|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 955 956 957 958 959 960 961 962 963 964 965 966 967 968 969 970 971 972 973 » »» скитальческую, полковую жизнь. Мать, страстно желавшая иметь сына,
возненавидела свою дочь, и воспитание последней было почти всецело
поручено гусару Астахову. "Седло", говорит Д., "было моею первою
колыбелью; лошадь, оружие и полковая музыка - первыми детскими игрушками
и забавами". В такой обстановке ребенок рос до 5 лет и усвоил себе
привычки и наклонности резвого мальчика. В 1789 г. отец Д. поступил в г.
Сарапул, Вятской губ., на место городничего. Мать стала приучать ее к
рукоделию, хозяйству; но дочери не нравилось ни то, ни другое, и она
втихомолку продолжала проделывать "военные штуки". Когда она подросла,
отец подарил ей черкесского коня Алкида, езда на котором скоро стала ее
любимым удовольствием. Восемнадцати лет Д. была выдана замуж и через год
у нее родился сын (об этом в "Записках" Д. не говорится). Она сблизилась
с есаулом казачьего отряда, стоявшего в Сарапуле; возникли семейные
неприятности, и она решилась осуществить свою давнишнюю мечту -
поступить в военную службу. Воспользовавшись отправлением отряда в
поход, в 1806 г., она переоделась в казацкое платье и поскакала на своем
Алкиде за отрядом. Нагнав его, она назвалась Александром Дуровым, сыном
помещика, получила позволение следовать за казаками и в Гродно поступила
в конно-польский уланский полк. Она участвовала в битвах при Гутшадте,
Гейльсберге, Фридланде, всюду обнаруживала храбрость, была награждена
солдатским Георгием и произведена в офицеры, с переводом в мариупольский
гусарский полк. Государь, до которого дошли слухи о ее поле, позволил ей
называться Александровым и обращаться к нему с просьбами. Вскоре после
этого Д. уехала в Сарапул, к отцу, прожила там более двух лет и в начале
1811 г. вновь явилась в полк (уланский литовский). В Отечественную войну
она участвовала в сражениях под Смоленском, Колоцким мон., при Бородине,
где была контужена в ногу, и уехала для лечения в Сарапул. В мае 1813 г.
она снова появилась в действующей армии и приняла участие в войне за
освобождение Германии, отличившись при блокаде крепости Модлина и гг.
Гамбурга и Гарбурга. Только в 1816 г., уступая просьбам отца, она вышла
в отставку, с чином штабротмистра и пенсионом и жила то в Сарапуле, то в
Елабуге. Ходила она постоянно в мужском костюме, сердилась, когда
обращались к ней, как к женщине, и вообще отличалась большими
странностями, между прочим - необыкновенною любовью к животным.
Скончалась в 1866 г.
Литературная деятельность Д. началась появлением в свет нескольких
отрывков из ее "Записок" (в "Соврем." 1836, ј 2). Пушкин глубоко
заинтересовался личностью Д., писал о ней хвалебные, восторженные отзывы
на страницах своего органа и понуждал ее к писательской деятельности. В
том же году (1836) появились в 2-х частях "Записки" Д., под заглавием
"Кавалерист-Девица". Прибавление к ним ("Записки") вышло в 1839 г. Они
имели большой успех, побудивший Д. к сочинению повестей и романов. Со
следующего же года она стала печатать свои произведения в
"Современнике", "Библиотеке для Чтения", "Отеч. Записках" и др. журн.;
затем они появлялись и отдельно ("Гудишки", "Повести и рассказы",
"Угол", "Клад"). Все они в свое время читались, вызывали даже хвалебные
отзывы со стороны критиков, но литературного значения не имеют и
останавливают внимание только своим простым и выразительным языком. Ср.
ст. в "Энциклопед. Лексиконе" Плюшара (т. XVII); "Биография Д." (в
"Вятских Губерн. Ведом." за 1866 г., ј 28); Суворин. "Кавалерист-девица
и Пушкин" (в "Новом Времени" за 1887 г., по поводу выхода в свет книга
Байдарова: "Кавалерист-девица Александров-Дурова"); Биография Д. во
"Всемирной Иллюстрации" 1887 г.; Блинов; "Кавалерист-девица и Дуровы" (в
"Историч. Вестн.", 1888, ј 2); Лашманов, "Надежда Андр. Дурова" (в
"Русск. Стар.", 1890 г., ј 9) В. Рудаков Духоборцы - русская секта
рационалистического направления. Думают, что она получила начало от
неизвестного по имени иностранца-квакера, жившего в 1740 - 50 г. в селе
Охочем, Харьков. губ., учение которого было отголоском проповеди
Кульмана и Тверитинова, связанной, в свою очередь, с ересью Косого и
Башкина. Дальнейшее развитие этого учения принадлежит Силуану
Колесникову, жившему в Екатеринославской губ. (1750 - 75), большому
начетчику, знакомому с сочинениями Эккартсгаузена и Сен-Мартена.
Продолжателями Колесникова были в 1755 - 85 г. однодворец Илларион
Побирохин и отст. унт.-офиц. Капустин, оба - жители Тамбов. губ. Затем
секта обнаружена была во мн. др. губерниях. По официальным исчислениям в
1826 г. Д. было в России 27000, а в 1841 г. - 29000. В первый раз
обращено было внимание правительства на Д. в 1773 г.; затем они
подвергались гонению в 1793 - 94, 1797 - 1800 гг. Часто им удавалось
избегать преследований, так как Колесников учил наружно покоряться
церкви и правительству и только Капустин воспретил Д. это притворство.
Посланный в 1801 г. для собирания сведений о секте Д., И. В. Лопухин
(масон), дал о ней самый хороший отзыв. Известный Г. С. Сковорода
составил для них своего рода катехизис: "Исповедание веры Д.
Екатеринославских", поданное губернатору. По мысли Лопухина состоялся
закон о переселении всех Д., в Мелитопольский уезд (Таврич. губ.), на
берега р. Молочной; многие из сектантов остались на прежних местах. В
1811 г. Д., в числе 4000 чел., просили о позволении поселиться на
новозавоеванном берегу Дуная; по причине войны 1812 года им это не было
разрешено, а в 1817 г. прекращено было переселение Д. из других мест и
на Молочные воды, где им жилось как нельзя лучше, так как, при большом
обилии земли (79000 дес.), они перенимали от поселенных в соседстве с
ними менонитов много полезных нововведений в сельском хозяйстве. С 1819
г. благосклонное внимание правительства к Д. прекращается. В 1837 г.
последовал указ о переселении их с Молочных вод в Закавказский край. В
1843 г. известный Гакстгаузен посетил Д., еще остававшихся на Молочных
водах. Его заметки о них - очень ценный источник сведений о Д. - У Д.
нет письменного изложения их учения: между ними очень мало было
грамотных, а лиц образованных и вовсе неизвестно. Поэтому сведения о их
учении заимствуются исключительно из записей и рассказов, сделанных
посторонними им лицами. Исходным пунктом учения Д. была квакерская идея:
в душе человека пребывает сам Бог и сам Он наставляет человека Своим
словом. Памятью человек уподобляется Богу Отцу, разумом - Богу Сыну,
волею - Духу Св.; Отец - свет, Сын - живот, Св. Дух - покой; Отец -
высота, Сын - широта, Св. Дух - глубина. Чувственно Бог существует в
природе, а духовно - в человеческой душе. Это учение вполне аналогично
доктринам еретиков - Савелия и Павла Самосатского. Душа человека, по
учению духоборцев, существовала до сотворения мира и пала вместе с
павшими в то время духами; души посылаются на землю и облекаются в тела
в наказание за падение. Первородного греха Д. не признают: "всяк сам по
себе грешен и спасен". После смерти душа благочестивого человека
Страницы: «« « 955 956 957 958 959 960 961 962 963 964 965 966 967 968 969 970 971 972 973 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |