|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 963 964 965 966 967 968 969 970 971 972 973 974 975 976 977 978 979 980 981 » »» Д. сам любил говорить, что у него было в течение его литературной
карьеры столько же сотрудников, сколько было генералов у Наполеона.
Какова была роль этих сотрудников - дело далеко не разъясненное; по
мнению защитников Д. (Жюля Жанена, Б. де Бюри), он пользовался только
чужими набросками сюжетов и создавал из них совершенно оригинальные
пьесы; другие же, в особенности Мирекур, доказывают документально, что,
за исключением "Christine", "Henri III", "Charles Vll" и "Antony",
заимствованных самим Д. из различных источников, Д. не принадлежит ни
одна из пьес, подписанных его именем. Мнение Мирекура подтверждается
отчасти процессом, возникшим по поводу "Tour de Nesle" между Гальярде,
Жаненом и Д. Каждый из них предъявлял авторские права на пьесу, над
которой каждый, поочередно, работал, а между тем Д. поставил ее на сцену
под одним своим именем. Каково бы ни было, впрочем, участие Д. в
авторстве известных под его именем пьес, несомненно, что в общей
сложности они представляют цельный тип драматических произведений,
приближающихся к романтизму только внешними приемами, стремлением к
яркости языка и исторического колорита, к воспроизведению обстановки
изображаемой эпохи; внутреннего же содержания, анализа душевной жизни,
характеров и вообще живых лиц, в пьесах Д. очень мало.
Несмотря на громкий успех некоторых. пьес Д., затмивший, на время,
даже славу В. Гюго, главный источник популярности Д. кроется, однако, не
в них, а в его бесчисленных романах, повестях, дневниках, путевых
заметках и т. д. Он написал громадное количество томов о своих путевых
впечатлениях, причем не стеснялся давать подробные отчеты о путешествиях
по странам, в которых никогда не был. Известнейшие из этих путевых
заметок: "Impressions de voyage (en Suisse)", "Excursions sur les bords
du Rhin", "Le Speronare", "De Paris a Cadix", "Le Caucase", "De Paris a
Astrakan" (много величайших курьезов). Как романист, Д. дебютировал
короткими новеллами: "Le Cocher de cabriolet", "Blanche de Beaulien" и
др., за которыми последовали более длинные повести: "Le Capitaine Paul",
"Ascanio", "Sylvandire" etc. и, наконец, его знаменитые многотомные
романы: "Les trois mousquetaires", с двумя продолжениями: "Vingt ans
apres" и "Dix ans plus tard ou le Vicornte de Bragelonne", "Le Comte de
Monte-Christo", "La Reine Margot", "Le Chevalier de la Maison Rouge",
"La Dame de Monsorean" (1846), "Le Batard de MauIeon" (1846), "La
Comtesse de Charny" (1853 - 1855) и др. Огромное количество вышедших за
подписью Д. томов романов и повестей выдвигает в еще более острой форме
вопрос о так называемых сотрудниках Д. Несколько процессов, возбужденных
против Д., обнаружили феноменально легкомысленное и бесцеремонное
отношение романиста к своим произведениям: выяснено, напр., что он
выставлял свое имя на обложке книг, которых он даже не читал, а в
процессе 1847 г. доказано было, что за один год Д. напечатал под своим
именем больше, чем самый проворный переписчик мог бы переписать в течете
целого года, если бы работал без перерыва днем и ночью. Из бесконечной
массы написанного Д. (насчитывается приблизительно 1200 т. его
произведений) Мирекур оспаривает у него самое лучшее: "Trois
Mousquetaires", "Monte-Christo", "Chevalier de la Maison Rouge" он
приписывает О. Макэ, "Ascanio", "Amaury" - Мерису, "Georges" - Мальфилю
и т. д. Нельзя не заметить, однако, что, как и пьесы Д., романы его
имеют несомненное "фамильное сходство". Помимо смены вечно новых и
разнообразных инцидентов, в них чувствуется общий характер удали,
веселья и беззаботности, вполне отражающий личность самого Д. Лучшим
романом Д. считается его героическая эпопея о похождениях трех (или,
вернее, четырех) мушкетеров, в которой Д. создал (почти единственный
среди его произведений) вполне определенный тип д'Артаньяна,
остроумного, вес„лого и храброго гасконца, беззаветно преданного друзьям
и вместе с тем отлично охраняющего свои интересы. Любимые герои Д. -
доблестные искатели приключений, гордые красавцы, любители вина, карт и
женщин, смелые и здоровые, хватающиеся за рукоять шпаги при каждом
удобном и неудобном случае. Этот тип, с небольшими видоизменениями,
повторяется во всех романах Д. и составляет центр интриги. В сравнении с
ним женские фигуры в романах Д. слабы и бледны, также как и в его
драмах. Исторические романы Д. ("Balsamo", "Collier de la Reine", "Ange
Pitou", "Chevalier de la Maison-Rouge") столь же фантастичны, как и
романы похождений, в роде Монте-Кристо; исторический сюжет служит ему
только, по его собственному выражению, гвоздем, чтобы повесить на него
картину. Много зарабатывая, Д. еще больше тратил; он то строит себе
великолепный замок Монте-Кристо, то должен скрываться от кредиторов. В
1847 г. он сделался директором "Theatre Historique", на котором ставил
много своих пьес; особенный успех имела "Chevalier de la Maison Rouge",
из которой заимствована революционная песня 1848 г.: "Mourons pour lа
patrie". После 1848 г. он издавал очень недолго жившую газету "Mois" и
вздумал заняться политикой, но его кандидатура в депутаты не имела
успеха. В 1864 - 60 г. он был редактором "Le Mousquetaire",
переименованном потом в "Monte-Christo". В своих мемуарах Д. с большой
откровенностью, доходящей до цинизма, рассказывает подробности о себе и
о жизни своего сына, с которым он был в большой дружбе. Старость Д. была
печальная; он был очень стеснен в средствах, обременен долгами и жил в
уединении. См. Blaze de Bury, "A. Dumas"; Dubarry, "4 celebrites"
(1874); Mirecourt, "Les Contemporains". A. de Boissieu, "Lettres d'un
passant" (1869); Jules Janin, "A. D.".
З. Венгерова.
Дюма-сын (Alexandre Dumas fils) сын предыдущего, знаменитый франц.
драматург, член франц. акд. Род. в 1824 г. Мать его была простая
парижская работница, от которой Д. унаследовал любовь к аккуратному и
спокойному образу жизни, так резко отличающую его от чисто цыганской
натуры отца. Разорвав связь с кроткой, непритязательной гризеткой Jenny,
Д. отец узаконил своего сына и дал ему хорошее воспитание. 18-ти лет он
начал писать стихотворения в периодических изданиях; в 1847 г. появился
его первый стихотворный сборник: "Peches de jeunesse"; за ним последовал
ряд мелких повестей и рассказов, на которых отчасти отразилось влияние
отца ("Aventures de quatre femmes et d'un perroquet", "Le Docteur
Servans", "Cesarine", "Le Roman d'une femme", "Trois hommes forts"
etc.), а потом и более оригинальные романы и повести: "Diane de Lys",
"Un paquet de lettres", "La dame aux perles", "Un cas de rupture" и др.
Талант Д. сказался в полном объеме только тогда, когда он перешел к
психологическим драмам. В них он затрагивал наболевшие вопросы
общественной и семейной жизни и решал их по своему, со смелостью и
талантом, делавшими из каждой его пьесы общественное событие. Серию этих
Страницы: «« « 963 964 965 966 967 968 969 970 971 972 973 974 975 976 977 978 979 980 981 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |