Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 946   947   948   949   950   951   952   953   954  955   956   957   958   959   960   961   962   963   964  » »»

ремесленное,  художественно-ремесленное  и  мн.  др.  Д.   очень   богат
общеполезными и благотворительными учреждениями.
   К важнейших отраслям промышленности принадлежат: золотые,  серебряные
и   токарные   изделия;   физические,   математические   и   музыкальные
инструменты; глиняные и соломенные изделия (громадная фабрикация шляп  и
перьев); швейные и земледельческие машины;  обои,  холст  для  живописи,
искусственные цветы, пиво, стекло,  шоколад,  химич.  продукты,  мебель,
осветительные  материалы.  Садоводство,  фотография,  книжная  и  нотная
торговли очень развиты в  Д.,  много  типографий  и  издательских  фирм.
Торговля занимает, сравнительно,  второстепенное  место.  Д.  узел  6-ти
железнодорожных линий; 4 вокзала, соединенных с пристанями и складами на
Эльбе; 42 км. конно-железных дорог. В 1890 г. было 285844 жит.  Огромный
водопровод снабжает с 1876 г. водой весь город. Шесть газет. Окрестности
Д. очень  красивы;  недалеко  от  него  начинается  т.  наз.  Саксонская
Швейцария. Климат, в общем, здоров, но бывают резкие перемены, почему Д.
вреден для лиц страдающих болезнями дыхательных органов и ревматизмом.
   История.  Д.  (Драждяны)   славянского   происхождения;   исторически
доказано существование его с XIII века. Много раз  переходил  из  рук  в
руки. С XV-го в. началось его процветание. С 1539 г. введена реформация.
В Семилетнюю войну часть гор. сгорела, часть  разрушена  бомбардировкой.
Эпоха наполеоновских войн подвергла Д. тяжкому испытанию (см. ниже),  но
после заключения мира он стал быстро расти и украшаться. Восстание  1849
г., подавленное, с помощью прусских войск, после нескольких дней упорной
уличной борьбы, снова принесло  потери  и  развалины,  но  и  это  скоро
загладилось. В самом начале войны 1866 г. прусские войска  заняли  Д.  и
оставались в нем до мая 1867 г. См. Hache, "Diplomatische Geschichte D -
s."; Klemm, "Chronik der Stadt D."; Lindau,  "Geschichte  der  St.  D.".
Aster, "Schilderung der Kriegsereignisse in u. vor D."; Gottschalk,  "D.
u. seine Umgebung".
   Дрезден в войну 1813 г. был свидетелем одного из  важнейших  сражений
этой кампании.  При  возобновлении  военных  действий  после  перемирия,
богемская армия князя Шварценберга направилась  к  Д.,  занятому  только
корпусом Сен-Сира (ок. 30 т. чел.). К 4-м час. дня 13 (25) августа у  Д.
собралось до 60 тыс. русских,  прусских  и  австр.  войск.  Этого  числа
достаточно было для немедленной атаки  Д.;  но,  вследствие  разногласия
между  главными  начальниками,  благоприятная   минута   была   упущена.
Наполеон, получив известие о наступлении Шварценберга, быстро двинулся к
Дрездену. 14 (26) августа Шварценберг хотел атаковать Д.,  но,  узнав  о
прибытии  Наполеона,  решил  отложить  нападение.  Между  тем  штурмовые
колонны (ок. 40 т.), не извещенные об  отмене  первоначального  плана  и
раскинутые на 15  в.,  двинулись  вперед,  но  были  отброшены  на  всех
пунктах. 15 (27) авг.  Наполеон,  у  которого,  с  приходом  двух  новых
корпусов, собралось до 125 т., решился атаковать союзников (силы которых
возросли до 160 т.). Распоряжения  его  увенчались  полным  успехом:  на
правом фланге слабый  русский  отряд  ген.  Рота  хотя  и  оборонялся  с
замечательным мужеством,  но  должен  был  уступить  напору  несравненно
сильнейшего противника, который и овладел  пирнскою  дорогою.  На  левом
фланге австрийцы, отделенные от прочих войск Плауенским оврагом и к тому
же лишенные возможности стрелять, так как патроны, вследствие проливного
дождя,  подмокли,  принуждены  были  положить  оружие.  Союзные  монархи
считали возможным продолжать сражение; но  князь  Шварценберг  и  другие
австр. генералы настаивали на необходимости начать отступление,  в  виду
недостатка запасов собственно в австр. армии. Решено  было  отступить  в
Богемию. Союзники потеряли до 25 - 30 тыс., французы - от 10 до 15  тыс.
В сражении при Д. смертельно ранен генерал Моро.
   Дрезина - тележка, передвигаемая механически по  рельсам  и  служащая
для поездок инженеров с целью осмотра железнодорожного пути и по  другим
служебным надобностям. Название свое  Д.  получила  по  имени  лесничего
Дреза, который в 1817 г. изобрел двухколесный  экипаж  для  собственного
передвижения, прототип современного велосипеда. Д., в нынешнем ее  виде,
введена на железных дорогах в 1839 г. Она  состоит  из  легкой  рамы  на
четырех колесах, имеющих  закраины,  на  подобие  колес  железнодорожных
вагонов.  В  передней  части  Д.  утверждена   скамейка   с   подножкою,
представляющая место для двух-трех человек. Сзади помещаются рабочие, из
которых двое приводят Д. в  движение  вращением  рукояток,  а  двое  для
смены. На Д. хорошей конструкции, при весе  е„  около  650  килограммов,
приводимой в движение двумя рабочими, может быть, на подъеме в 1:  2000,
достигнута скорость от 25 до 30 километров в час. Для возможности езды с
большими скоростями (50 до 70 километров в час) введены были паровые  Д.
В последнее время построены Д., сходные по конструкции с велосипедами  и
приводимые в движение с чрезвычайною легкостью,  так  как  сопротивление
катанию их по рельсам очень незначительно. Четырехколесный экипаж такого
рода был испытан  на  французской  Восточной  жел.  дор.  На  нем  могут
поместиться два человека. Один рабочий может снять его с пути.  Легкость
удаления Д. с рельсов имеет большое значение, так как иногда приходиться
соскочить с Д. и снять ее  с  пути  в  виду  приближающегося  поезда.  В
Америке почти на всех  железных  дорогах,  а  в  Европе  только  в  виде
исключения, употребляется для поездок дорожных мастеров и  сторожей  Д.,
состоящая из скамейки, утвержденной на двух колесах, расположенных  одно
за другим и движущихся вдоль одного из рельсов. Переднее, большое колесо
приводится во вращение руками и ногами, при посредстве рычага и  системы
зубчатых зацеплений. Точкою опоры служит третье малое колесо, движущееся
по  другому  рельсу  и  соединенное  укосиною  с  общею   рамою.   Такая
трехколесная Д. служит для передвижения одного или двух человек.
   А. Т.
   Дрессировка или выездка  лошади,  берейторское  искусство,  -  бывает
различна сообразно с назначением лошади: под верх, в упряжку, для  бегов
или скачки. Последнее  относится  к  тренированию;  немного  встречается
особенностей и при обучении  лошадей  к  упряжке,  наиболее  же  трудною
задачею представляется выездка верховой лошади. Курс выездки этой лошади
обыкновенно делят на три периода. Первый - работа  верховой  лошади  под
развязкою: надев на нее рабочую уздечку и  (на  спину)  толстый  потник,
подтянутый обыкновенным троком, в кольца  которого  укрепляются  поводья
уздечки, к подбороднику последней пристегивается корда  и  затем  лошадь
выводится в манеж. Там, сперва "держа под уздцы", проводят ее  несколько
раз по вольту круга  и  затем,  постепенно  освобождая,  пускают  рысью,
причем бич берейтора поднимается горизонтально и,  по  мере  надобности,
им, слегка  помахивают,  подщелкивая  языком.  Когда  лошадь  пошла  "по
вольту" правильною рысью
   - "одним следом" (т.  е.  задние  ноги  ступают  на  след,  сделанный

Страницы: «« « 946   947   948   949   950   951   952   953   954  955   956   957   958   959   960   961   962   963   964  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь