|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 957 958 959 960 961 962 963 964 965 966 967 968 969 970 971 972 973 974 975 » »» Некоторые из них дошли до нас как в редакции искусственной по форме,
близкой, по содержанию, к книге, так и в свободных переделках народных
певцов. Из стихов общего содержания выделились стихи эпизодические (о
Михаиле архангеле, о грешной душе, прощание души с телом, плач земли, о
суете жизни и пр.). Стихи о страшном суде были популярны с древнейших
времен (ср. рассказ начальной летописи об изображении страшного суда,
предъявленном кн. Владимиру), а преобразовательное движение XVII - XVIII
вв. еще более способствовало усилению мрачного взгляда на жизнь и
уверенности в скором конце греховного мира. Раскольники-старообрядцы,
убегавшие от новшеств в пустыни, были убеждены, что время антихристово
уже настало; стихи о страшном суде переделывались ими применительно к
обстоятельствам. Другие Д. стихи можно разделить на эпические и
лирические. Из эпических ветхозаветных более других распространены плач
Адама, стих об Иосифе Прекрасном (искусственные, по складу близкие к
церковным песням "Плач Иосифа" вошел в некоторые редакции народного
стиха, как часть в целое) и песня о царе Соломоне, по форме обратившаяся
в былину. События евангельские вызвали массу книжных лирических стихов,
из которых весьма немногие были усвоены народом. Из эпических
новозаветных стихов большою популярностью пользуется стих о жене
милосердой, которая, чтобы спасти Христа от преследователей, взяла его
на руки вместо своего младенца, а последнего бросила в растопленную
печь, где, однако, он остался жив и невредим. Припев: "аллилуйя",
которым заканчивался этот стих, дал повод назвать безымянную жену
Аллилуевой, а основной факт - сожжение за Христа - привел к тому, что
сектанты "глухой нетовщины" усвоили его, как стих "исторически"
объясняющий самосожигательство, причем в уста Спасителя вложил и
повеление спасаться огнем от прелести антихристовой и брадобрития. Столь
же распространен стих о сне Богородицы, заключающий в себе краткое
изложение событий жизни Спасителя до его крестной смерти. Стих о богатом
и Лазаре пользуется огромной популярностью, благодаря, прежде всего,
тому, что певцыкалики видели в Лазаре, угнетаемом на земле болезнями и
бедностью, свой первообраз; кроме того, этой притчею очень охотно
пользовались старинные проповедники, чтобы побуждать людей к делам
милости. Стих обставил притчу многими вымышленными подробностями. Лазарь
стал родным братом богачу; богач изображен человеком дерзким и
самонадеянным, Лазарь - идеалом смирения; в момент смерти ангелы
вынимают его душу "честно и хвально, через сахарные уста", а душу
богатого - "нечестно, нехвально, железным крюком через левое ребро" и т.
д. К евангельскому же циклу относятся стих о Вознесении, в котором к
краткому указанию на событие присоединяется разговор между нищими,
Христом и Иоанном Богословом (по нар. - Златоустом или Предтечею) о том,
чем питаться нищей братии; стих, по-видимому, составлен самими каликами
в современном значении этого слова. Из житийных стихов популярнее всех
стих об Алексее Божьем человеке, если убогий Лазарь был прототипом
калек, то св. Алексей, добровольный нищий, подвергающий себя
всевозможным унижениям в доме богатого отца своего, был для них
недосягаемым, но в высшей степени привлекательным идеалом. Стих о
Димитрии Солунском не касается жития его, но искусно соединяет два его
чуда, изложенные в Минеях, Четиях и Прологах, и вскользь касается
третьего; самая важная перемена в стихе - та, что безымянный враг
источника ("поганые") обратился в Мамаяневерного, которого сближало с
солунским чудом имя его исторического победителя, Димитрия же Донского.
Стих записан только в 3-х вариантах, но, по словам издателя, поется в
губерниях Пермской, Новгородской, Симбирской и Смоленской. Житие
высокочтимого на Руси св. Николая Чудотворца, сравнительно мало
распространенное в письменности, не породило стиха; зато калеки
воспевают его чудо об Агриковом сыне Василии, часто встречающееся в
прологах и сборниках. Стих о Федоре Тироне существует в двух редакциях:
краткой (Бесс. јј 121 и 123) и полной. Краткая излагает, с некоторыми
эпическими украшениями и дополнениями, апокрифическое чудо св. Феодора
Тирона, освобождающего мать свою, похищенную драконом; к полной редакции
присочинено вступление, в котором герой оказывается 12-летним богатырем,
истребляющим целое вражеское войско; в обеих редакциях прибавляются
кит-рыба, по которой переходит Феодор, и кровавый потоп, угрожающий
богатырю и сильно напоминающий битву Добрыни со змеем; этот стих
представляет переход к богатырской былине. Целую семью стихов,
распеваемых ныне калеками, но тесно связанных с книгою, породил духовный
роман о Варлааме и Иоасафе. Уже в послесловии кутеинского издания мы
находим "Песнь св. Иоасафа, когда вышел на пустыню"; ее встречаем мы в
распространенном виде, с рифмами или по крайней мере с ассонансами, и в
рукописях, и в устах певцов, которые почти не изменяют текста. Она же
легла в основу стиха о Иоасафе царевиче и пустыне, который
распространился чрезвычайно сильно, благодаря основной теме и прекрасной
обработке. При устной передаче имя героя искажается; некоторые варианты
выдают его за сына Давида; пустыня олицетворяется сильнее и называется
"мать прекрасная пустыня", что дало повод одному из вариантов (Бесс. ј
54) вывести на сцену новое лицо - мать царевича, и т. д.
Иосаф-пустынножитель, с появлением раскола, стал идеалом раскольников,
спасавшихся в пустыне, а песнь его: "в пустыню входяща" дала основную
мысль и некоторые выражения раскольничьему по духу, чисто лирическому
стиху (Варенц. стр. 190 и след.). Из событий русской церковной истории
обратили на себя внимание составителей стихов немногие. Стихи об
Александре Невском, будто бы победившем татар, о Михаиле и Федоре
Черниговских, которым тоже приписывается победа, за которой следует,
однако, мученическая смерть в Орде, и о Петре митрополите - принадлежат,
судя по размеру и манере, одному и тому же автору. Степень
распространенности этих стихов очень невелика; также мало
распространился стих о Дмитровской субботе, излагающий интересное
видение Димитрия Донского, и раскольничий стих об осаде Соловецкого
монастыря. Стих о Борисе и Глебе, князьях-мучениках, пользуется большою
известностью. Варианты его распадаются на две группы, книжную и устную.
Все книжные стихи исходят из одного источника, а стихи устные суть
пересказы стиха книжного, более или менее отходящие от оригинала, иногда
вставляется письмо Святополка, речь матери к Борису и Глебу, речь
ликующего после братоубийства Святополка и пр. К Д. стихам по складу и
по содержанию относится песня об Анике-воине и его борьбе со смертью. А.
Н. Веселовский доказал ("Вестн. Евр." 1875, апр. "Отрывки византийского
эпоса в русском"), что этот Аника есть герой старой византийской поэмы -
Василий Дигенис Акрит, борьбу которого с Хароном воспевает новогреческая
песня; наш стих значительную часть своего содержания заимствует из очень
Страницы: «« « 957 958 959 960 961 962 963 964 965 966 967 968 969 970 971 972 973 974 975 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |