Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 941   942   943   944   945   946   947   948   949  950   951   952   953   954   955   956   957   958   959  » »»

зависимость от их  поступков  и  представлению  придается  драматический
интерес и законченность. Мысль зрителя и  слушателя  уже  не  уходила  в
прошедшее, как в эпосе, и не приковывалась к настоящему, как в лирике, а
с надеждой или страхом устремлялась к будущему, при виде  развивавшегося
перед его глазами действия. Хор, главный участник торжества Диониса, был
удержан как участник или  участливый  зритель  совершающегося  на  сцене
действия. Присутствие хора должно было повести к некоторым  затруднениям
для драматических поэтов: требовалось по возможности  не  менять  места,
сокращать  продолжительность  Д.;   многое,   поэтому,   на   сцене   не
происходило, а рассказывалось (для этого частые вестники). Драматический
интерес  сильно  умерен  вставками   эпическими   (речи   вестников)   и
лирическими (хор); для увеличения его и для большей  иллюзии  в  зрителе
изобретательный греческий ум впервые прибег к декорации, не известной ни
индусам, ни китайцам. Вследствие краткости Д. греки  ставили  их  подряд
три, связанных каким-нибудь одним общим мифом, причем прибавлялся еще  в
заключение сатирический фарс (отсюда "тетралогия" = четыре Д.). Античная
трагедия процветала в лице Эсхила, Софокла и Еврипида, комедия - в  лице
Аристофана (древняя) и Менандра (новая). В трагедии  Эсхила  трагическая
судьба тяготеет еще над всем родом  героя  (потомки  платятся  за  грехи
предков). Софокл  и  Еврипид  стремятся  уже  родовую  вину  изменить  в
индивидуальную и приближаются к точке зрения новейшей Д. Древняя комедия
исходит из серьезных нравственных вопросов  и  приближается  к  карающей
сатире и памфлету; часто в ней  сам  автор  с  так  назыв.  "парабазами"
обращается к зрителям. Более поздняя комедия главное  внимание  обращает
на чисто комический элемент, не затрагивая нравственным вопросов. В  так
назыв. средней комедии удержан сатирический тон древней, но  осмеиваются
сатирический  тон  древней,   но   осмеиваются   уже   не   общественные
неустройства. а пороки частных лиц.
   В римской драматической литературе переделывались греческие темы  (от
трагедий Ливия Андроника до так  называемой  трагедии  Сенеки;  новейшие
комедии  -  в  перелицовках  грубого  Плавта   и   изящного   Теренция).
Оригинальнее   была   местная   шутка   и   импровизированная    комедия
(удержавшаяся в романизированной Испании),  с  постоянными  характерными
масками; действие их обыкновенно переносилось в Ателлу  (вроде  русского
Пошехонья),  и  поэтому  (по  Моммзену)  они  назывались  ателланами   и
удержались и после падения классической языческой  культуры,  в  течение
всех средних веков; античная же трагедия, после появления  христианства,
заменилась трагедией страстей Господних, изображавшеюся  в  мистериях  и
духовных церемониях. Сценой служила  сначала  церковь,  потом  появились
особые открытые сцены; язык представлений первоначально  был  латинский,
затем стали прибегать к народному говору. Введение аллегорических фигур,
олицетворение пороков и добродетелей вызвало так называемые  моралитеты,
мало-помалу перешедшие в руки особых обществ  (Базош,  Confrerie  de  la
Passion); из Франции эти представления перешли в Германию  (в  настоящее
время  мистерии  в  Обераммергау  и  нек.  местах  Тироля).  Сходство  с
моралитетами имеют английские миракли (пьесы с чудесами).  В  комическом
жанре в средневек. Италии процветала comedia  dell'arte,  с  постоянными
типами (Арлекино, Панталоне, Тарталья, Грациано, Коломбина и т.  д.).  В
Германии  подражанием  ей  явился  Hanswurst,   до   начала   XVIII   в.
господствовавший в театрах; в имперских городах в ходу были другие игры,
на маскарадах и в святочных  обрядах.  С  эпохой  возрождения  в  Италии
явилась художественная драма,  с  реформацией  у  новейших  романских  и
германских  народностей  -  национальная  драма.   Первая   в   трагедии
ограничивалась воспроизведением классических черт,  в  комедии  рисовала
фривольные и часто  безнравственные  картины  (Макиавелли,  Дж.  Бруно).
Национальная драма в Испании (католич. направл.) и  в  Англии  (протест.
направл.) развивала средневековые драматические зачатки,  Франция  же  и
Германия порвали  с  последними,  чтобы  воспринят  и  воспроизвести  по
своему, первая - римскую, вторая
   - эллинскую идеи.
   Как в античной Д. центр тяжести лежит во внешних силах (в положении),
так в новейшей - во внутреннем мире героя (в  его  характере).  Классики
немецкой Д.  (Гете  и  Шиллер)  старались  сблизить  оба  эти  принципа.
Новейшую  Д.  отличают  более  широкий  ход  действия,  разнообразие   и
индивидуальные черты характеров, больший реализм в  изображении  внешней
жизни; отброшены стеснения античного  хора;  мотивы  речей  и  поступков
действующих  лиц  более  оттенены;  пластичное   древней   Д.   заменено
живописным, прекрасное соединено с интересным, трагизм - с  комизмом,  и
наоборот. Разница между английской и испанской Д. та,  что  в  последней
наряду с поступками героя играет роль  шаловливый  случай  в  комедии  и
милость или гнев божества в трагедии, в первой же участь  героя  целиком
вытекает из его характера и поступков.  Испанская  народная  Д.  высшего
расцвета достигла  в  Лопе  де  Веге,  художественная  -  в  Кальдероне;
кульминационный пункт английской Д. - Шекспир. Через Бен Джонсона и  его
учеников  в  Англию  проникли  влияния  испанские  образцы  боролись   с
античными; благодаря основанной  Ришелье  академии,  последние  одержали
верх и создалась французская (псевдо) классическая трагедия, на правилах
дурно понятого  Корнелием  Аристотеля.  Лучшей  стороной  этой  Д.  были
единство и  законченность  действия,  ясная  мотивировка  и  наглядность
внутреннего конфликта действующих  лиц;  но  из-за  недостатка  внешнего
действия развился в ней риторизм и стремление  к  правильности  стеснило
естественность и свободу выражения. Выше всех стоят в классич.  трагедии
французов Корнель, Расин и Вольтер, в комедии - Мольер. Философия  XVIII
в. произвела перелом  во  французской  Д.  и  вызвала  т.  н.  мещанскую
трагедию в прозе (Дидро),  занявшуюся  изображением  трагизма  обыденной
жизни, и жанровую (бытовую)  комедию  (Бомарше),  в  которой  осмеивался
современный общественный строй. Это направление перешло и в немецкую Д.,
где до тех пор господствовал французский классицизм (Готшед в  Лейпциге,
Зонненфельс в Вене). Лессинг своей  "Гамбургской  драматургией"  положил
конец ложному классицизму и создал немецкую драму (трагедию и  комедию),
по примеру Дидро. Указав в то же время на  древних  и  на  Шекспира  как
примеры для подражания, он проложил путь нем. классической Д., расцветом
которой было время Г„те (испытавшего на себе сначала  влияние  Шекспира,
потом  древних,   наконец,   в   Фаусте,   средневековых   мистерий)   и
национальнейшего  немецкого  драматурга,  Шиллера.  Новых   оригинальных
направлений  после  этого  в  Д.  не  возникало,  но   зато   появлялись
художественные  образцы  всех  родов  др.  поэзии.  Наиболее  заметно  у
немецких романтиков подражание  Шекспиру  (Г.  Клейст,  Граббе  и  др.).
Благодаря подражанию Шекспиру и испанскому театру произошел переворот  и
во французской Д., новую жизнь в которую внесла и разработка  социальных

Страницы: «« « 941   942   943   944   945   946   947   948   949  950   951   952   953   954   955   956   957   958   959  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь