Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 560   561   562   563   564   565   566   567   568  569   570   571   572   573   574   575   576   577   578  » »»

   Виардо  (Michelle-Pauline  Viardot-Garcia),   знаменитая   певица   и
сочинительница многих музыкальных произведений, родилась в Париже в 1821
г., дочь певца Гарсиа и сестра знаменитой Марии Малибран; пению  училась
у своего отца, по фортепиано была ученицей Листа, по теории композиции -
Рейха. Превосходное контральто, необычайного объема  -  от  fa  в  малой
октаве до верхнего сопранового do  -  соединялось  у  В.  с  чрезвычайно
счастливой артистической натурой. В. принимала  участие  в  концертах  с
1837. г., а на сцене дебютировала в 1839 г., в Лондоне. В  том  же  году
она выступила в Париже, в итальянской опере, находившейся под  дирекцией
Виардо, за которого и вышла замуж несколько лет спустя. Блестящий  успех
не покидал ее на оперных сценах Вены, Берлина, Петербурга, Москвы и  др.
В 1849 году В., по желание Мейербера, исполнила в Париже парию  Фидес  в
"Пророке". В  этой  роли  она  выказала  себя  не  только  замечательной
певицей, но и даровитой актрисой. Необычайный успех имела В.  в  1859  в
"Орфее" Глюка) в Theatre-Lyrique в Париже. Из  сочинений  В.  пользуются
большим  распространением  в  музыкальном  мире:   серия   романсов   на
французские тексты, двенадцать русских романсов, шесть  мазурок  Шопена,
переложенных для пения. Кроме того, В. написала три небольшие оперы; "Le
dernier sorcier", "L'orgie", "Trop de femmes". Сочинения  В.  отличаются
самостоятельностью,  вкусом  и  прекрасной  музыкальной  подготовкой.  В
настоящее время В. занимается педагогической деятельностью. Ее  советами
пользовались многие русские и иностранные певицы. Из  детей  В.  получил
большую  известность  скрипач   Поль   Виардо,   ученик   Леонарда.   Он
концертировал с большим успехом, между прочим и в  Петербурге.  Известна
многолетняя дружба, соединявшая нашего Тургенева с В. и ее мужем; в доме
В. он и умер.
   И. С.
   Вибрация (Vibratio - колебание, от латинского vibrare) -  музыкальный
и  научный  термин,  обозначающий  колебание  воздуха,  происходящее  от
дрожания какого-нибудь тела, как-то:  струны,  металлической  пластинки,
голосовых связок, натянутой кожи, колокола, а также от  дрожания  столба
воздуха  в  каждом  духовом   инструменте   Это   колебание   производит
музыкальный звук. Не следует смешивать  вышеупомянутую  вибрацию  с  так
называемою вибрацией голоса певца или играющего на струнном инструменте.
Такая вибрация  или  тремолирование  состоит  скорее  в  очень  быстром,
равномерном и весьма незначительном чередовании  повышения  и  понижения
звука. Такой прием называется vibrato, tremolando. Н. С.
   Вивальди (Антонио Vivaldi) - итальянский скрипач и композитор, род. в
Венеции во второй половине XVII ст., умер  в  1743  г.,  был  аббатом  и
директором консерватории в  Венеции.  В.  был  так  предан  музыке,  что
однажды во время богослужения оставил алтарь с целью записать  пришедшую
в голову очень счастливую музыкальную мысль. За это В. чуть не подвергся
преследованиям инквизиции и спасся только тем, что был признан человеком
ненормальным. В.  развил  форму  скрипичного  концерта.  Он  написал  30
скрипичных концертов, много симфонических произведений, трио, сонат  для
скрипки и 26 опер.
   Н. С.
   Виварий (Vivarium) -  помещение,  назначенное  для  содержания  живых
животных.
   Вивисекция или живосечение есть  оперативный  прием,  применяемый  на
живых животных, с целью выяснения отправлений  тех  или  других  органов
нашего тела и в  особенности  внутренних,  мало  или  вовсе  недоступных
непосредственному наблюдению. Путем  вивисекций,  конечно,  различных  в
разнообразных случаях, исследователь проникает в разнообразные полости -
в черепную, грудную, брюшную и т. д., доходит до  интересующего  органа,
будет ли то сердце, печень, мозг, нерв и т. д., исследует  их  на  месте
путем  физико-химических  способов,  узнает  эффекты  или  продукты   их
деятельности механического, химического или нервного характера;  или  же
удаляет органы из тела,  чтобы  последующим  наблюдением  выпадающих  из
жизненного оборота явлений составить себе представление о роли,  которую
играл удаленный орган в теле. Наконец, вивисекция предпринимается иногда
с целью только удаления из  тела  того  или  другого  органа  -  сердца,
печени, мышцы и т. д., функция которых  уже  исследуется  вне  тела  при
определенных  физико-химических  условиях,   изменяемых   по   произволу
исследователем. Таким  путем  и  добыть  почти  весь  ценный  фактически
материал,  относящийся  к  области  явлений   кровообращения,   дыхания,
пищеварения, выделения, к иннервации различных органов, к общей  нервной
и мышечной физиологии и к специальной физиология  спинного  и  головного
мозга  и  нервов.  Таким  образом  очевидно,  что  В.  является  орудием
физиологического экспериментального исследования, с  которым  неразрывно
связан поступательный ход биологических  и  медицинских  наук.  Не  будь
вивисекций на животных, мы бы не имели никакого представления о животном
электричестве, т.  е.  электрических  токах  мышц,  нервов  и  мозга,  о
функциях чувствующих и двигательных нервов,  психомоторных  и  сенсорных
функциях головного мозга и вообще о механизме нервных актов,  и  так  во
всем, что касается жизни нашего тела. Если бы  что-либо  могло  не  дать
развиться вивисекциям со времен Гипокрита и по  наши  дни,  то  наука  о
жизни вся бы покоилась на  одних  условных  фантастических  гипотезах  и
умозрениях. В. представляют необходимейшее орудие исследования  как  для
патолога,  применяющего  их  с  целью  выяснения  причин  патологических
уклонений функций или отдельных органов, или целого тела в совокупности,
так и  для  фармаколога,  ставящего  себе  задачей  определить  механизм
действия тех или других лекарственных веществ и ядов на различные органы
тела.  Герофил  и  Эразистрат,  вожди  Александрийской   школы,   первые
произвели рассечение на живых животных - козах и даже  на  преступниках,
приговоренных к смерти, а знаменитый  Гален  (между  131  и  200  годом)
развил и укрепил вивисекционный метод в  добыл  значительное  количество
ценных  физиологических  фактов.  Это   вивисекционное   направление   в
физиологии в последующие за Галеном столетия периодически то затихало на
долгое  время,  то  вновь  выражалось  в  лице   лучших   представителей
биологических и медицинских наук - Гарвея, Граафа, Мальпигия, Левенгука,
Галлера,  Спалланцани,  Фонтана,  Чарльза  Белля,  Легаллуа,   Гальвани,
Александра Гумбольдта и  Маттеучи.  Но,  как  метод  исследования,  была
окончательно введена и установлена в области биологических и медицинских
наук лишь с начала этого столетия, благодаря Мажанди  (1783  -  1855)  и
Иоганна Мюллера(1801  -  1858).  От  них  берет  начало  плеяда  ученых,
достигших огромной известности в  области  биологических  наук,  каковы,
напр.,   Клод-Бернар,   Пфлюгер,   Дюбуа-Раймон,   Гельмгольц,   Лудвиг,
Гейденгайн,  Германн,  Сеченов,  Мечников  и  т.  д.,  доказавших,   что
поступательное движение биологии и  медицины  не  мыслимо  без  широкого

Страницы: «« « 560   561   562   563   564   565   566   567   568  569   570   571   572   573   574   575   576   577   578  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь