Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 979   980   981   982   983   984   985   986   987  988   989   990   991   992   993   994   995   996   997  » »»

согласия, Луки - отца Изота Лукича, изобретшего псковский способ  охоты.
Преимущества этого способа состоят  в  том,  что  псковичи,  изучив  все
сноровки зверей (главным образом волков и лисиц), быстро обкладывают  их
и втроем, один посредине,  другие  -  по  бокам,  гонять  их  в  заранее
определенное  место  на  охотника.  Псковичи   нанимаются   на   службу,
обыкновенно, артелями в три человека и, в зимнее время, получают  каждый
до 100 р. в месяц жалованья. (Подробности см. в ст.  Дмитриева-Мамонова,
в "Журн. Охоты" за 1874 и 1876 гг.; заметка В. Н. Г., в журн. "Природа и
Охота" за июнь, 1884 г.). На основании Высочайше  утвержденных  3  февр.
1892 г. правил об охоте, Е. выдаются бесплатные охотничьи свидетельства;
по утверждении их в звании  охотничьих  сторожей  они  освобождаются  от
телесного наказания и, в отношении преследования нарушителей  охотничьих
законов, пользуются  всеми  правами,  предоставленными  страже  казенных
лесов.
   С. Безобразов.
   Егеря конные (видоизменение  драгун)  в  настоящее  время  существуют
только во  Франции  (20  полков)  и  в  Австрии,  где  в  военное  время
формируются 2 эскадрона тирольских конн. Е. и 1 отделение  далматинских.
-  В  России  этот  род  войска  был  введен  кн.   Потемкиным   (1788),
сформировавшим, при екатеринославском кирасирском и при всех легкоконных
полках,  команды  конн.  Е.  В  1789  г.  изо  всех  этих  команд  и  из
елизаветградского легкоконного полка сформирован был конно-Е. полк  того
же наименования. К 1796 г. у нас было уже 4 полка конно-Е.  Павел  I  их
уничтожил. При Александре  I,  в  1812  г.,  8  драгунских  полков  были
переименованы  в  конно-Е.  В  1833  г.  конно-Е.   полки   были   опять
расформированы и обращены на  усиление  полков  уланских,  драгунских  и
гусарских.
   Египет Древний (греч. AiguptoV , лат.  Aegyptus,  фр.  Egypte,  англ.
Egypt, нем. Aegypten, итал. Egytto, арабск. Masz).
   Название Е. унаследовано от греков, у которых оно  означало  северную
часть (до первого водопада) Нильской долины и ближайшие  оазы  Ливийской
пустыни. Из многочисленных этимологий  слова  заслуживает  внимания  та,
которая сопоставляет его с древним священным именем  Мемфиса  -  Гакапта
(святилище божественной субстанции Пта).  Сами  египтяне  называли  свою
страну  Qemt  (копт.  XHMI:  KHME;  еврейский  Хам?)   =   чернозем,   в
противоположность Чезер = красная земля, пустыня. Семиты называли Египет
(собств. северный) "Мицраим", т.е. "два укрепления", намекая,  вероятно,
на пограничные валы. Отсюда это  название  перешло  к  персам,  в  форме
"Мудрайя". По характеру и климату  Е.  делится  на  две  части,  некогда
самостоятельные: Верхний Е. и Нижний Е.  или  Дельту.  Древние  египтяне
делили свою страну на северную (Па-та-мег) и южную (Па-та-рес,  Патрусим
Библии). Во все время египетской истории мы встречаемся с  раздроблением
страны на мелкие части, которые иногда удавалось соединять в одно целое,
но которые, при слабости центрального правительства, никогда не упускали
случая вспомнить о своей обособленности и самостоятельности. Число  этих
частей,  называвшихся  по  егип.  хеспу,  колебалось  между  36  и   47.
Назывались  они   первоначально   по   именам   животных,   естественных
произведений, культов, а  потом,  большею  частью,  до  своему  главному
пункту, и имели свои знамена и гербы. Египетская природа имела  огромное
влияние на обитателей страны. Обладая редким плодородием и  сравнительно
умеренным климатом, требуя в то же время от человека  труда  и  строгого
расчета, Е. был предназначен сделаться  колыбелью  одной  из  древнейших
культур,  носителями  которой  явились  предки  современных   коптов   и
феллахов. Египетский народ произошел от смешения с туземным  африканским
населением  азиатских  семитов,  вторгнувшихся  в  Нильскую   долину   в
доисторические времена. С неграми египтяне ничего общего не  имеют,  как
доказал проф. Р. Вирхов, произведший антропологические исследования  над
царскими  мумиями   булакского   музея.   Впоследствии   жители   Дельты
подвергались постоянно новым смешениям, не  оставшимся  без  влияния  на
тип, и современные феллахи несравненно ближе к  семитам,  хотя  все  еще
продолжают напоминать своих предков.  Себя  египтяне,  конечно,  считали
автохтонами и свою страну - родиной богов и  людей  ("ромету"  -  слово,
потом обозначавшее просто "египтяне").  Цвет  кожи  у  мужчин,  ходивших
только в передниках, был красный, у женщин, носивших  длинную  одежду  -
желтый.
   Источниками нашим сведений о древнем Е. служит,  во-первых,  все  то,
что сохранилось от его культуры, а  затем  -  известия  иностранцев.  На
первом плане следует поставить богатую туземную литературу, произведения
искусства, благодаря которым мы знакомы со всеми сторонами жизни народа,
произведениями ремесел и т.п. К числу туземных источников следует  также
отнести   и   сочинения   египтян,   писавших   по-гречески:   Манефона,
Гораполлона, Апиона, Херемона,  Германиона  и  мн.  др.  Из  иностранных
источников первое по важности место занимает Библия, известия которой  о
народе,  жившем  с  евреями   бок   о   бок,   отличаются   ясностью   и
объективностью. Особенно важны для периода упадка Е. пророческие  книги.
Другим дополнением, освещающим  факты  с  иной  точки  зрения,  являются
ассиро-вавилонские летописи, повествующие о походах Саргонидов на  Сирию
и Египет в темное время последних династий. К числу восточных источников
принадлежит Иосиф Флавий, разбирающий, в полемике с Апионом,  вопрос  об
исходе евреев и являющийся ценным источником для Птолемеевской эпохи. Из
классических источников весьма важен Геродот, пользовавшийся для 2  и  3
книги своего труда Гекатеем Милетским, подобно ему  путешествовавшим  по
Е. При Александре Вел. и Птолемее I путешествовал по Е. Гекатей Абдерит,
отрывки  из  сочинений  которого:  Aiguptiaka  производят  благоприятное
впечатление. Ими воспользовался, между пр., Диодор Сицил., писавший  уже
в то время, когда егип. культура не была для запада  чем  то  совершенно
неизвестным и непонятным; тем не менее история прошлых периодов  у  него
также  опирается  б.  ч.  на  сказки  и  не   отличается   тщательностью
хронологии. Эратосфену Книдскому (275-194) мы обязаны  списком  царей  в
kronograjiai.  Агафаркид  Книдcкий  (кон.  II   в.)   составил   "Перипл
Эрифрейского моря". Полибий  очень  важен  для  птолемеевского  периода.
Климент Александрийский (II-III в. по Р. Х.) собрал в  своих  StrwmateiV
ценные сведения об  егип.  культуре,  религии  и  истории.  Соч.  о  Е.,
написанные  многими  другими  греками  к  римлянами,  или  погибли,  или
сохранились в незначительных отрывках.
   Хронологический вопрос о начале Египетского государства до сих пор не
может считаться решенным; разногласия между учеными достигают  громадной
цифры 2079 лет. Большинство относит 1-ю династию к началу IV тысячелетия
до Р. Х. Конечно, культура существовала уже гораздо раньше.  Мы  застаем
Е. уже в зрелом возрасте, с  развитой  бюрократией,  с  сформировавшимся

Страницы: «« « 979   980   981   982   983   984   985   986   987  988   989   990   991   992   993   994   995   996   997  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь