Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 963   964   965   966   967   968   969   970   971  972   973   974   975   976   977   978   979   980   981  » »»

Д. сам любил говорить, что  у  него  было  в  течение  его  литературной
карьеры столько же сотрудников,  сколько  было  генералов  у  Наполеона.
Какова была роль этих сотрудников -  дело  далеко  не  разъясненное;  по
мнению защитников Д. (Жюля Жанена, Б. де Бюри),  он  пользовался  только
чужими набросками сюжетов и  создавал  из  них  совершенно  оригинальные
пьесы; другие же, в особенности Мирекур, доказывают документально,  что,
за исключением "Christine",  "Henri  III",  "Charles  Vll"  и  "Antony",
заимствованных самим Д. из различных источников, Д.  не  принадлежит  ни
одна из пьес, подписанных его  именем.  Мнение  Мирекура  подтверждается
отчасти процессом, возникшим по поводу "Tour de Nesle"  между  Гальярде,
Жаненом и Д. Каждый из них предъявлял  авторские  права  на  пьесу,  над
которой каждый, поочередно, работал, а между тем Д. поставил ее на сцену
под одним своим именем.  Каково  бы  ни  было,  впрочем,  участие  Д.  в
авторстве известных  под  его  именем  пьес,  несомненно,  что  в  общей
сложности  они  представляют  цельный  тип  драматических  произведений,
приближающихся к романтизму  только  внешними  приемами,  стремлением  к
яркости языка и исторического  колорита,  к  воспроизведению  обстановки
изображаемой эпохи; внутреннего же содержания, анализа  душевной  жизни,
характеров и вообще живых лиц, в пьесах Д. очень мало.
   Несмотря на громкий успех некоторых. пьес Д.,  затмивший,  на  время,
даже славу В. Гюго, главный источник популярности Д. кроется, однако, не
в них, а  в  его  бесчисленных  романах,  повестях,  дневниках,  путевых
заметках и т. д. Он написал громадное количество томов о  своих  путевых
впечатлениях, причем не стеснялся давать подробные отчеты о путешествиях
по странам, в которых никогда  не  был.  Известнейшие  из  этих  путевых
заметок: "Impressions de voyage (en Suisse)", "Excursions sur les  bords
du Rhin", "Le Speronare", "De Paris a Cadix", "Le Caucase", "De Paris  a
Astrakan" (много величайших  курьезов).  Как  романист,  Д.  дебютировал
короткими новеллами: "Le Cocher de cabriolet", "Blanche de  Beaulien"  и
др., за которыми последовали более длинные повести: "Le Capitaine Paul",
"Ascanio", "Sylvandire" etc.  и,  наконец,  его  знаменитые  многотомные
романы: "Les trois mousquetaires", с  двумя  продолжениями:  "Vingt  ans
apres" и "Dix ans plus tard ou le Vicornte de Bragelonne", "Le Comte  de
Monte-Christo", "La Reine Margot", "Le Chevalier de  la  Maison  Rouge",
"La Dame de Monsorean"  (1846),  "Le  Batard  de  MauIeon"  (1846),  "La
Comtesse de Charny" (1853 - 1855) и др. Огромное количество вышедших  за
подписью Д. томов романов и повестей выдвигает в еще более острой  форме
вопрос о так называемых сотрудниках Д. Несколько процессов, возбужденных
против  Д.,  обнаружили  феноменально  легкомысленное  и   бесцеремонное
отношение романиста к  своим  произведениям:  выяснено,  напр.,  что  он
выставлял свое имя на обложке книг,  которых  он  даже  не  читал,  а  в
процессе 1847 г. доказано было, что за один год Д. напечатал  под  своим
именем больше, чем самый проворный переписчик мог бы переписать в течете
целого года, если бы работал без перерыва днем и ночью.  Из  бесконечной
массы  написанного  Д.  (насчитывается  приблизительно   1200   т.   его
произведений)  Мирекур  оспаривает   у   него   самое   лучшее:   "Trois
Mousquetaires", "Monte-Christo",  "Chevalier  de  la  Maison  Rouge"  он
приписывает О. Макэ, "Ascanio", "Amaury" - Мерису, "Georges" -  Мальфилю
и т. д. Нельзя не заметить, однако, что, как  и  пьесы  Д.,  романы  его
имеют несомненное "фамильное  сходство".  Помимо  смены  вечно  новых  и
разнообразных  инцидентов,  в  них  чувствуется  общий  характер  удали,
веселья и беззаботности, вполне отражающий  личность  самого  Д.  Лучшим
романом Д. считается его героическая эпопея  о  похождениях  трех  (или,
вернее, четырех) мушкетеров, в которой  Д.  создал  (почти  единственный
среди   его   произведений)   вполне   определенный   тип   д'Артаньяна,
остроумного, вес„лого и храброго гасконца, беззаветно преданного друзьям
и вместе с тем отлично охраняющего свои интересы.  Любимые  герои  Д.  -
доблестные искатели приключений, гордые красавцы, любители вина, карт  и
женщин, смелые и здоровые,  хватающиеся  за  рукоять  шпаги  при  каждом
удобном и неудобном случае.  Этот  тип,  с  небольшими  видоизменениями,
повторяется во всех романах Д. и составляет центр интриги. В сравнении с
ним женские фигуры в романах Д. слабы  и  бледны,  также  как  и  в  его
драмах. Исторические романы Д. ("Balsamo", "Collier de la Reine",  "Ange
Pitou", "Chevalier de la Maison-Rouge")  столь  же  фантастичны,  как  и
романы похождений, в роде Монте-Кристо; исторический  сюжет  служит  ему
только, по его собственному выражению, гвоздем, чтобы повесить  на  него
картину. Много зарабатывая, Д. еще больше  тратил;  он  то  строит  себе
великолепный замок Монте-Кристо, то должен скрываться от  кредиторов.  В
1847 г. он сделался директором "Theatre Historique", на  котором  ставил
много своих пьес; особенный успех имела "Chevalier de la Maison  Rouge",
из которой заимствована революционная песня 1848 г.:  "Mourons  pour  lа
patrie". После 1848 г. он издавал очень недолго жившую газету  "Mois"  и
вздумал заняться политикой, но  его  кандидатура  в  депутаты  не  имела
успеха.  В  1864  -  60  г.  он  был   редактором   "Le   Mousquetaire",
переименованном потом в "Monte-Christo". В своих мемуарах Д.  с  большой
откровенностью, доходящей до цинизма, рассказывает подробности о себе  и
о жизни своего сына, с которым он был в большой дружбе. Старость Д. была
печальная; он был очень стеснен в средствах, обременен долгами и  жил  в
уединении. См. Blaze  de  Bury,  "A.  Dumas";  Dubarry,  "4  celebrites"
(1874); Mirecourt, "Les Contemporains". A. de  Boissieu,  "Lettres  d'un
passant" (1869); Jules Janin, "A. D.".
   З. Венгерова.

   Дюма-сын (Alexandre Dumas fils) сын  предыдущего,  знаменитый  франц.
драматург, член франц. акд.  Род.  в  1824  г.  Мать  его  была  простая
парижская работница, от которой Д. унаследовал любовь  к  аккуратному  и
спокойному образу жизни, так резко отличающую  его  от  чисто  цыганской
натуры отца. Разорвав связь с кроткой, непритязательной гризеткой Jenny,
Д. отец узаконил своего сына и дал ему хорошее воспитание. 18-ти лет  он
начал писать стихотворения в периодических изданиях; в 1847 г.  появился
его первый стихотворный сборник: "Peches de jeunesse"; за ним последовал
ряд мелких повестей и рассказов, на которых отчасти  отразилось  влияние
отца ("Aventures de  quatre  femmes  et  d'un  perroquet",  "Le  Docteur
Servans", "Cesarine", "Le  Roman  d'une  femme",  "Trois  hommes  forts"
etc.), а потом и более оригинальные романы и повести:  "Diane  de  Lys",
"Un paquet de lettres", "La dame aux perles", "Un cas de rupture" и  др.
Талант Д. сказался в полном объеме только  тогда,  когда  он  перешел  к
психологическим  драмам.  В  них  он   затрагивал   наболевшие   вопросы
общественной и семейной жизни и решал  их  по  своему,  со  смелостью  и
талантом, делавшими из каждой его пьесы общественное событие. Серию этих

Страницы: «« « 963   964   965   966   967   968   969   970   971  972   973   974   975   976   977   978   979   980   981  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь