Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 955   956   957   958   959   960   961   962   963  964   965   966   967   968   969   970   971   972   973  » »»

скитальческую, полковую  жизнь.  Мать,  страстно  желавшая  иметь  сына,
возненавидела свою дочь,  и  воспитание  последней  было  почти  всецело
поручено  гусару  Астахову.  "Седло",  говорит  Д.,  "было  моею  первою
колыбелью; лошадь, оружие и полковая музыка - первыми детскими игрушками
и забавами". В такой обстановке ребенок рос  до  5  лет  и  усвоил  себе
привычки и наклонности резвого мальчика. В 1789 г. отец Д. поступил в г.
Сарапул, Вятской губ., на место городничего. Мать стала  приучать  ее  к
рукоделию, хозяйству; но дочери не нравилось ни то,  ни  другое,  и  она
втихомолку продолжала проделывать "военные штуки". Когда  она  подросла,
отец подарил ей черкесского коня Алкида, езда на котором скоро стала  ее
любимым удовольствием. Восемнадцати лет Д. была выдана замуж и через год
у нее родился сын (об этом в "Записках" Д. не говорится). Она сблизилась
с есаулом казачьего отряда,  стоявшего  в  Сарапуле;  возникли  семейные
неприятности,  и  она  решилась  осуществить  свою  давнишнюю  мечту   -
поступить в  военную  службу.  Воспользовавшись  отправлением  отряда  в
поход, в 1806 г., она переоделась в казацкое платье и поскакала на своем
Алкиде за отрядом. Нагнав его, она назвалась Александром Дуровым,  сыном
помещика, получила позволение следовать за казаками и в Гродно поступила
в конно-польский уланский полк. Она участвовала в битвах  при  Гутшадте,
Гейльсберге, Фридланде, всюду обнаруживала  храбрость,  была  награждена
солдатским Георгием и произведена в офицеры, с переводом в мариупольский
гусарский полк. Государь, до которого дошли слухи о ее поле, позволил ей
называться Александровым и обращаться к нему с просьбами.  Вскоре  после
этого Д. уехала в Сарапул, к отцу, прожила там более двух лет и в начале
1811 г. вновь явилась в полк (уланский литовский). В Отечественную войну
она участвовала в сражениях под Смоленском, Колоцким мон., при Бородине,
где была контужена в ногу, и уехала для лечения в Сарапул. В мае 1813 г.
она снова появилась в действующей армии и приняла  участие  в  войне  за
освобождение Германии, отличившись при блокаде крепости  Модлина  и  гг.
Гамбурга и Гарбурга. Только в 1816 г., уступая просьбам отца, она  вышла
в отставку, с чином штабротмистра и пенсионом и жила то в Сарапуле, то в
Елабуге. Ходила  она  постоянно  в  мужском  костюме,  сердилась,  когда
обращались  к  ней,  как  к  женщине,  и  вообще   отличалась   большими
странностями,  между  прочим  -  необыкновенною  любовью   к   животным.
Скончалась в 1866 г.
   Литературная деятельность Д. началась появлением  в  свет  нескольких
отрывков из ее  "Записок"  (в  "Соврем."  1836,  ј  2).  Пушкин  глубоко
заинтересовался личностью Д., писал о ней хвалебные, восторженные отзывы
на страницах своего органа и понуждал ее к писательской деятельности.  В
том же году (1836) появились в 2-х частях "Записки"  Д.,  под  заглавием
"Кавалерист-Девица". Прибавление к ним ("Записки") вышло в 1839  г.  Они
имели большой успех, побудивший Д. к сочинению повестей  и  романов.  Со
следующего  же   года   она   стала   печатать   свои   произведения   в
"Современнике", "Библиотеке для Чтения", "Отеч. Записках" и  др.  журн.;
затем они  появлялись  и  отдельно  ("Гудишки",  "Повести  и  рассказы",
"Угол", "Клад"). Все они в свое время читались, вызывали даже  хвалебные
отзывы со  стороны  критиков,  но  литературного  значения  не  имеют  и
останавливают внимание только своим простым и выразительным языком.  Ср.
ст. в "Энциклопед. Лексиконе"  Плюшара  (т.  XVII);  "Биография  Д."  (в
"Вятских Губерн. Ведом." за 1866 г., ј 28); Суворин.  "Кавалерист-девица
и Пушкин" (в "Новом Времени" за 1887 г., по поводу выхода в  свет  книга
Байдарова:  "Кавалерист-девица  Александров-Дурова");  Биография  Д.  во
"Всемирной Иллюстрации" 1887 г.; Блинов; "Кавалерист-девица и Дуровы" (в
"Историч. Вестн.", 1888, ј  2);  Лашманов,  "Надежда  Андр.  Дурова"  (в
"Русск. Стар.", 1890 г., ј 9)  В.  Рудаков  Духоборцы  -  русская  секта
рационалистического направления. Думают,  что  она  получила  начало  от
неизвестного по имени иностранца-квакера, жившего в 1740 - 50 г. в  селе
Охочем,  Харьков.  губ.,  учение  которого  было  отголоском   проповеди
Кульмана и Тверитинова, связанной, в свою очередь,  с  ересью  Косого  и
Башкина.  Дальнейшее   развитие   этого   учения   принадлежит   Силуану
Колесникову, жившему в Екатеринославской  губ.  (1750  -  75),  большому
начетчику,  знакомому  с  сочинениями  Эккартсгаузена   и   Сен-Мартена.
Продолжателями Колесникова были в  1755  -  85  г.  однодворец  Илларион
Побирохин и отст. унт.-офиц. Капустин, оба - жители Тамбов.  губ.  Затем
секта обнаружена была во мн. др. губерниях. По официальным исчислениям в
1826 г. Д. было в России 27000, а в  1841  г.  -  29000.  В  первый  раз
обращено было  внимание  правительства  на  Д.  в  1773  г.;  затем  они
подвергались гонению в 1793 - 94, 1797 - 1800  гг.  Часто  им  удавалось
избегать преследований,  так  как  Колесников  учил  наружно  покоряться
церкви и правительству и только Капустин воспретил Д.  это  притворство.
Посланный в 1801 г. для собирания сведений о секте  Д.,  И.  В.  Лопухин
(масон), дал о ней  самый  хороший  отзыв.  Известный  Г.  С.  Сковорода
составил  для  них  своего  рода   катехизис:   "Исповедание   веры   Д.
Екатеринославских", поданное губернатору. По  мысли  Лопухина  состоялся
закон о переселении всех Д., в Мелитопольский уезд  (Таврич.  губ.),  на
берега р. Молочной; многие из сектантов остались на  прежних  местах.  В
1811 г. Д., в числе  4000  чел.,  просили  о  позволении  поселиться  на
новозавоеванном берегу Дуная; по причине войны 1812 года им это не  было
разрешено, а в 1817 г. прекращено было переселение Д. из других  мест  и
на Молочные воды, где им жилось как нельзя лучше, так как,  при  большом
обилии земли (79000 дес.), они перенимали от поселенных  в  соседстве  с
ними менонитов много полезных нововведений в сельском хозяйстве. С  1819
г. благосклонное внимание правительства к Д.  прекращается.  В  1837  г.
последовал указ о переселении их с Молочных вод в Закавказский  край.  В
1843 г. известный Гакстгаузен посетил Д., еще остававшихся  на  Молочных
водах. Его заметки о них - очень ценный источник сведений о Д.  -  У  Д.
нет  письменного  изложения  их  учения:  между  ними  очень  мало  было
грамотных, а лиц образованных и вовсе неизвестно. Поэтому сведения о  их
учении заимствуются исключительно  из  записей  и  рассказов,  сделанных
посторонними им лицами. Исходным пунктом учения Д. была квакерская идея:
в душе человека пребывает сам Бог и сам  Он  наставляет  человека  Своим
словом. Памятью человек уподобляется Богу Отцу,  разумом  -  Богу  Сыну,
волею - Духу Св.; Отец - свет, Сын - живот, Св.  Дух  -  покой;  Отец  -
высота, Сын - широта, Св. Дух - глубина.  Чувственно  Бог  существует  в
природе, а духовно - в человеческой душе. Это учение  вполне  аналогично
доктринам еретиков - Савелия и Павла  Самосатского.  Душа  человека,  по
учению духоборцев, существовала до  сотворения  мира  и  пала  вместе  с
павшими в то время духами; души посылаются на землю и облекаются в  тела
в наказание за падение. Первородного греха Д. не признают: "всяк сам  по
себе  грешен  и  спасен".  После  смерти  душа  благочестивого  человека

Страницы: «« « 955   956   957   958   959   960   961   962   963  964   965   966   967   968   969   970   971   972   973  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь