Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 » »» Виардо (Michelle-Pauline Viardot-Garcia), знаменитая певица и сочинительница многих музыкальных произведений, родилась в Париже в 1821 г., дочь певца Гарсиа и сестра знаменитой Марии Малибран; пению училась у своего отца, по фортепиано была ученицей Листа, по теории композиции - Рейха. Превосходное контральто, необычайного объема - от fa в малой октаве до верхнего сопранового do - соединялось у В. с чрезвычайно счастливой артистической натурой. В. принимала участие в концертах с 1837. г., а на сцене дебютировала в 1839 г., в Лондоне. В том же году она выступила в Париже, в итальянской опере, находившейся под дирекцией Виардо, за которого и вышла замуж несколько лет спустя. Блестящий успех не покидал ее на оперных сценах Вены, Берлина, Петербурга, Москвы и др. В 1849 году В., по желание Мейербера, исполнила в Париже парию Фидес в "Пророке". В этой роли она выказала себя не только замечательной певицей, но и даровитой актрисой. Необычайный успех имела В. в 1859 в "Орфее" Глюка) в Theatre-Lyrique в Париже. Из сочинений В. пользуются большим распространением в музыкальном мире: серия романсов на французские тексты, двенадцать русских романсов, шесть мазурок Шопена, переложенных для пения. Кроме того, В. написала три небольшие оперы; "Le dernier sorcier", "L'orgie", "Trop de femmes". Сочинения В. отличаются самостоятельностью, вкусом и прекрасной музыкальной подготовкой. В настоящее время В. занимается педагогической деятельностью. Ее советами пользовались многие русские и иностранные певицы. Из детей В. получил большую известность скрипач Поль Виардо, ученик Леонарда. Он концертировал с большим успехом, между прочим и в Петербурге. Известна многолетняя дружба, соединявшая нашего Тургенева с В. и ее мужем; в доме В. он и умер. И. С. Вибрация (Vibratio - колебание, от латинского vibrare) - музыкальный и научный термин, обозначающий колебание воздуха, происходящее от дрожания какого-нибудь тела, как-то: струны, металлической пластинки, голосовых связок, натянутой кожи, колокола, а также от дрожания столба воздуха в каждом духовом инструменте Это колебание производит музыкальный звук. Не следует смешивать вышеупомянутую вибрацию с так называемою вибрацией голоса певца или играющего на струнном инструменте. Такая вибрация или тремолирование состоит скорее в очень быстром, равномерном и весьма незначительном чередовании повышения и понижения звука. Такой прием называется vibrato, tremolando. Н. С. Вивальди (Антонио Vivaldi) - итальянский скрипач и композитор, род. в Венеции во второй половине XVII ст., умер в 1743 г., был аббатом и директором консерватории в Венеции. В. был так предан музыке, что однажды во время богослужения оставил алтарь с целью записать пришедшую в голову очень счастливую музыкальную мысль. За это В. чуть не подвергся преследованиям инквизиции и спасся только тем, что был признан человеком ненормальным. В. развил форму скрипичного концерта. Он написал 30 скрипичных концертов, много симфонических произведений, трио, сонат для скрипки и 26 опер. Н. С. Виварий (Vivarium) - помещение, назначенное для содержания живых животных. Вивисекция или живосечение есть оперативный прием, применяемый на живых животных, с целью выяснения отправлений тех или других органов нашего тела и в особенности внутренних, мало или вовсе недоступных непосредственному наблюдению. Путем вивисекций, конечно, различных в разнообразных случаях, исследователь проникает в разнообразные полости - в черепную, грудную, брюшную и т. д., доходит до интересующего органа, будет ли то сердце, печень, мозг, нерв и т. д., исследует их на месте путем физико-химических способов, узнает эффекты или продукты их деятельности механического, химического или нервного характера; или же удаляет органы из тела, чтобы последующим наблюдением выпадающих из жизненного оборота явлений составить себе представление о роли, которую играл удаленный орган в теле. Наконец, вивисекция предпринимается иногда с целью только удаления из тела того или другого органа - сердца, печени, мышцы и т. д., функция которых уже исследуется вне тела при определенных физико-химических условиях, изменяемых по произволу исследователем. Таким путем и добыть почти весь ценный фактически материал, относящийся к области явлений кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, к иннервации различных органов, к общей нервной и мышечной физиологии и к специальной физиология спинного и головного мозга и нервов. Таким образом очевидно, что В. является орудием физиологического экспериментального исследования, с которым неразрывно связан поступательный ход биологических и медицинских наук. Не будь вивисекций на животных, мы бы не имели никакого представления о животном электричестве, т. е. электрических токах мышц, нервов и мозга, о функциях чувствующих и двигательных нервов, психомоторных и сенсорных функциях головного мозга и вообще о механизме нервных актов, и так во всем, что касается жизни нашего тела. Если бы что-либо могло не дать развиться вивисекциям со времен Гипокрита и по наши дни, то наука о жизни вся бы покоилась на одних условных фантастических гипотезах и умозрениях. В. представляют необходимейшее орудие исследования как для патолога, применяющего их с целью выяснения причин патологических уклонений функций или отдельных органов, или целого тела в совокупности, так и для фармаколога, ставящего себе задачей определить механизм действия тех или других лекарственных веществ и ядов на различные органы тела. Герофил и Эразистрат, вожди Александрийской школы, первые произвели рассечение на живых животных - козах и даже на преступниках, приговоренных к смерти, а знаменитый Гален (между 131 и 200 годом) развил и укрепил вивисекционный метод в добыл значительное количество ценных физиологических фактов. Это вивисекционное направление в физиологии в последующие за Галеном столетия периодически то затихало на долгое время, то вновь выражалось в лице лучших представителей биологических и медицинских наук - Гарвея, Граафа, Мальпигия, Левенгука, Галлера, Спалланцани, Фонтана, Чарльза Белля, Легаллуа, Гальвани, Александра Гумбольдта и Маттеучи. Но, как метод исследования, была окончательно введена и установлена в области биологических и медицинских наук лишь с начала этого столетия, благодаря Мажанди (1783 - 1855) и Иоганна Мюллера(1801 - 1858). От них берет начало плеяда ученых, достигших огромной известности в области биологических наук, каковы, напр., Клод-Бернар, Пфлюгер, Дюбуа-Раймон, Гельмгольц, Лудвиг, Гейденгайн, Германн, Сеченов, Мечников и т. д., доказавших, что поступательное движение биологии и медицины не мыслимо без широкого Страницы: «« « 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |