Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 661   662   663   664   665   666   667   668   669  670   671   672   673   674   675   676   677   678   679  » »»

инструментов были последними произведениями  Г.,  который  умер  в  1809
году.   Композиторская   деятельность   Г.   отличалась    замечательной
плодовитостью: 118  симфоний,  163  пьесы  для  баритона,  19  месс,  83
квартета для струнных инструментов,  44  сонаты,  8  немецких  опер,  14
итальянских далеко не исчерпывают всего, что написал Г., число сочинений
которого  доходит  до  800.  Он  пробовал  свои  силы  во   всех   родах
музыкального сочинения, но не во всех жанрах его творчество  проявлялось
с  одинаковой  силой.  В   области   инструментальной   музыки   Г.   по
справедливости  считается  одним  из  крупнейших   композиторов   второй
половины XVIII и начала XIX столетий. В инструментовке Г.  открыл  новые
пути; никто  до  него  не  понимал  так  тонко  оркестровый  колорит.  В
симфониях и квартетах он с удивительным  мастерством  разрабатывал  свои
мысли, простые и  своеобразные.  В  особенности  лондонские  симфонии  и
квартеты следует  считать  образцами,  имеющими  большое  воспитательное
значение для музыканта. В операх Г. далее  прекрасной  фактуры  не  шел;
драматический стиль был ему чужд. Несмотря на то, что Г. был чрезвычайно
религиозен, в церковных произведениях он  редко  доходил  до  настоящего
церковного стиля. Его мессы  носят  светский  характер.  Более  доступны
дарованию Г. оратории, в которых встречаются  страницы  чудной  красоты.
Под конец  жизни  Г.  пользовался  громадной  популярностью.  Ср.  Dies,
"Haydn's  Biographie"  (Вена,  1810);   Ludwig,   "Joseph   Haydn.   Ein
Lebensbild"(Нордг., 1867); Pohl, "Mozart und  Haydn  in  London"  (Вена,
1867); его же, "Joseph H. "(Берл., 1875).
   Н. С.
   Гайдуки  (от  венгерск.  слова  hajdu   -   погонщики).   В   Венгрии
первоначально назывались так пастухи, затем  мадьяры,  сербы  и  валахи,
которые бежали от притеснений турок в леса и  оттуда  вели  партизанскую
войну, и, наконец, пешие легковооруженные воины. Г. составляли  пехотную
милицию, которую мог нанимать всякий состоятельный владелец. В  1605  г.
Бочкай отвел им земли и даровал им значительные  привилегии,  которые  в
1613 г. были подтверждены сеймом. До новейшего времени  Г.  пользовались
всеми дворянскими правами, кроме свободы от податей. Поселения Г. уже  в
XVII  ст.  потерявшие  свое  военное  значение,  составляли   автономный
Гайдуков округ, занимавший 966 кв. км. с населением в 62914 чел. (1869).
В 1876 г. он вошел в состав комитета  Гайду.  От  Г.  получила  название
венгерская пехота, при Стефане Батории проникшая и  в  Польшу.  В  XVIII
стол. Г. стали называться в Венгрии судебные прислужники  присутственных
мест и драбанты магнатов,  а  при  немецких  дворах  -  лакеи  и  т.  п.
прислужники, которые выбирались из людей рослых; в России при Петре I Г.
назывались конные барские лакеи. У  южных  славян  Г.  назывались  люди,
уходившие в горы и леса с целью мстить  за  притеснения  турок.  Сербск.
ajduk, болгарск.  айдутин,  турецк.  арамия,  греческ.  клефт  -  разные
названия  этого   класса   людей;   аналогичное   явление   представляют
далматинские ускоки Г. - не простой разбойник; он  -  "мома"  (молодец),
"юнак" (добрый молодец, богатырь), как наш запорожец был "лыцарь". Таким
выступает  он  в   южно-славянском   эпосе,   в   котором   он   следует
непосредственно за старыми героями, царями, князьями и банами;  "юнацкие
песни" новейшего периода - по преимуществу гайдуцкие. У сербов и  болгар
походы открывались с Юрьева дня (весеннего); по зимам  Г.  жили  скрытно
дома  или  у  своих  друзей.  В  походе  болгарские  Г.  носили   одежду
обыкновенную и простую,  cepбcкиe  Г.,  напротив,  одевались  в  платье,
расшитое разноцветными украшениями, на груди носили  бляхи  или  крупные
серебряные монеты, а на голове - шелковые шапки, с большою, падавшею  на
грудь кистью. Г. действует иногда один, но чаще  набирает  себе  дружину
(чету) или пристает к  готовой.  Численность  дружины  не  превышала  30
человек; в болгарских песнях число дружинников доводится до 300, но это,
вероятно, эпическая  гипербола.  В  случае  нужды,  четы  соединялись  и
помогали друг другу. Каждая дружина имела свое знамя (байрак)  и  своего
предводителя  -  арамбашу.  Добыча  делилась  поровну.  Составляя  чету,
дружинники  приносили  клятву  в  соблюдении  справедливости,   верности
данному слову и обету - мстить за  неправду  и  кровь  неповинных  жертв
турецкого ига.  В  дружину  принимался  не  всякий  приходящий,  а  лишь
испытанный   юнак.   Песни   изображают   гайдуков   людьми   набожными,
благочестивыми. Гайдучество считалось  своего  рода  подвижничеством,  в
продолжение которого Г., как наши запорожцы, избегали женского общества.
Но девушки, в сопровождении своих родных, могли сами  становиться  Г.  и
даже  предводительствовать  четами.  В  болгарских  песнях   воспеваются
"войвода Бояна", "мома Елена" и др. В конце прошлого  столетия  известна
была Сирма-войводка, предводившая отрядом Г., которые  долго  не  знали,
что их начальник - женщина. Г. действовали на  турок  страхом  мщения  и
этим отчасти сдерживали их хищничество. Сознание своей  независимости  и
уверенность в народном сочувствии делали Г. настоящей судебной  властью.
Гайдуцкий суд происходил на общем собрании  дружинников.  Гайдуки  зорко
следили за всем, что делается в городах и селах, грабили и убивали  злых
турок, смотрели и  за  своими  соотечественниками,  кнезами,  кметами  и
купцами - помогают ли они бедным в  нужде,  защищают  ли  от  турок.  Не
всегда  они  сразу  принимали  крутые  меры;   иногда   они   отправляли
"гласоношу"  или  "книгоношу"  (письмоносца),  с   предостережением   об
исправлении несправедливости в назначенный  ими  срок.  По  отношению  к
изменникам ("отпадникам", "отлюдам")  Г.  были  беспощадны.  Они  всегда
оставляли неприкосновенным девичье  приданое;  ограбить  девицу,  по  их
мнению, было то же,  что  ограбить  церковь.  Народ  считал  подвиги  Г.
настоящими делами христианской добродетели; он верил, что "пока  есть  в
лесу Г., до тех пор будет  и  правда".  Когда  народное  негодование  на
притеснителей  перешло,  в  Сербии,  в   восстание,   Г.   явились   его
естественными предводителями: знаменитый Георгий Черный бывал Г.,  Милош
- также. Знаменитейший из болгарских Г.  -  известный  писатель  Георгий
Раковский.  Пойманного  Г.  турки  сажали  на   кол;   обыкновенно   ему
предлагалось  для  спасения  жизни   принять   магометанство,   но   это
отвергалось  им  с  презрением.  Кроме  сборников   песен   сербских   и
болгарских, см. соч. бывшего болг. Г. Панайота Хитова: "Мое-то путувание
по Стара планина и животописание-то на  некои  Булгарски  стари  и  нови
воеводи", изд. под ред. Л. Каравелова  (Бухар.  1872;  русск,  перев.  в
"Славянском Сборнике", т. II, Спб. 1877); А. Пыпин,  "Герцеговинские  Г.
сто лет тому назад" ("Вестн. Европы", 1877, ј 6).
   Галатея  (Galateia):  -  1)  дочь  Нерея  и  Дориды,  морская  нимфа,
олицетворение спокойного и блестящего моря. Позднейшие  поэты  (Феокрит,
Овидий) обрабатывали миф о  любви  к  ней  циклопа  Полифема.  Г.  любит
прекрасного Акида, сына Фавна и Симайеиды. Из  ревности  циклоп  убивает
Акида, который превращается в источник. 2) дочь Еврития, супруга  Ламира

Страницы: «« « 661   662   663   664   665   666   667   668   669  670   671   672   673   674   675   676   677   678   679  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь