|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 958 959 960 961 962 963 964 965 966 967 968 969 970 971 972 973 974 975 976 » »» распространенного в рукописях XVII и XVIII вв. "Прения Живота со
Смертью", западный источник которого указан проф. И. Ждановым ("К
литературной истории русской былевой поэзии", Киев, 1881). Стих "О
грешной матери" (Киреевский ј XXIX), заимствованный из Зерцала Великого,
близко следует источнику, но объяснения мук в сказании и стихе
различаются систематически: первое указывает главным образом грехи
нравственные и общечеловеческие, стих же переносит нас на русскую почву
и ставит муки исключительно в связь с женским туалетом и тщеславием.
Вообще духовный стих всегда стремится к поэтической полноте и
картинности, усиливает краски, резче определяет характеры, исключает
подробности, ослабляющие впечатление, прибавляет подробности эффектные и
рельефные. Лирические стихи калек в огромном большинстве представляют
самостоятельные отрывки из вышеуказанного обширного цикла о страшном
суде и загробной жизни; через перечень грехов с ним связан и
эпико-лирический стих о Пятнице, вне его стоят запевы, которыми калики
просят милостыню, благодарят за нее, восхваляя подавших, высказывая им
благие пожелания и умоляя Бога за их покойных родителей (они сочиняются
самими певцами экспромтом); не принадлежит к нему и чисто искусственная
так назыв. "Евангелистая песнь" о значении чисел, заимствованная
юго-западной письменностью с латинского. Из лирических стихов выделяется
особая группа стихов раскольничьих. Русские сектанты много
способствовали сохранению и распространению духовной поэзии: в свои
сборники они охотно вносят стихи об Иосифе, Плач Адама, канты (Д. стихи
чисто искусственные, школьного происхождения) о потопе и пр., так, как
они распевались старцами; другие стихи, напр. о царевиче Иоасафе, об
Аллилуевой жене и в особенности о страшном суде и о пришествии
антихриста они видоизменяют сообразно своим идеям; наконец, они сами
сочиняли и сочиняют массу стихов, отчасти пользуясь не только образами,
но и формою старых стихов, св. Писания и церковных гимнов, отчасти
пуская в ход звучную рифму и новый, искусственный размер. Общий тон их
произведений чисто лирический. "Фантазия сектантов", говорит Буслаев,
"уже не способна к спокойному эпическому творчеству. Оторопелая от
мнимых страшил антихристова века, наскоро схватывает она несколько
смутных, мрачных образов и тревожных ощущений и передает их то в
жалобных воплях изнемогающего мучения, то в грозных криках отчаяния, то
наконец в торжественной песне какого-то символического обряда". Служа
выражением внутреннего мира людей глубоко восторженных, но уже удаленных
от первобытной наивности и непосредственности, раскольничья поэзия
чувствует естественное влечение к символике. Богатство последней доходит
до поразительной степени: иногда эти символы довольно красивы (напр. в
песне о старце, потерявшем златую книгу), иногда безобразны и натянуты
(напр., в песнях так наз. людей Божиих). Чаще всего раскольники поэты
пускали в ход образы апокалипсические; иногда они пользовались внешней
формой и мелодией светских народных песен, чтобы подставить под них
религиозное содержание. Близкие к нашему времени движения в сектантстве
вызывают новые песни, сочиненный, по большей части, правильным
тоническим размером, разговорным языком и с богатыми рифмами. Так,
скопцы при Александре I воспевали своего отцаискупителя Селиверстова в
тоне и размере плясовой песни, популярной среди солдат и фабричных ("Как
во Питере во граде"); но к тому же Селиверстову прилагаются и формулы
древнейших Д. стихов.
Сборники Д. стихов: И. Киреевского ("Чтения в общ. ист. и др." 1848,
ј 9); П. Якушкина ("Летоп. русской лит." 1859, кн. 2, и "Отеч. Зап."
1860, ј 4). Значительно полнее их: "Сборник русских Д. стихов", сост. В.
Варенцовым (СПб., 1860) и особенно: "Калеки перехожие", сборник стихов и
исследование П. Бессонова" (М., 1861 - 64). О Д. стихах см. Ф. И.
Буслаева; "Русская народная поэзия" (СПб., 1887); Н. С. Тихонравова в
33-ем присуждении Демидовских наград; статьи И. И. Срезневского (в "Изв.
Имп. акд. наук", т. IX), И. Я. Порфирьева (в "Православном Собеседн."
1869, ј 9), А. Н. Веселовского, "Опыты по истории развития христианской
легенды" ("Ж. М. Н. Пр." 1875, јј 4 и 5; 1876, јј 2, 3, 4 и 6; 1877, јј
2 и 5); А. Кирпичникова, "Источники некоторых Д. стихов" ("Ж. М. Н. Пр."
1877, ј 10); его же, во 2-м изд. "Истории русской словесности Галахова,
"О Д. стихах"; И. Я. Порфирьева, "История русской словесности". А. Н.
Веселовского, "Разыскания в области русских духовных стихов" (в
"Записках имп. акд. наук" 1879 - 1889). Об отдельных стихах см. Дашкова,
"Об Алексее Божьем человеке" (в "Беседах общ. любит. росс. слов.", II,
1868, стр. 20 - 52); о страшном суде и загробной жизни - в кн. В.
Сахарова: "Эсхатологические сочинения и сказания" (Тула 1879); о
Димитрии Солунском - А. Кирпичникова, "Особый вид творчества в
древнерусской литературе" ("Ж. М. Н. Пр." 1890, ј 4); об Аллилуевой жене
- А. Д. Карнеева, "Мелкие разыскания в области Д. стиха" ("Ж. М. Н. Пр."
1892, М 6). Для сравнения Д. стихов с произведениями западной поэзии см.
Hoffmann v. Fallersleben, "Kirchenlied" (1857); Paul Piper, "Die
geistliche Dichtung des Mittelalters" (в "Deutsche National Litteratur",
изд. Иосифа Кюршнера, Берл. и Штутгардт).
А. Кирпичников.
Духовно-учебные заведения православного ведомства в России, как
специальные учреждения, ведут свое начало лишь со времени издания
Духовн. Регламента в 1721 г. хотя в древней Руси всякого рода школы
существовали главным образом при церквах, монастырях и архиерейских
домах, и хотя образование в них имело характер исключительно
религиозно-богословский, но они признавались, и были для своего времени,
общеобразовательными и всесословными. В священники поставлялись не
исключительно лица, в них получившие образование, но также и обучавшиеся
у книжных мастеров из частных лиц. Такое значение и характер имели даже
такие учебные заведения допетровской Руси, как киевская акад. и
московские ЗаиконоСпасские школы, позже образовавшие москов.
славяно-греко-латинскую акад. Постановлениями Духовного Регламента
повелено было "всякому епископу иметь при доме своем школу для детей
священнических и прочих в надежду священства определенных". Все ученье в
этих школах ограничивалось сначала "Начальным ученьем отроком",
составленным Феофаном Прокоповичем, и славянскою грамматикою, и лишь по
мере возможности предоставлялось обучать риторике, логике и прочему. Сам
составитель этих правил Духовн. Регламента, Феофан Прокопович, учредил
при своем доме в Петербурге духовную "семинарию", которая должна была
представлять образец учебных заведений этого рода. Здесь преподавались
науки как богословские, так и общеобразовательные; в числе учителей был
известный датчанин Адам Селлий, ученик знаменитого германского богослова
Страницы: «« « 958 959 960 961 962 963 964 965 966 967 968 969 970 971 972 973 974 975 976 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |