Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 936   937   938   939   940   941   942   943   944  945   946   947   948   949   950   951   952   953   954  » »»

(т. 96 "Б. для Чт." 1849); Званцева, "Библиография Д.  Жуана"  ("Муз.  и
театр, вестн.", 1859). Scheible, "Kloster" (т. III,  1846);  Picastolle,
"D. J. Tenorio" (1883); Armand Hayem, "Le Don Juanisme"  (1886);  Engel,
"Die Don Juansage" (1887).
   И. К.
   Доницетти (Gaetano Donizetti)  -  выдающийся  итальянский  композитор
(1797 - 1848). Готовился сперва быть адвокатом, затем  архитектором,  но
скоро нашел настоящее свое призвание. Первые его оперы - "Enrico,  conte
di Borgogna" и "Il Falegname di Livonia" (1819), - были  хорошо  приняты
венецианской публикой, но дальнейшему  его  успеху  долго  мешала  слава
Россини и Беллини. Широкую известность он приобрел лишь в 1831 г., после
постановки в Милане оперы "Anna Bolena". В "Лучии" его талант  выказался
с  наибольшей  силой.  После  смерти  Беллини  Д.,   не   видя   опасных
конкурентов,  дал  целый  ряд  опер  (8),  не  отличавшихся   серьезными
достоинствами. С 1840 г. Д. работал для Парижа. Хотя его  "Дочь  полка",
"Полиевкт" и "Фаворитка" не сразу завладели вниманием парижан, но  успех
Д., по прошествии некоторого времени, был обеспечен, особенно  благодаря
комич. опере "Don Pascualе" (1843).  Это  образцовое  произведение  было
написано в 8 дней. Для  Вены  Д.  написал  в  тоже  время  "Линду".  Его
последние оперы - "Maria di Rohan", "Catarina Cornaro" (1844)
   - не имели успеха. Сильное нервное  расстройство  было  причиной  его
смерти.  В  продолжение  26-ти  летней  композиторской  деятельности  Д.
написал 64 оперы, много  кантат,  месс,  псалмов  и  пр.  Способность  к
быстрому сочинению была у Д.  поразительная.  Нормальному  развитию  его
дарования мешала постоянная спешная и срочная работа; несмотря  на  это,
он оставил нисколько опер, которые могут служить образцами  итальянского
искусства в первой половине XIX ст.: "Лучия",  "Лукреция",  "Фаворитка",
"Любовный напиток",  "Дон  Пасквале".  Главные  достоинства  опер  Д.  -
вдохновенные мелодии и драматическое  чувство.  Фактура  большею  частью
слабая, небрежная. Его лучшие  оперы  не  имеют  цельности:  на  ряду  с
прекрасными местами встречаются весьма слабые. См.  Filippo  Cicconetti,
"Vita di D."  (Рим,  1864)  и  Alborghetti  e  Galli,  "Donizetti  Mayr"
(Бергамо, 1875).
   H. Соловьев.
   Донник (Melilotus L.) -  род  растений  из  сем.  бобовых  в  подсем.
мотыльковых. Сюда относятся около 20 видов однолетних и многолетних трав
с тройчатыми листьями (как у клевера) и мелкими цветками в коротких  или
длинных кистях; цветки обыкновенно  желтые,  реже  белые  и  у  немногих
голубые.  Боб  маленький,  нераскрывающийся,   с   1   -   3   семенами.
Распространены вообще в умеренном и подтропическом поясах Старого света,
причем один только вид широко распространился и по Новому свету.  Многие
виды обладают запахом кумарина  (как,  напр.,  у  Зубровки)  и  содержат
горько-соленые  вкусовые  вещества,  в  особенности  однолетний  вид  М.
coerulea Lam., Д. голубой, идущий на приготовление зеленого сыра;  часто
разводится в садах  ради  своего  аромата;  его  голубые  цветы  собраны
головками на длинных ножках. Все виды Д. принадлежат к лучшим медоносным
растениям, почему и употребительны в пчеловодстве, а также и как хорошие
кормовые травы. По северной и средней России  очень  часто  встречаются,
как сорные травы, два вида: Д. белый - М. alba L. - двухлетнее растение,
весьма удобно  разводимое  на  легких,  не  бедных  известью,  почвах  и
нечувствительное к засухе и морозу, но по  содержанию  в  нем  кумарина,
трудно переносимого  животными,  мало  пригодное  для  хозяйства.  Чтобы
помочь в этом отношении, следует пораньше скашивать - когда Д.  не  выше
фута; тогда укос в зеленом виде (1000 - 2135 пд.  с  десят.),  поступает
для корма лошадей, но в небольшом  количестве.  Соотношение  питательных
веществ: в зеленом корме - 1:2,7 а в сене - 1:4, 2. б) Аптечный,  желтый
(М. officinalis  Lam);  -  содержит  в  себе  много  кумарина  и  потому
непригоден как кормовое растение, но может быть разводим как  медоносное
и имеет лекарственное значение - служит  для  приготовления  мелилотного
пластыря. Кроме рода М., название Д. присваивается  в  разных  губерниях
Poccии еще следующим растениям,  отчасти  напоминающим  Д.  по  внешнему
облику. Epilobium angustHfolium L. (кипрей, иван-чай), Galium  verum  L.
(желтый  подмаренник),  Juniperus  sabina  L.  (казачий   можжевельник),
Pimpinella saxifraga  (бедренец,  камнеломка),  Spiraea  Ulmaria  и  Sp.
Aruncus (таволга), Thiaspi arvense (ярутка).
   Донской Богородицкий мужской ставропигиальный первого кл. монастырь в
Москве. Основан после 1591 г. царем Федором Иоанновичем  в  воспоминание
победы, одержанной на этом самом месте над крымским ханом Казы-Гиреем, с
помощью чудотворной иконы Донской Божией  Матери,  поднесенной  донскими
казаками в дар еще великому кн. Дмитрию Иоанновичу и  бывшей  с  ним  на
Куликовой битве. Икона теперь находится в соборном храме. При  монастыре
кладбище, на котором погребены многие из видных  представителей  Москвы.
Ср. Забелин, "Историческое описание Д.  монастыря".  Есть  еще  описания
монастыря Любецкого (1846) и Дмитриева (1857).
   Доре (Луи Кристоф Поль Гюстав Dore) - знаменитый  франц.  рисовальщик
иллюстраций, живописец, скульптор и гравер (1833 - 1883). Художественное
дарование выказалось в нем чрезвычайно рано и развилось почти без помощи
какого бы то ни было учителя. Ему было всего  лишь  одиннадцать  лет  от
роду,  когда  появились  первые  его  литографии,   а   едва   достигнув
шестнадцатилетнего возраста, он уже вступил  в  сотрудники  сатирической
газеты Филипона "Journal  pourrire",  в  которой,  с  этого  времени,  в
течение многих лет помещались его рисунки, полные веселья и  юмора.  Эти
работы,  вместе  с  массою  рисунков,   которые   он   приготовлял   для
иллюстрированных изданий, положили начало его известности,  возраставшей
и распространявшейся во всей Европе по мере того, как  выходили  в  свет
более серьезные его труды - целые циклы  композиций  для  политипажей  к
классическим произведениям  словесности.  Первым  подобным  трудом  были
иллюстрированные сочинения Рабле  (1854).  За  ними  следовали:  "Contes
drolatiques"  Бальзака  (1861),  "Сказки"  Нерро   (1861),   "Дон-Кихот"
Сервантеса (1862), "Атала"  Шатобриана  (1862),  "Божественная  Комедия"
Данте (1861 - 68), "Библия" (1864), "Потерянный  Рай"  Мильтона  (1865),
"Басни" Лафонтена (1867), "Неистовый  Роланд"  Apиосто  (1879);  "Опыты"
Монтеня, Стихотворения Теннисона и т. д. В ряду этих иллюстраций лучшими
должно признать относящиеся к Рабле, Сервантесу  и  Данте.  Вообще,  как
иллюстратор, Д. удивляет своею беспримерной плодовитостью и  неистощимой
находчивостью фантазии; производя несчетное множество рисунков, он  умел
сочинять самые разнообразные сцены, в  большинство  случаев  проникнутые
живым драматизмом, обставлял их вполне подходящими к ним околичностями и
особенно мастерски придавал им живописность удачно  выбранными  мотивами
окружающего их пейзажа и освещения; но недостаточное  знание  рисунка  и

Страницы: «« « 936   937   938   939   940   941   942   943   944  945   946   947   948   949   950   951   952   953   954  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь