Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 971   972   973   974   975   976   977   978   979  980   981   982   983   984   985   986   987   988   989  » »»

Первое  состоит  из  президента,  вице-президента  и  пяти  асессоров  и
составляет самостоятельную коллегию, заменяющую синод в промежутки между
его сессиями, подготовляющую  и  применяющую  его  решения.  Синодальный
совет ежегодно созывается в Берлине, чтобы вместе  с  церковным  советом
рассуждать о делах церкви; он состоит из 17 членов,  избираемых  по  три
или по два от всех провинций.
   - Этим положением далеко не все остались довольны.  Многие  находили,
что все осталось по-прежнему, так как министр,  чрез  которого  делаются
доклады королю,  имеет  право  и  не  представлять  доклада;  другим  не
нравилось установленное новым порядком участие мирян в церковных  делах;
ортодоксам вообще новый порядок казался слишком  либеральным.  Положение
1876 г. о генеральном евангелическом  синоде,  с  подведомственными  ему
учреждениями, составляет,  однако,  и  теперь  основание  устройства  Е.
церкви. См. Nippold, "Handbuch der neuesten Kirchengeschichte  seit  der
Restauration von 1814" (1867); "Schwarz, "Zur  Geschichte  der  neuesten
Theologie" (1856); Hundeshagen, "Der deutsche  Protestantismus"  (1854);
Jorg,  "Neueste  Geschichte  des  Protestantismus"  (1858);  И.  Осинин,
"Письма о церк. состоянии Запада" ("Христ. Чтение", 1862  и  1865  гг.);
Кустодиев, "О совр. сост. церков. жизни за границей"  ("Христ.  Чтение",
1870 г.) Н. Марков, "Приход в Е. церкви Пруссии" (в  журнале  "Странник"
1887 г.). Повременные известия  о  церковной  жизни  в  Германии  см.  в
хронике  журнала:  "Чтения  в  Московск.  обществе  любителей  духовного
просвещения" за 1863 - 88 гг.
   Н. Б.
   Евгений  Савойский,  принц  кариньянский,  маркграф  Салуццо,  австр.
генералиссимус (1663 - 1736), младший сын принца Е.  Морица  Савойского.
Оскорбленный отказом Людовика XIV дать ему  полк,  он  оставил  Францию,
поступил волонтером в австр. войско и во время  нашествия  Кара  Мустафы
(1683) на Вену приобрел  большую  славу.  В  1690  г.  он  был  назначен
командующим австр. войсками в Италии и соединился с  герцогом  савойским
Виктором-Амедеем. Последний, вопреки советам Е., вступил с французами  в
бой при Стаффарде, был разбит, и только храбрость  и  распорядительность
Е. спасли союзные войска от окончательной гибели. В 1691 г. Е.  принудил
маршала Катина снять осаду кр. Кони;  в  1691  г.,  с  авангардом  армии
герцога савойского, вторгся в Дофинэ и овладел несколькими крепостями. В
1697  г.  он  одержал  блистательную  победу  над  турками  при   Зенте,
способствовавшую  заключению,  в  1699   г.,   выгодного   для   Австрии
Карловицкого мира. В 1701 г., назначенный главнокомандующим в Италии, он
совершил трудный переход через Тридентские  Альпы  и,  после  побед  при
Капри и Киари, занял Ломбардию до р. Олио. Кампанию  1702  г.  он  начал
внезапным нападением на Кремону, причем был взят в план маршал Виллеруа;
затем весьма искусно оборонялся против превосходных сил маршала Вандома.
Назначенный президентом гофкригсрата, Е. принял ряд мер, спасших Австрию
от величайшей опасности, в которую поставили ее  восстание  венгерцев  и
успехи французов в Баварии. В 1704 г., вместе с  герцогом  Мальборо,  Е.
одержал победу при Гохштедте, которая  повела  к  отпадению  Баварии  от
союза с Людовиком XIV. В 1705 г. Е. был послан в Испанию, где  остановил
успехи Вандома, а в 1706 г.  одержал  победу  под  Турином,  заставившую
французов очистить Италию. В 1707 г. он  вторгся  в  Прованс  и  осаждал
Тулон, но безуспешно; в 1708 г., вместе с Мальборо, разбил  Вандома  при
Уденарде и взял  Лилль,  а  в  1709  г.  нанес  Виллеруа  поражение  при
Мальплаке. В 1712 г. Е. был разбит при  Денеке  и  в  1714  г.  подписал
Раштадтский мир. В 1716 г он  разбил  турок  при  Петервардейне  и  взял
Темешвар, а в следующем году одержал решительную победу  под  Белградом.
Эти победы нанесли сильный удар могуществу турок в Европе  и  привели  к
заключению Пассаровицкого мира. До 1724 г. он был штатгальтером в австр.
Нидерландах. Карл VI относился к Е. не с таким доверием, как Леопольд  I
и Иосиф I; враждебная ему партия при дворе  усилилась,  но  все  же  его
влияние чувствовалось при решении всех важных  государств.  вопросов.  В
роли главнокомандующего  Е.  появился  еще  раз;  в  войне  за  польское
наследство (1734 - 35), но скоро был отозван. Отличительные черты принца
Е., как полководца - смелость и решительность,  основанная  на  глубоком
понимании противников и данной обстановки,  неистощимость  в  приискании
средств  для  осуществления  намеченных  планов,  хладнокровие  в  самые
критические  минуты  и  уменье  привязать  к  себе  сердца  солдат.  Ему
поставлен памятник в Вене. "Feldzuge  des  Prinzen  Eugen  von  Savoyen"
(Вена 1876 - 83); кн. Голицын, "Великие полководцы истории" (СПб. 1875);
Kausler, "Das Leben des Prinzen Eugen v. Savoyen" (Фрейб. 1838 - 39).
   Евмениды (EumenideV, подразум. Jeai) -  милостивые,  благожелательные
(богини) - одно из названий  женских  божеств,  наиболее  известных  под
именем эринний, у римлян фурий, что  значит  гневные,  яростные,  богини
мстительницы;  именуются  также   величавыми   (Potniai),   досточтимыми
(Semnai). По Гесиоду, Е. - дочери земли, оплодотворенной  каплями  крови
старейшего  божества  Урана,  оскопленного  сыном  его,  Кроном.  Это  -
объяснительный миф позднейшего происхождения, приурочивающий родословную
Е. к первому в мире насилию против родителя.  По  Эсхилу,  Е.  -  дочери
Ночи;  Софокл  называет  их  детьми  мрака  и  земли.  В  мифах,  к  ним
относящихся, Е. - земные  божества,  находящиеся  в  теснейшей  связи  с
исконными правилами и  устоями  человеческого  общежития.  Они  неусыпно
наблюдают за тем, чтобы от века установленные отношения между старшими и
младшими, родителями и детьми, богатыми и бедными,  благоденствующими  и
несчастными и т.п. не были нарушаемы к  выгоде  одной  стороны  на  счет
другой. Есть Эриннии отца, матери, родителей, также детей, нищих, т.  е.
всякого, кто обижен и чья обида вопиет о  мщении.  Воплям  и  проклятиям
жертвы внемлют богини и преследуют виновного без  устали  и  пощады,  не
только на земле, но и в преисподней, после смерти, пока мера  мщения  не
исполнится.  Уже  в  Илиаде  богини-мстительницы  живут  в  преисподней.
"Бродящими  во  мраке",   где   гнездятся   преступления,   "жестокими",
"свирепыми", "гибельными" называются они у Гомера. Одна из Е. носит  имя
Мегеры.  В  рисунках  на  вазах  Е.  неоднократно  изображаются  в  роли
наказующих  божеств  в  преисподней.  Наружный  вид  богинь,   свирепых,
кровожадных и беспощадных, внушал жертвам  ужас  и  отвращение.  Старые,
седые, со злобным кровавым взором, со змеями в волосах, Е. или лают  как
собаки, или ревут как  разъяренные  быки;  змеи  обвивают  их  туловище,
ползут по плечам, или в руках богинь шипят и с открытою пастью тянутся к
жертве; иногда Е. изображаются с бичом в  руке,  с  факелом,  освещающим
путь в погоне за виновным. Пифия в ужасе бежит из святилища Аполлона при
виде Е., расположившихся у жертвенника. Аполлон гонит их из своего храма
туда, где виновных казнят, где раздаются стоны измученных  преступников.
Не одною смертью карают богини: с момента  совершения  преступления  они

Страницы: «« « 971   972   973   974   975   976   977   978   979  980   981   982   983   984   985   986   987   988   989  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь