Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 975   976   977   978   979   980   981   982   983  984   985   986   987   988   989   990   991   992   993  » »»

вражде с Олимпиадой, матерью Александра В., и  покровительствовала  сыну
Антипатра, Кассандру. В 317 г. Филипп и Е. попались  в  руки  Олимпиады.
Филиппа она приказала умертвить, а Е. долго держала в  темнице,  надеясь
сломить ее гордость. Когда она этого не достигла, то предложила Е. самой
выбрать род смерти. Е. покончила с собой через повешение.
   Еврипид   (EuripidhV)   -   афинянин,   младший   из    трех    греч.
трагиков-корифеев. Родился на Саламине, в  день  знаменитой  победы,  20
сент. 480 г. до Р. Хр., от зажиточных, но незнатных родителей. Был женат
дважды; от второй жены имел трех сыновей, из которых  один  также  писал
трагедии. В семейной жизни был несчастлив, что не осталось  без  влияния
на его и без того невеселый нрав  и  на  его  суждения  о  женщинах.  От
политической деятельности уклонялся. Под конец жизни Е. был приглашен  к
царскому  двору  Архелая  в  Македонии.  Умер  в  407  г.  Много  читал,
преимущественно  книги  философского  содержания  (у  него  была  первая
значительная  частная  библиотека);  имел  общение  с  современными  ему
философами, софистами и политическими деятелями:  Трагедии  Е.  обличают
зависимость его воззрений на природу от физического  учения  Анаксагора;
на моральных и религиозных понятиях трагика и на  его  стиле  отразилось
влияние Протагора, Продика  и  вообще  софистов,  скептицизм  которых  и
занятия диалектикой гармонировали с настроением и  вкусами  Е.,  первого
ученого поэта. В 455 г. Е. участвовал впервые в драматическом состязании
на афинской сцене, но только в 440 г. впервые  получил  высшую  награду.
Подобно Эсхилу и Софоклу, Е. ставил свои трагедии  тетралогиями.  Из  92
пьес, приписывавшихся  ему  в  древности,  можно  восстановить  названия
80-ти. До нас дошло из них 18 трагедий, из кот. "Рес" принадлежит  более
позднему поэту, и сатирич. драма "Циклоп". Лучшие,  по  оценке  древних,
драм у Е. для нас потеряны; из уцелевших увенчан был только "Ипполит". В
числе сохранившихся пьес самая ранняя
   - "Алкестида"; к наиболее поздним принадлежат "Ифигения в  Авлиде"  и
"Вакханки". В "Алкестиде" (438) героиня добровольно отдает себя  смерти,
чтобы сохранить жизнь любимого супруга, царя  Фер  в  Фессалии,  Адмета.
Несмотря на то, что по  содержанию  и  тону  пьеса  выделяется  из  ряда
античных трагедий, она отличается  всеми  особенностями  творчества  Е.:
преобладающий   интерес   сосредоточивается   на   женском    характере,
исполненном высокого героизма. Предпочтительная разработка женских ролей
в трагедии была нововведением Е., и  поэт  остался  верен  себе  в  этом
отношении до конца. Гекуба, Поликсена,  Кассандра,  Андромаха,  Макария,
Ифигения, Елена, Електра, Медея, Федра, Креуса, Андромеда, Агава  и  мн.
др. представляют собою типы наиболее законченные  и  жизненные;  хоры  в
трагедиях Е. чаще составлены из женщин. Мотивы супружеской и материнской
любви, нежной преданности,  бурной  страсти,  женской  мстительности,  в
связи с хитростью, коварством и жестокостью, занимают в драмах Е. весьма
видное место. Женщины Е. превосходят его  мужчин  силою  воли,  яркостью
чувства,  большею  настойчивостью  в  защите  своих  человеческих  прав.
Положительные женские характеры многочисленнее  в  уцелевших  трагедиях,
нежели отрицательные; даже такие  женщины,  как  Федра,  Медея,  Гекуба,
обуреваемые  разрушительными  страстями,  искупают  свою  вину  тяжестью
выпавших на их долю испытаний.  "Женоненавистничество"  Е.,  послужившее
для  Аристофана  поводом  к  комедии  "Женщины  на  празднике  Деметры",
выражается гораздо больше в суждениях действующих лиц  в  самого  поэта,
нежели в образе  действий  и  нравственных  качествах  его  героинь.  Не
последнюю роль отводит Е. рабам, по положению в обществе близко стоявшим
к женщинам. Много раз изображал он тяжелую долю раба, особенно рабыни, и
учил зрителей состраданию и человечному отношению к рабам и  несчастным.
"Одно позорно  у  раба  -  имя;  во  всем  прочем  добрый  раб  не  хуже
свободного". "Для многих рабов позорно только имя, а душою они свободнее
не рабов". Е. верит в равенство всех людей по природе,  как  происшедших
от общей  матери-земли.  В  "Алкестиде"  изображение  легендарного  мира
проникнуто впечатлениями  действительности;  отсюда,  с  одной  стороны,
общие сентенции на разные случаи жизни, софистические тонкости в диалоге
между Адметом и его отцом, а с другой - низведение легендарных личностей
на  уровень  современных  поэту  граждан  и  гражданок,  с  их  обычными
слабостями и достоинствами. В "Медее" (431) искусство трагика  достигает
высшей степени в двух сценах: во второй беседе  с  Язоном,  когда  Медея
силится скрыть гнетущее ее чувство жалости к детям, ею же обреченным  на
смерть, и под видом спокойствия и покорности едва сдерживает в себе бурю
разрушительной страсти, - и в  сцене  прощания  Медеи  с  детьми,  когда
чувство нежной любви к детям борется с неутоленной жаждой  мести  Язону.
Ипполит  (428)  послужил  образцом  для  "Федры"   Расина.   Е.   дважды
обрабатывал этот сюжет для сцены; до нас дошла более  поздняя  трагедия.
Падение Трои, распределение царственных пленниц между ахейскими вождями,
скорбь их при сборах в путь  на  далекую  чужбину  -  таково  содержание
трагедии "Троянки". Дальнейшее развитие той же темы составляют  "Гекуба"
и "Андромаха". В первой из них  скорбь  и  отчаяние  Гекубы,  у  которой
отнимают  Поликсену  для  заклания   на   могиле   Ахиллеса,   сменяются
необузданной яростью старой царицы-пленницы и жаждою  мести  фракийскому
царю Полиместору, за умерщвление сына ее Полидора.  "Андромаха",  только
отчасти сходная  с  одноименной  трагедией  Расина,  поставлена  была  в
Аргосе, в то время, когда  аргивяне  заключили  союз  с  Афинами  против
Спарты (424  -  422).  Речь  Андромахи  против  Менелая  служит  как  бы
выражением антиспартанской политики Афин и Аргоса. "Ифигения в  Авлиде",
которою воспользовался Расин для своей "Ифигении", изображает  решимость
Агамемнона принести свою дочь в жертву Артемиде, чтобы  доставить  успех
общеэллинскому  делу.  В  последнюю  минуту  Ифигения  изъявляет  полную
покорность судьбе,  предпочитая  славную  смерть  за  отечество  жалкому
прозябанию:  "не  варварам  господствовать  над  эллинами",   восклицает
героиня:  "рабы  -  варвары,  эллины  свободны".  Из  слов  вестника   и
Агамемнона  греки  узнают  о  чудесном  исчезновении   Ифигении   из-под
жертвенного ножа и о замене ее ланью. "Ифигения у  тавров"  имеет  своим
сюжетом прибытие Ореста и Пилада в Тавриду, где Ифигения служит Артемиде
и обязана приносить иноземцев в жертву богине. Брат и сестра узнают друг
друга и благополучно возвращаются в Грецию. Тот же сюжет обработан Г„те.
"Елена" (412) построена на том варианте троянского сказания, по которому
супруга Менелая вовсе и не была в Трое, но перенесена  была  Гермесом  в
Египет. Менелай, занесенный туда же бурей, узнает Елену  и,  при  помощи
Диоскуров, бежит вместе с нею из Египта. В "Електре" - с тем же сюжетом,
что "Девушки с возлияниями"  Эсхила  и  "Електра"  Софокла  -  совмещены
больше, чем в других пьесах, характеристические черты Еврипидова театра.
Дочь Агамемнона, выданная Эгисфом замуж за поселянина, живет с  мужем  в
крестьянской избе, в деревне. Больше всего сокрушается  она  собственной

Страницы: «« « 975   976   977   978   979   980   981   982   983  984   985   986   987   988   989   990   991   992   993  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь