопаса. При  Домициане  было  сооружено  святилище  так
назыв. Четырехлицевого Я., изображение которого было привезено в Рим  из
Фалерии еще в 240 г.,  по  взятии  этого  города  римлянами.  Древнейшее
изображение Я. сохранилось  на  ассах  первой  римской  чеканки:  это  -
бородатая  двуликая  голова,  рисунок  которой  был  создан,  по  мнению
Виссовы, специально для первых медных монет,  представлявших  притом  же
единицу ценности. Фантазия поэтов и ученых создала немало этиологических
сказаний, связанных с именем Я.; сложились, напр., сказания о  том,  что
Я. был доисторическим  царем  Лация  и  Яникула.  Ему,  как  и  Сатурну,
приписывались различные изобретения (кораблестроение, чеканка  монет)  и
вообще  доброе  влияние  на  развитие  культуры  (напр.,   плодоводства,
земледелия). В близком отношении к Я. стояли  божества  Mater  Matuta  и
Portunus, из которых первая была  богинею  утреннего  света  и,  подобно
Юноне Люцине, призывалась женщинами при родах, а  второй  был  двойником
Я., как это явствует из  сопоставления  имен;  portus  в  первоначальном
смысле означает то же, что porta или janua (ianus).  Со  временем  слово
portus (ворота) стало употребляться в смысле гавани (т. е.  ворота  реки
или моря), и Портун сделался богом гаваней. Имя Я. носил холм Яникул.  О
существовании культа Я.  вне  Рима  не  имеется  никаких  сведений.  См.
Roscher,  "AusfuhrIiches  Lexixon   der   Griechischeu   und   Romischen
Mythologie" (II, стр. 15 и ел.);  Speyer,  "Le  dieu  romain  Janus"  (в
"Revue de l'histoire de religion", XXVI, 1892, стр. I  -  47);  Wissowa,
"Religion und Kultus der Romer" (Мюнхен, 1902 =  Jw.  Muller,  "Handbuch
der Klassischen Altertnmswissenschaft",  т.  V,  отд.  IV);  Anst,  "Die
Religion der Romer" (Мюнстер в Вестфалии, 1899); Steading,  "Griechische
nnd RSmische Mythologie" (Лпц., 1897).
   H. О.
   Янычары (турецк. ени чери, новые  войска)  -  особая  часть  турецкой
армии. Сперва это была регулярная турецкая пехота; в 1330  г.  она  была
султаном Урханом преобразована в своеобразную армию из  воспитанных  для
войска христианских детей.  Покоренные  христианские  народы  облагались
данью детьми; взятые таким образом дети раздавались туркам на воспитание
в догматах ислама и  на  обучение  военному  делу,  и  затем  составляли
отдельную армию. Помимо военной добычи, они получали хорошее  жалованье,
которое заставляло как турок, так и христиан добиваться чести попасть  в
их ряды; однако, специально  воспитанные  для  армии  христианские  дети
составляли значительное большинство Я., и элементы пришлые тонули  в  их
рядах. В первые  столетия  своего  существования  янычары,  отличавшиеся
необузданным мужеством,  оказывали  неисчислимые  услуги  делу  турецких
султанов; но их своеволие, недисциплинированность, необузданность уже  с
XV в. заставляли султанов бояться их возрастающего могущества. В  XV  в.
султан Солиман ограничил их число 40000; позднее оно было  увеличено  до
100000. Вся армия  Я.  делилась  на  196  отрядов  (орта),  составлявших
своеобразные не только военные, но и гражданские общины.  Из  этих  орта
первые  62  составляли  булук  и  были  распределены  по  границам  и  в
Константинополе.  Различные  орта  пользовались  различными  правами   и
привилегиями, отличались в  форме  и  вооружении;  жалованье  с  XVI  в.
получали только некоторые из них остальные  жили  узаконенным  грабежом.
После Карловицкого мира (1699) янычарам было разрешено жениться  и  жить
семейным образом; с тех  пор  их  ряды  пополнялись  преимущественно  их
потомством. Это создало их них особую касту и, в связи  с  изменившимися
условиями военного  искусства,  совершенно  лишило  их  прежних  военных
достоинств. Я. в ХVIII и в XIX вв. были вольницей,  чрезвычайно  опасной
для  правительства,  постоянно  устраивавшей   бунты,   низвергавшей   и
возводившей  на  престол  султанов,  а  на  войне  скорее  вредной,  чем
полезной. Поэтому султаны, даже возведенные на престол Я., думали об  их
уничтожении, но приступил к этому только  Махмуд  II  воспользовавшийся,
как удобным предлогом,  их  восстанием  в  Константинополе.  При  помощи
регулярных войск Махмуд подавил  восстание,  причем  число  погибших  Я.
(убитых в уличном сражении, избитых в собственных жилищах  и  казненных)
определяется  в  10000  чел.;  около  30000  были  сосланы,   армия   Я.
раскассирована и уничтожена. Все это Махмуд совершил  во  время  тяжелой
войны  с  Грецией,  когда,  казалось  бы  нужно  было  дорожить   всякой
вооруженной силой. cм. Caussin de Perceval,  "Precis  historique  de  la
destruction des Janissaires" (П., 1833). В. В - в.
   Ярослав I Владимирович Мудрый (род. 978, ум. 1054), сын св. Владимира
и Рогнеды
   - один из наиболее знаменитых древнерусских  князей.  Еще  при  своей
жизни произведя первый раздел земель между сыновьями,  Владимир  посадил

Страницы: «« « 3515   3516   3517   3518   3519   3520   3521   3522   3523  3524   3525   3526   3527   3528   3529   3530   3531   3532   3533  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь