Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 960   961   962   963   964   965   966   967   968  969   970   971   972   973   974   975   976   977   978  » »»

обучалось всего 17246 воспитанников. В 185 духовных училищах в  1891  г.
учащихся было 29619. Учащих и начальствующих лиц в семинариях и училищах
в  1891  г.  было  8124.  На  содержание  всех  мужских  духовно-учебных
заведений в 1891 г. израсходовано всего 5211411 р. Эта сумма составилась
из процентов с  духовно-учебного  капитала  -  1341469  р.,  процентного
церковного сбора 1669200 р., пособия от государственного казначейства  -
1576231 р. и разных специальных источников духовного ведомства.
   Н. Барсов.
   Для подготовления римско-католического духовенства в России учреждены
в каждой римско-католической епархии семинарии, состоящие  под  ведением
епископов, а в СПб. - академия (I,  257  -  259),  состоящая  в  ведении
архиепископа могилевского. Для поступления  в  римско-католич.  духовное
учебное  заведение  требуется  разрешение  губернатора.   Протестантское
духовенство получает образование на богословском  факультете  юрьевского
(дерптского)  университета.  Армяногригорианское  духовенство   получает
образование в духовных семинариях) состоящих в каждой  из  6-ти  русских
армяно-григориан. епархий, а также в учрежденной в 1874 г. эчмиадзинской
армянской  духовной  академии,  подготовляющей  и   преподавателей   для
семинарий (первоначально для этой последней цели  существовало  духовное
отделение  при  Лазаревском  институте   восточных   языков).   Духовные
семинарии зависят от своих епархиальных начальств, а эчмиадзинская  акд.
находится под главным начальством патриарха  -  католикоса  всех  армян.
Эчмиадзинская академия состоит из 6 семинарских классов  и  трех  высших
академических; преподавание на армянском  языке;  кроме  богословских  и
церковных предметов, преподаются педагогика, логика, психология, история
философии, армянская история и география, история  и  география  России,
математика, физика и космография, естественная история, армянский язык и
история литературы, языки  русский;  латинский,  греческий,  ненемецкий,
французский, еврейский и библейская  археология,  черчение  и  рисование
(преимущественно церковное). Армяногригорианские  Д.  учебные  заведения
содержатся на счет церковных сумм и добровольных приношений.
   Дуччо ди Буонинсенья (Duccio di  Buoninsegna)  -  основатель  венской
школы живописи. Полагают, что он род. около 1260 г., а ум. около 1320 г.
Оставаясь  верен  преданиям  византийских  миниатюристов,  он,   однако,
старался  оживить  мертвенные  типы  их  изображений   нужною   грацией,
спокойным величием и выражением душевных движений, а колорит  -  ясными,
дающими мягкие переходы тонами, и таким  образом  создал  особый  стиль,
которого держались  после  него  сиенские  живописцы  в  течение  целого
столетия.  До  нас  дошло  лишь  одно,  несомненно  принадлежащее   ему,
произведение - алтарная икона, написанная в 1308 - 11 г.  для  сиенского
собора. Она была исполнена на доске, с обеих ее сторон; лицевая  сторона
представляла Богоматерь, сидящую на  престоле,  с  Младенцем-Христом  на
руках, и окруженную ангелами  и  святыми,  а  задняя  изображала,  в  26
отделениях, различные, полные драматизма,  эпизоды  Страстей  Господних.
Впоследствии  доска  была  распилена  надвое,  так  что  каждая  сторона
составила отдельную картину. Обе части  выставлены  теперь,  одна  возле
другой, в зале комиссии строения  сиенского  собора.  Принадлежность  Д.
других, приписываемых ему, работ в большинство случаев сомнительна.
   А. С - в.
   Душа (в этнологическом отношении). Верование или убеждение, что  наша
мысль, чувство, воля, жизнь обусловливается чем-то  отличным  от  нашего
тела, хотя и связанным с ним или имеющим  в  нем  свое  местопребывание,
свойственно, повидимому, всему человечеству, и может быть констатировано
на  самых  низких  ступенях  культуры,  у  самых   первобытных   племен.
Происхождение этого верования может быть  сведено,  в  конце  концов,  к
самочувствию, к признанию своего "я", своей индивидуальности, более  или
менее тесно связанной с материальным телом, но не тождественной с ним, а
только пользующейся им как жилищем, орудием, органом. Это "я", это нечто
духовное, или, в более примитивном представлении, это  движущее  начало;
эта "сила", находящаяся в нас -  и  есть  то,  что  первобытный  человек
соединяет с представлением о "душе".  Но  подобное  же  движущее  начало
представляют, кроме человека, животные, растения, даже  многие  предметы
неорганической природы. Волнующееся море, сверкающая молния,  завывающий
ветер, бегущее по небу облако,  горящий  огонь,  низвергающийся  с  горы
камень  -  точно  также,  как  и  тикающие  часы,  играющая   табакерка,
движущийся  пароход,  -  все  это  способно  вызывать  представление   о
двигающей или  проявляющейся  силе,  а  так  как  сила,  по  аналогии  с
человеческой,  предполагает  ее  производителя,  некоторую   действующую
личность, то во всех этих формах или проявлениях силы и  движения  можно
тоже предполагать некоторое "я", некоторое движущее начало или "душу". И
действительно,  многие  дикари  пользуются  одним  и  тем   же   словом,
обозначающим у них "Д.", для названия всего выказывающего известную силу
или движение, но невидимого или непонятного, как напр. механизма часов и
т. п. В приложении к человеческой Д. убеждение в ее отдельности от  тела
и способности  покидать  последнее  могло  возникнуть  и  укрепиться  на
основании наблюдений над явлениями сна, обморока, смерти. Человек во сне
недвижим; не видит, не слышит, но может  чувствовать  себя  в  различных
положениях, посещать различная местности, говорить с различными  лицами,
даже давно умершими. После обморока человек "приходит в себя", т. е.  Д.
его возвращается в тело. Наконец,  в  случае  смерти  Д.  покидает  тело
окончательно.  Эту  расстающуюся  с  телом  субстанцию  народная   мысль
представляет себе как дыхание, дуновение,  легкое  облачко,  пар,  тень,
летающую бабочку или птичку;  но  особенно  распространено  сравнение  с
дыханием, следы  которого  сохранились  и  теперь  в  языках  культурных
народов (anima, греч. anemos, санск. atman - дух, дыхание, Д.: spiritus,
yuch,  pnuma  и  т.  д.).  По  вопросу,  где  именно   имеет   Д.   свое
местопребывание в теле, мнения народов разнятся между собою. Полинезийцы
считали местопребыванием ее полость живота. Караибы, сиамцы помещали  Д.
в сердце и жилах; папуасы и евреи - в крови (подобно тому, как и Цицерон
полагал, что spiritus diffunditur per arterias,  а  Цельзий,  что  venae
spiritui accommodatae sunt); другие  -  в  груди,  голове,  печени.  При
смерти  Д.  выходит  из  тела  (через  рот),  но  дальнейшая  судьба  ее
различными народами также понимается различно. Д.  может  оставаться  по
близости тела, бродить около него, находиться в  окрестностях,  или  она
может уходить далеко, на горы, в пустыню, плыть вниз по реке,  удаляться
за море, спускаться в недра земли или подниматься вверх, за  облака,  на
небо; наконец, она может переселяться в  другие  существа,  воплощаться,
напр., в различных животных. В конце концов,  она  может  соединиться  с
телом, если последнее сохранилось, или тело  составляло  для  ее  только
бренную оболочку, покинув  которую,  Д.  достигает  высшего,  блаженного

Страницы: «« « 960   961   962   963   964   965   966   967   968  969   970   971   972   973   974   975   976   977   978  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь