Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 978   979   980   981   982   983   984   985   986  987   988   989   990   991   992   993   994   995   996  » »»

(Circesium) впадает Хабур; 110 км. далее, у Верди  течение  поворачивает
на В. и достигает 360 м. ширины и 5,5  м.  глубины.  Близ  Рава  течение
преграждается рифом, который и составляет главное препятствие в русле Е.
до Басры.
   На правом берегу реки, на расстоянии 1200  км.  от  вступления  ее  в
равнину и на 980 км. от устья лежит Хит.  Е.  изливает  здесь  в  каждую
секунду 2065 куб. м. воды. Высоты переходят в холмы; только немного выше
Хилеса Хазва представляет каменистую гряду; дальше же до самого моря  не
встречается ни одного камня. У Хита река становится глубже  и  бурнее  и
напоминает Дунай в Болгарии. Около конца марта, в дождливое время,  река
начинает разливаться и между 21 и  28  мая  самая  высокая  вода.  Здесь
плавают преимущественно на плотах, поставленных на надутые бараньи кожи,
так назыв. keleks. Ниже всего уровень воды в Е. бывает в  ноябре;  тогда
между Дигет-ус-Ланк  и  Бушлаубфортом  (почти  полпути  от  Бридшика  до
Басры), на протяжении 740 км., благодаря скалам и мелям,  представляется
39  опасных  мест  для  кораблей.  Ниже  Хета  по  обеим  сторонам  реки
появляются  многочисленные  каналы,  служащие  для  орошения  полей.  Во
времена  арабов  каналы  Нар-иза,  Нар-Сарзар,   НарМалка   и   Нар-Кута
преобразили всю страну, пересеченную сетью  каналов,  в  один  роскошный
сад. Но из всей сети каналов даже одна сотая часть в настоящее время  не
действует. Система каналов  начинается  выше  Фелуджа  (по  Раулинсону),
древнего Перизабора, Аубара - арабов. Если в этом месте Е.  прорвется  и
наполнит так назыв. Саклавиаканал (идущий от Нар-Иза), то вся  местность
к З от Багдада будет затоплена.
   Нижнее течение реки от Диваниша до Корна представляет из  себя  целый
ряд плесов, поросших камышом, Paludes Chaldaici,  теперешние  Ламлумские
болота. Ширина реки у Диваниша = 150 м., у Ламлума =  110  м.,  и  почти
везде 3,6 м. глубины; быстрота = 4,5 км. в час во время половодья. После
соединения с рукавом Ламлум, ширина реки снова  равняется  180  м.;  она
обходит 9 о-вов; берега ее высоки. Ламлумские болота представляют до сих
пор главное препятствие для судоходства: их воздух носит в себе  заразу;
жители дики и негостеприимны; но на  холмах  этих  болот  лежат  остатки
многих древних городов, очевидно, ранних рассадников цивилизации: Эрех -
теперешний Варка; халдейский Ур - теперешний  Мугхаир;  оба  близ  реки;
вероятно, в свое время были большими городами. У Корна (31ё  с.  ш.)  Е.
кончается, соединяясь с Тигром  и  образуя  Шатель-Араб.  В  Е.  водится
превосходная рыба. Вдоль берегов много лесу,  каменного  угля,  смолы  и
нефти. Общая длина реки = 2775  км.  Попытки,  сделанные  англичанами  в
1835-37  гг.   под   руководством   полковника   Чесни   (Chesuey)   для
организования  пароходства  на  Е.,  по-видимому  доказали,   что   план
воспользоваться этой  рекой,  как  водной  дорогой  между  Ост-Индией  и
Средиземным  морем,  при  настоящем  положении  дел  неосуществим.   См.
Chesney, "The expedition for the survey of  the  Euphrates  and  Tigris"
(Л., 1850).
   Евхаристия  -  название  одного   из   главнейших   таинств   церкви,
признаваемого  всеми  христианскими  вероисповеданиями.  Совершение  его
составляет главное  христианское  богослужение  -  литургию.  По  учению
церквей православной, католической и армяногригорианской, в  Е.  хлеб  и
вино пресуществляются в истинное тело и  кровь  Христовы.  Лютеране,  не
признают   пресуществления,    а    допускают    только    соприсутствие
действительных тела и крови Христовых в Е. с хлебом и  вином  (cum,  in,
sub pane); по их учению, однако, вкушающий хлеб и вино Е. приобщается  в
ней действительных тела и крови Христовых. Цвингли учил, что в Е. тело и
кровь Христовы присутствуют только для созерцания очами веры, и  вкушают
их верные только духовно, мысленно; хлеб и вино не  пресуществляются,  а
остаются самими собою и служат лишь символами тела  и  крови  Христовых,
воспроизводящими в памяти верных дело, свершенное И. X., причем вкушение
их возбуждает в верующем столь твердую веру в И. X., что дело искупления
делается  как  бы  присущим  вкушающему,  неотъемлемым  достоянием   его
существа. Кальвин учил, что христианин в Е. причащается тела и крови Хр.
"реально и субстанционально", но присутствуют они  в  хлебе  и  вине  не
вещественно, а духовно. Вероисповедание англиканское учит о Е.  согласно
с реформатами. В  частностях  учения  о  Е.  существуют  разности  между
правосл. и катол. церквами.  В  первой  веществом  для  Е.  служит  хлеб
квасный (artoV), во второй - пресный (опресноки).  Относительно  времени
пресуществления правосл. церковь учит, что оно происходит во  время  так
назыв. совершительной  евхаристийной  молитвы,  предначинаясь  в  момент
произнесения  воспоминательных  слов  этой  молитвы:  "даде  св.   своим
учеником... рек (И.  X.):  приимите  ядите,  сие  есть  тело  мое..."  и
совершаясь  вполне  в  момент  произнесения  просительных  слов  той  же
молитвы: "сотвори хлеб сей честное тело Христа Твоего, а еже в чаше  сей
- честную кровь Христа Твоего, преложив Духом Твоим святым,  аминь".  По
учению римской церкви пресуществление совершается в момент  произнесения
слов Христовых, которыми была установлена Е., а не во  время  призывания
на св. дары Св. Духа. Правосл. церковь приобщает мирян под обоими видами
- хлеба и вина; католическая церковь приобщает мирян  лишь  одного  тела
Христова, под видом хлеба. Таинство Е. может  быть  совершено  только  в
храме, во время литургии, или, по нужде (напр. если  церковь  сгорела  и
еще не отстроена вновь) - и в частном доме, но непременно на антиминсе.
   Н. Б.
   Егерь, иногда егарь (oт нем. jager - охотник) - охотничья прислуга  в
ружейной охоте. На обязанности егерей лежит:  1)  надзор  за  охотничьим
хозяйством  в  предназначенных  для  охоты  угодьях;  2)  подготовка   и
устройство охот, и  3)  оказание  охотникам  соответствующих  услуг  при
производстве охот. К  обязанностям  первого  рода  относятся:  охранение
угодий, лично и через сторожей, от самовольной  охоты  посторонних  лиц;
прикармливание в зимнее время некоторых птиц и  зверей  (преимущественно
серых куропаток и диких  коз);  истребление  хищников,  не  составляющих
предмета охоты, напр. ястребов, кошек, и  наблюдение  за  сторожами,  за
охотничьими постройками и за всеми вообще охотничьими  принадлежностями.
Обязанности второго рода заключаются в дрессировке и  натаске  собак,  в
разыскании тетеревиных и глухариных токов, удобных мест  вальдшнепной  и
утиной тяги, выводков и вывалов дичи, в  обкладывании  медведей,  лосей,
волков в других зверей, в найме загонщиков (кричан) для облав и в  самом
устройстве облав. Е. должны оказывать охотникам помощь отличным  знанием
дела и местности и скорейшим разысканием дичи в удобных для стрельбы  ее
условиях. Между Е., за последнее двадцати пятилетие, приобрели в  России
громкую известность, особенным способом облавы на зверей,  псковичи  или
лукаши, происходящие из деревни Острова, Псковской  губ.,  и  получившие
второе свое название от родоначальника их, старообрядца беспоповщинского

Страницы: «« « 978   979   980   981   982   983   984   985   986  987   988   989   990   991   992   993   994   995   996  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь