Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 961 962 963 964 965 966 967 968 969 970 971 972 973 974 975 976 977 978 979 » »» состояния, соединяется с общей мировой Д. и т. д. Все подобные верования, усложняясь и развиваясь с ходом культуры, оказывают влияние на отношение к умершим, на погребальные обряды. Вообще не только дикари, но в народы, достигшие уже довольно значительной культуры, склонны воображать себе загробный мир по аналогии с настоящим, чем и объясняется погребение умерших в одежде, с украшениями, орудиями, оружием, пищей, посудой, домашними животными, рабами и т. д., помещение их в могиле и гробнице, похожей на пещеру, землянку, шатер; снабжение их лодкой, лошадью, оленями, собакой - для дальнего пути и пр. Животные и рабы при этом убиваются, да и неодушевленные предметы (напр., посуда, оружие) часто ломаются, так как в данном случай важны не они, а так, сказать, "души" их, которые, предполагается, будут служить душе их владельца. При веровании в вознесение Д. на небо, приличным способом похорон является трупосожжение, когда пламя уносит вверх возгорающиеся элементы тела и положенных с ним предметов; при веровании в переселение Д. подходящим является предоставление трупа на съедение животным и птицам; при развитии убеждения в конечном оживлении тела - сохранение последнего путем мумифицирования. Во всех этих заботах об умерших можно видеть доказательство верования в загробную жизнь, в душу, а вместе с тем и проявление чувства почтения к умершему; но последнее не всегда основано на альтруизме, а во многих случаях скорее на эгоизме, на стремлении обезопасить себя от мести и злых действий покинувшего тело духа. На это указывает целый ряд погребальных обрядов и поверий, следы которых сохранились отчасти и в народных массах культурных племен, напр. вынесете покойника не через дверь (чтобы не вернулся), а через окно или нарочно проделанное отверстие; шествие на кладбище окольным путем; связывание и пеленание умершего; очищение после похорон огнем в т. д. Некоторые кочевые дикари, в случай смерти родича, оставляют труп и перекочевывают на другое место; другие, как только наступает агония, задушают умирающего, набрасывают на него кожи и крепко обвязывают ремнями и веревками. Покинувшая тело Д. становится по воззрению многих нардов, духом, сохраняющим известную волю и силу и способным проявлять их по отношению к живым. Отсюда страх перед душами умерших (особенно бывших сильными воинами или мощными шаманами), почитание и умилостивление Д. предков, даже отожествление их с злыми духами. Впрочем, понятие о Д. часто осложняется смешением первобытных верований с позднейшими философскими воззрениями или комбинацией различных представлений. Д. подразделяется на несколько, напр. на две, одну - выхождение которой констатируется сном, и другую - оставляющую тело при смерти; у китайцев одна Д. остается хранительницей дома, другая - могилы, третья невидимо принимает жертвенные дары; из тройной Д. римлян manes уходили в преисподнюю, anima или spiritus возносилась на небо, a umbra оставалась в гробнице, и т. д. Различные виды или части Д. считались иногда пребывающими в различных частях тела: вест-индские индийцы помещали Д. в сердце, голове и руке, как познавание, чувство и волю; Платон полагал, что познавание имеет пребывание в голове, чувство - в груди, желания - в животе. Дуэт (Duetto, Duo) - музыкальное сочинение для двух инструментов или двух голосов, с инструментальным сопровождением. Каждая партия дуэта имеет самостоятельный характер. Форма инструментального Д. обширнее, вокального - более простая. Вокальный Д. пишется как самостоятельный концертный номер или входит в состав вокально-инструментального сочинения, напр. оперы. Дынное дерево (Carica Papaya L.) - дерево из рода Carica, куда относятся до 20 видов тропической Америки. Оно имеет колоннообразный ствол, вышиною в 2 или 3 саж., который вовсе не ветвится и нес„т только на верхушке большой пучок крупных 5 или 7-милопастных лапчатых листьев с очень длинными черешками. Во всех частях растения находится млечный сок. Цветы одно-половые и собраны длинными кистями, выступающими из углов листьев. Плоды подобны плодам дыни, бывают иногда длиною в 1 фут и в 1/2 фута толщиною. Растение это замечательно тем, что представляет единственное дерево, разводившееся туземцами с древнейших времен. Теперь его разводят во всех тропических странах. Плоды употребляются в пищу сырыми и в разных приготовлениях; млечный сок в короткое время смягчает самое жесткое мясо: для этого довольно прибавить к воде несколько капель. Можно смягчать мясо даже завертывая его в листья Д. д. Ствол хотя и идет на поделки, но древесина его крайне мягка, так как он растет очень быстро. В особых приспособленных к тому полостях ствола живут муравьи, не только не вредящие растению, но охраняющие его от нападения врагов, против которых они выползают массами при малейшем прикосновении. А. Б. Дыня (Cucumis melo L.) - растение из семейства тыквенных и из рода огурцов (Cucumis). Однолетняя трава с лежачими стеблями и крупными листьями на длинных черешках. Цветы однополовые. Всем известные плоды бывают необыкновенно разнообразны по величине, форме, цвету, нежности мякоти и вкусу. Первоначальное отечество Д. не вполне выяснено. Всего вероятнее, что все необыкновенно многочисленные разновидности и породы, которые возделываются в садах и огородах теплых и умеренных стран всего мира, происходят от нескольких диких видов, из коих один растет в Индии, другой - в тропической Африке. А. Б. Кажется, греки (Гиппократ) были уже знакомы с Д., а Плиний упоминает о ней под теперешним ее именем "melo". Уже в V ст. появилось первое наставление к разведению Д., но до начала нынешнего культура Д. распространялась медленно. В России Д. разводились уже в XVI ст., как видно из записок Герберштейна; однако культура их в Западной Европе стоит гораздо выше, в особенности относительно разнообразия сортов. Последние могут быть подразделены на три группы: канталупы, сетчатые и гладкокожие. а) Канталупы имеют форму сплюснутого шара, по поверхности которого идут широкие ребра, разделенные узкими и глубокими бороздами; кожица очень толстая, морщинистая или даже бородавчатая; мясо преимущественно оранжево-красного цвета, тающее и очень сладкое, б) Сетчатые Д. большей частью правильно шарообразной, изредка продолговатой формы и покрыты сероватою сеткою; ребристость слабая; мясо оранжево-желтое или красное, а иногда зеленое или белое. Наконец, в) гладкокожие или мальтийские Д. составляют переходную форму между двумя упомянутыми группами, не очень резко от них различающуюся; они большею частью продолговаты; кожица тонкая, гладкая, с едва заметными следами ребер или сетки; мясо зеленоватое или белое (лишь у немногих сортов красное), нежное, тающее и сладкое, с сильным запахом, не столь пряное, Страницы: «« « 961 962 963 964 965 966 967 968 969 970 971 972 973 974 975 976 977 978 979 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |