Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 958 959 960 961 962 963 964 965 966 967 968 969 970 971 972 973 974 975 976 » »» распространенного в рукописях XVII и XVIII вв. "Прения Живота со Смертью", западный источник которого указан проф. И. Ждановым ("К литературной истории русской былевой поэзии", Киев, 1881). Стих "О грешной матери" (Киреевский ј XXIX), заимствованный из Зерцала Великого, близко следует источнику, но объяснения мук в сказании и стихе различаются систематически: первое указывает главным образом грехи нравственные и общечеловеческие, стих же переносит нас на русскую почву и ставит муки исключительно в связь с женским туалетом и тщеславием. Вообще духовный стих всегда стремится к поэтической полноте и картинности, усиливает краски, резче определяет характеры, исключает подробности, ослабляющие впечатление, прибавляет подробности эффектные и рельефные. Лирические стихи калек в огромном большинстве представляют самостоятельные отрывки из вышеуказанного обширного цикла о страшном суде и загробной жизни; через перечень грехов с ним связан и эпико-лирический стих о Пятнице, вне его стоят запевы, которыми калики просят милостыню, благодарят за нее, восхваляя подавших, высказывая им благие пожелания и умоляя Бога за их покойных родителей (они сочиняются самими певцами экспромтом); не принадлежит к нему и чисто искусственная так назыв. "Евангелистая песнь" о значении чисел, заимствованная юго-западной письменностью с латинского. Из лирических стихов выделяется особая группа стихов раскольничьих. Русские сектанты много способствовали сохранению и распространению духовной поэзии: в свои сборники они охотно вносят стихи об Иосифе, Плач Адама, канты (Д. стихи чисто искусственные, школьного происхождения) о потопе и пр., так, как они распевались старцами; другие стихи, напр. о царевиче Иоасафе, об Аллилуевой жене и в особенности о страшном суде и о пришествии антихриста они видоизменяют сообразно своим идеям; наконец, они сами сочиняли и сочиняют массу стихов, отчасти пользуясь не только образами, но и формою старых стихов, св. Писания и церковных гимнов, отчасти пуская в ход звучную рифму и новый, искусственный размер. Общий тон их произведений чисто лирический. "Фантазия сектантов", говорит Буслаев, "уже не способна к спокойному эпическому творчеству. Оторопелая от мнимых страшил антихристова века, наскоро схватывает она несколько смутных, мрачных образов и тревожных ощущений и передает их то в жалобных воплях изнемогающего мучения, то в грозных криках отчаяния, то наконец в торжественной песне какого-то символического обряда". Служа выражением внутреннего мира людей глубоко восторженных, но уже удаленных от первобытной наивности и непосредственности, раскольничья поэзия чувствует естественное влечение к символике. Богатство последней доходит до поразительной степени: иногда эти символы довольно красивы (напр. в песне о старце, потерявшем златую книгу), иногда безобразны и натянуты (напр., в песнях так наз. людей Божиих). Чаще всего раскольники поэты пускали в ход образы апокалипсические; иногда они пользовались внешней формой и мелодией светских народных песен, чтобы подставить под них религиозное содержание. Близкие к нашему времени движения в сектантстве вызывают новые песни, сочиненный, по большей части, правильным тоническим размером, разговорным языком и с богатыми рифмами. Так, скопцы при Александре I воспевали своего отцаискупителя Селиверстова в тоне и размере плясовой песни, популярной среди солдат и фабричных ("Как во Питере во граде"); но к тому же Селиверстову прилагаются и формулы древнейших Д. стихов. Сборники Д. стихов: И. Киреевского ("Чтения в общ. ист. и др." 1848, ј 9); П. Якушкина ("Летоп. русской лит." 1859, кн. 2, и "Отеч. Зап." 1860, ј 4). Значительно полнее их: "Сборник русских Д. стихов", сост. В. Варенцовым (СПб., 1860) и особенно: "Калеки перехожие", сборник стихов и исследование П. Бессонова" (М., 1861 - 64). О Д. стихах см. Ф. И. Буслаева; "Русская народная поэзия" (СПб., 1887); Н. С. Тихонравова в 33-ем присуждении Демидовских наград; статьи И. И. Срезневского (в "Изв. Имп. акд. наук", т. IX), И. Я. Порфирьева (в "Православном Собеседн." 1869, ј 9), А. Н. Веселовского, "Опыты по истории развития христианской легенды" ("Ж. М. Н. Пр." 1875, јј 4 и 5; 1876, јј 2, 3, 4 и 6; 1877, јј 2 и 5); А. Кирпичникова, "Источники некоторых Д. стихов" ("Ж. М. Н. Пр." 1877, ј 10); его же, во 2-м изд. "Истории русской словесности Галахова, "О Д. стихах"; И. Я. Порфирьева, "История русской словесности". А. Н. Веселовского, "Разыскания в области русских духовных стихов" (в "Записках имп. акд. наук" 1879 - 1889). Об отдельных стихах см. Дашкова, "Об Алексее Божьем человеке" (в "Беседах общ. любит. росс. слов.", II, 1868, стр. 20 - 52); о страшном суде и загробной жизни - в кн. В. Сахарова: "Эсхатологические сочинения и сказания" (Тула 1879); о Димитрии Солунском - А. Кирпичникова, "Особый вид творчества в древнерусской литературе" ("Ж. М. Н. Пр." 1890, ј 4); об Аллилуевой жене - А. Д. Карнеева, "Мелкие разыскания в области Д. стиха" ("Ж. М. Н. Пр." 1892, М 6). Для сравнения Д. стихов с произведениями западной поэзии см. Hoffmann v. Fallersleben, "Kirchenlied" (1857); Paul Piper, "Die geistliche Dichtung des Mittelalters" (в "Deutsche National Litteratur", изд. Иосифа Кюршнера, Берл. и Штутгардт). А. Кирпичников. Духовно-учебные заведения православного ведомства в России, как специальные учреждения, ведут свое начало лишь со времени издания Духовн. Регламента в 1721 г. хотя в древней Руси всякого рода школы существовали главным образом при церквах, монастырях и архиерейских домах, и хотя образование в них имело характер исключительно религиозно-богословский, но они признавались, и были для своего времени, общеобразовательными и всесословными. В священники поставлялись не исключительно лица, в них получившие образование, но также и обучавшиеся у книжных мастеров из частных лиц. Такое значение и характер имели даже такие учебные заведения допетровской Руси, как киевская акад. и московские ЗаиконоСпасские школы, позже образовавшие москов. славяно-греко-латинскую акад. Постановлениями Духовного Регламента повелено было "всякому епископу иметь при доме своем школу для детей священнических и прочих в надежду священства определенных". Все ученье в этих школах ограничивалось сначала "Начальным ученьем отроком", составленным Феофаном Прокоповичем, и славянскою грамматикою, и лишь по мере возможности предоставлялось обучать риторике, логике и прочему. Сам составитель этих правил Духовн. Регламента, Феофан Прокопович, учредил при своем доме в Петербурге духовную "семинарию", которая должна была представлять образец учебных заведений этого рода. Здесь преподавались науки как богословские, так и общеобразовательные; в числе учителей был известный датчанин Адам Селлий, ученик знаменитого германского богослова Страницы: «« « 958 959 960 961 962 963 964 965 966 967 968 969 970 971 972 973 974 975 976 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |