Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 961   962   963   964   965   966   967   968   969  970   971   972   973   974   975   976   977   978   979  » »»

состояния,  соединяется  с  общей  мировой  Д.  и  т.  д.  Все  подобные
верования, усложняясь и развиваясь с ходом культуры,  оказывают  влияние
на отношение к умершим, на погребальные обряды. Вообще не только дикари,
но в народы,  достигшие  уже  довольно  значительной  культуры,  склонны
воображать себе загробный мир по аналогии с настоящим, чем и объясняется
погребение умерших в одежде, с украшениями,  орудиями,  оружием,  пищей,
посудой, домашними животными, рабами и т. д., помещение их  в  могиле  и
гробнице, похожей на  пещеру,  землянку,  шатер;  снабжение  их  лодкой,
лошадью, оленями, собакой - для дальнего пути и пр. Животные и рабы  при
этом убиваются, да и неодушевленные  предметы  (напр.,  посуда,  оружие)
часто ломаются, так как в данном случай важны не они,  а  так,  сказать,
"души" их, которые, предполагается, будут служить душе их владельца. При
веровании в вознесение Д. на небо, приличным способом  похорон  является
трупосожжение, когда пламя уносит вверх возгорающиеся  элементы  тела  и
положенных с ним предметов; при веровании в  переселение  Д.  подходящим
является  предоставление  трупа  на  съедение  животным  и  птицам;  при
развитии убеждения в конечном оживлении  тела  -  сохранение  последнего
путем мумифицирования. Во всех этих  заботах  об  умерших  можно  видеть
доказательство верования в загробную жизнь, в душу, а  вместе  с  тем  и
проявление чувства почтения к умершему; но последнее не всегда  основано
на альтруизме, а во многих случаях  скорее  на  эгоизме,  на  стремлении
обезопасить себя от мести и злых действий покинувшего тело духа. На  это
указывает целый  ряд  погребальных  обрядов  и  поверий,  следы  которых
сохранились  отчасти  и  в  народных  массах  культурных  племен,  напр.
вынесете покойника не через дверь (чтобы не вернулся), а через окно  или
нарочно проделанное  отверстие;  шествие  на  кладбище  окольным  путем;
связывание и пеленание умершего; очищение после похорон огнем  в  т.  д.
Некоторые кочевые дикари, в  случай  смерти  родича,  оставляют  труп  и
перекочевывают на другое место; другие,  как  только  наступает  агония,
задушают умирающего,  набрасывают  на  него  кожи  и  крепко  обвязывают
ремнями и веревками. Покинувшая тело Д. становится по  воззрению  многих
нардов, духом, сохраняющим известную волю и силу и  способным  проявлять
их по отношению к живым. Отсюда страх  перед  душами  умерших  (особенно
бывших   сильными   воинами   или   мощными   шаманами),   почитание   и
умилостивление  Д.  предков,  даже  отожествление  их  с  злыми  духами.
Впрочем, понятие о Д. часто осложняется смешением первобытных  верований
с  позднейшими  философскими  воззрениями  или   комбинацией   различных
представлений. Д. подразделяется на несколько,  напр.  на  две,  одну  -
выхождение которой констатируется сном, и другую
   -  оставляющую  тело  при  смерти;  у  китайцев  одна   Д.   остается
хранительницей  дома,  другая  -  могилы,  третья   невидимо   принимает
жертвенные дары; из тройной Д. римлян manes уходили в преисподнюю, anima
или spiritus возносилась на небо, a umbra оставалась в гробнице, и т. д.
Различные виды или части Д. считались иногда  пребывающими  в  различных
частях тела: вест-индские индийцы помещали Д. в сердце, голове  и  руке,
как познавание, чувство и волю; Платон  полагал,  что  познавание  имеет
пребывание в голове, чувство - в груди, желания - в животе.
   Дуэт (Duetto, Duo) - музыкальное сочинение для двух инструментов  или
двух голосов, с инструментальным  сопровождением.  Каждая  партия  дуэта
имеет самостоятельный характер.  Форма  инструментального  Д.  обширнее,
вокального - более простая. Вокальный  Д.  пишется  как  самостоятельный
концертный  номер  или  входит   в   состав   вокально-инструментального
сочинения, напр. оперы.
   Дынное дерево (Carica Papaya  L.)  -  дерево  из  рода  Carica,  куда
относятся до 20 видов тропической  Америки.  Оно  имеет  колоннообразный
ствол, вышиною в 2 или 3 саж., который вовсе не ветвится и нес„т  только
на верхушке большой пучок крупных 5 или 7-милопастных лапчатых листьев с
очень длинными черешками. Во всех частях растения находится млечный сок.
Цветы одно-половые и собраны длинными  кистями,  выступающими  из  углов
листьев. Плоды подобны плодам дыни, бывают иногда длиною в 1 фут и в 1/2
фута  толщиною.  Растение  это  замечательно   тем,   что   представляет
единственное дерево, разводившееся туземцами с древнейших времен. Теперь
его разводят во всех тропических странах.  Плоды  употребляются  в  пищу
сырыми и в разных приготовлениях; млечный сок в короткое время  смягчает
самое жесткое мясо:  для  этого  довольно  прибавить  к  воде  несколько
капель. Можно смягчать мясо даже завертывая его в  листья  Д.  д.  Ствол
хотя и идет на поделки, но древесина его крайне мягка, так как он растет
очень быстро. В особых приспособленных  к  тому  полостях  ствола  живут
муравьи, не только не вредящие растению, но охраняющие его от  нападения
врагов, против которых они выползают массами при малейшем прикосновении.
   А. Б.
   Дыня (Cucumis melo L.) - растение из семейства тыквенных  и  из  рода
огурцов (Cucumis). Однолетняя  трава  с  лежачими  стеблями  и  крупными
листьями на длинных черешках. Цветы однополовые.  Всем  известные  плоды
бывают необыкновенно разнообразны по величине,  форме,  цвету,  нежности
мякоти и вкусу. Первоначальное отечество Д. не  вполне  выяснено.  Всего
вероятнее, что все необыкновенно многочисленные разновидности и  породы,
которые возделываются в садах и огородах теплых и умеренных стран  всего
мира, происходят от нескольких диких видов, из коих один растет в Индии,
другой - в тропической Африке.
   А. Б.
   Кажется, греки (Гиппократ) были уже знакомы с Д., а Плиний  упоминает
о ней под теперешним ее именем "melo". Уже  в  V  ст.  появилось  первое
наставление  к  разведению  Д.,  но  до  начала  нынешнего  культура  Д.
распространялась медленно. В России Д. разводились уже в  XVI  ст.,  как
видно из записок Герберштейна; однако  культура  их  в  Западной  Европе
стоит гораздо выше,  в  особенности  относительно  разнообразия  сортов.
Последние могут быть подразделены на три группы: канталупы,  сетчатые  и
гладкокожие. а) Канталупы имеют форму сплюснутого шара,  по  поверхности
которого идут широкие ребра, разделенные узкими и  глубокими  бороздами;
кожица  очень  толстая,  морщинистая   или   даже   бородавчатая;   мясо
преимущественно оранжево-красного цвета,  тающее  и  очень  сладкое,  б)
Сетчатые Д. большей частью правильно шарообразной, изредка продолговатой
формы   и   покрыты   сероватою   сеткою;   ребристость   слабая;   мясо
оранжево-желтое или красное, а иногда зеленое  или  белое.  Наконец,  в)
гладкокожие или мальтийские Д. составляют переходную форму  между  двумя
упомянутыми группами, не очень резко от них различающуюся;  они  большею
частью продолговаты; кожица тонкая, гладкая, с  едва  заметными  следами
ребер или сетки; мясо зеленоватое или  белое  (лишь  у  немногих  сортов
красное), нежное, тающее и сладкое, с сильным запахом, не столь  пряное,

Страницы: «« « 961   962   963   964   965   966   967   968   969  970   971   972   973   974   975   976   977   978   979  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь