Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 968   969   970   971   972   973   974   975   976  977   978   979   980   981   982   983   984   985   986  » »»

им записей и повествований, об  этом  ясно  свидетельствует  то  великое
различие,  какое  существует  между  синоптическими  Е.  и  Е.   Иоанна.
Синоптики  повествуют  почти  исключительно  о  деятельности  Христа   в
Галилее, Иоанн
   - о деятельности Его в Иудее. Синоптики главным образом повествуют  о
чудесах,  притчах  и  внешних  событиях  в  Его  жизни,  а  Иоанн  ведет
рассуждение о глубочайшем ее смысле. Вообще Е. Иоанна отличается большею
духовностью и, так сказать, идеальностью, которая и дала повод  критикам
к предположению, что оно дает не историю, а аллегорию жизни Христа.  При
всем  различии  между  Е.,  они  чужды  противоречий;  при  внимательном
рассмотрении можно найти ясные признаки  согласия  между  синоптиками  и
Иоанном, даже в  изложении  фактов  внешней  жизни  Христа.  Иоанн  мало
рассказывает о галилейском служении  Иисуса  Христа,  но  он  несомненно
знает  о  неоднократном  продолжительном  пребывании  Его   в   Галилее;
синоптики ничего не рассказывают о ранней деятельности Иисуса  Христа  в
Иудее и Иерусалиме, но намеки на эту деятельность часто встречаются и  у
них. Так, и по их свидетельству у Христа  там  были  друзья,  ученики  и
приверженцы, напр. владелец горницы, где происходила  тайная  вечеря,  и
Иосиф Аримафейский. Особенно большое значение  в  этом  отношении  имеют
известные слова: "Иерусалим, Иерусалим! Как часто хотел Я собрать  твоих
детей,  как  курица  собирает  своих  птенцов",  -  выражение,  которое,
очевидно  предполагает  многократное  или  долгое  пребывание  Христа  в
Иерусалиме. Синоптики, правда, не рассказывают о таком великом чуде, как
воскрешение Лазаря, но Лука хорошо знаком с сестрами его в Вифании, и  в
немногих чертах изображенный им характер этих сестер согласуется с  тем,
что рассказывает Иоанн об образе действий их  по  случаю  смерти  брата.
Многие изречения,  приводимые  Иоанном,  ясно  напоминают  собою  беседы
Христа, приводимые  синоптиками.  Так  известное  изречение,  приводимое
Матфеем: "Все предано Мне Отцом Моим" (XI, 27) - весьма  близко  к  тем,
которыми преисполнено Е. Иоанна.  Правда,  беседы  Христа  у  синоптиков
носят в общем иной характер, чем у Иоанна: там  они  популярны,  ясны  и
состоят из наглядных притч  и  пояснительных  примеров,  а  у  Иоанна  -
глубоки, таинственны, часто трудны для понимания, как будто и говорились
не для  толпы,  а  для  более  тесного  круга  слушателей.  Но  одно  не
исключается другим; различные способы речи могли  вызываться  различными
условиями и обстоятельствами. Как у синоптиков, так и у  Иоанна  Христос
изображается окруженным народными толпами; трудно было бы понять, как Он
мог своим словом увлекать толпу, если бы говорил  только  так,  как  это
изображается у Иоанна. С другой стороны, и вся полнота знания о  Христе,
как Богочеловеке, появляющаяся в христианской  церкви  с  самых  древних
времен,   была   бы   непонятна,   если   бы    Христос    не    говорил
возвышенно-таинственных бесед, какие излагаются у Иоанна. Если синоптики
выставляют более человеческую сторону в Христе, изображая Его как к Сына
Человеческого, сына Давидова, а Иоанн, напротив, выдвигает  божественную
сторону и выставляет Его как Сына Божия, то это еще не  значить,  что  у
синоптиков отсутствует божественная сторона, или у Иоанна
   - человеческая. Сын Человеческий есть также и у синоптиков Сын Божий,
которому дана всякая власть на небе и на земле. Сын Божий у Иоанна  есть
также и истинный человек, который идет на брачный пир, дружески беседует
с Марфой и Марией и плачет у гроба  своего  друга  Лазаря.  Синоптики  и
Иоанн, таким образом, дополняют друг друга и только в своей совокупности
дают совершеннейший образ Христа, каким  Он  воспринят  и  проповедуется
церковью. Древние христианские писатели  сравнивали  Четвероевангелие  с
рекой, которая, выходя из Эдема для  орошения  насажденного  Богом  рая,
разделялась  на  четыре  реки,  протекавшие  по  странам,  изобиловавшим
всякими драгоценными камнями и металлами. Еще более обычным символом для
четырех Е. была таинственная колесница, которую пророк  Иезекииль  видел
при р. Ховаре (I, 5 - 26)  и  которая  состоит  из  четырех  четырелицых
существ, напоминающих собою человека, льва, тельца и орла. Эти существа,
взятые в отдельности, сделались эмблемами для евангелистов: христианское
искусство, начиная с V в., изображает Матфея с  человеком  или  ангелом,
Марка со  львом,  Луку  с  тельцом,  Иоанна  с  орлом.  Причиной  такого
сочетания было то соображение, что Матфей в своем Е. выдвигает  особенно
человеческий  и  мессианский  характер  Христа,  Марк   изображает   Его
всемогущество и царственность, Лука говорит  о  Его  первосвященстве  (с
которым связывалось жертвоприношение тельцов), а Иоанн, по словам  блаж.
Августина, "как орел парит над облаками человеческой немощности".
   Самым ранним из Е. признается Е. от Матфея. Автор  его,  ап.  Матфей,
был сборщиком податей и пошлин, и следов.  должен  был  уметь  читать  и
писать. Свое Е. он, по преданию, написал на  еврейском  языке,  так  как
предназначал  его  в  поучение  своим  единоплеменникам,  в  особенности
книжникам. Еврейский подлинник вскоре был переведен на греческий язык, и
этот перевод  и  дошел  до  нас.  Сообразно  с  назначением  Е.,  в  нем
доказывается обращенным Иудеям, что Иисус и есть  Мессия,  Которого  они
ожидали. Следя за событиями  земной  жизни  Христа,  Матфей  при  каждом
случай отмечает,  как  то  или  другое  из  них  находится  в  теснейшем
соотношении   с   ветхозаветными   пророчествами.   Отсюда    постоянные
повторения: "сие произошло, да сбудется реченное Господом чрез  пророка,
который говорит" то-то и то-то (I, 22; II, 15, 23 и др.). Всех ссылок на
Ветхий Завет у Матфея не менее 65:  в  43  случаях  делается  буквальная
выписка, а в остальных - лишь указание на  общий  смысл.  Е.  от  Матфея
состоит из 28 глав, начинается изложением родословия Христа от Авраама и
оканчивается   прощальною   беседою   Спасителя   с   апостолами   перед
вознесением, когда Он повелел им идти с  проповедью  о  христианстве  по
всем народами, обещая пребывать с ними "во все дни до скончания века".
   Второе Е. написано св. Марком, который в юности носил двойное  имя  -
Иоанна Марка, причем  последнее  имя,  как  довольно  употребительное  у
римлян,  впоследствии  заменило  первое.  Слушатели  ап.  Петра   желали
получить письменное изложение его учения. В ответ на  эту  просьбу  Марк
изложил все, что слышал от ап. Петра о земной жизни И. Христа,  в  форме
чрезвычайно  наглядной  и  живописной.  Е.   свое   Марк,   по-видимому,
предназначал для язычников. В нем редко делаются ссылки на Ветхий Завет,
но  зато  часто  объясняются  различные  иудейские  обычаи,  как  ядение
опресноков в праздник пасхи, омовение рук и сосудов. Е. написано  Марком
или в Риме, или в Александрии. В нем изображается по преимуществу  время
торжественного служения Мессии, когда  Он  победоносно  выступал  против
греха и злобы мира  сего.  Е.  Марка  состоит  из  16  глав,  начинается
явлением  Иоанна  Крестителя  и  оканчивается  сообщением,   как   после
вознесения Христа апостолы пошли проповедовать учение  Христово.  В  нем
одном только, между прочим, рассказывается эпизод о  неизвестном  юноше,

Страницы: «« « 968   969   970   971   972   973   974   975   976  977   978   979   980   981   982   983   984   985   986  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь